В течение двух с лишним десятилетий положения Бреттон-Вудсской валютной системы исправно соблюдались, несмотря на то, что существовала значительная переоценка доллара, а в самих США практически в течение всего периода наблюдалось пассивное сальдо платежного баланса. Это можно объяснить двумя причинами. Во-первых, со стороны стран, затронутых войной, существовал устойчивый спрос на доллары США, необходимые для восстановления экономики и создания основ дальнейшего экономического роста. Во-вторых, все страны-участницы коллективными усилиями поддерживали доллар, так как для соблюдения паритетов были вынуждены скупать доллары.
Однако данная мировая система могла существовать лишь до тех пор, пока золотой запас США был достаточен для обмена всех долларов, предъявляемых зарубежными центральными банками, на золото. Вместе с тем возрастающие экономические и политические трудности в самих США (например, война во Вьетнаме), которые финансировались в основном за счет эмиссии денег, усилили несоответствие между долларовой денежной массой и золотым запасом. Отчетливо проявилось внутреннее противоречие мировой валютной системы, основанной на ключевой или резервной валюте, известное как дилемма Триффена. Согласно этой дилемме ключевая валюта должна была удовлетворять одновременно двум противоположным требованиям:
эмиссия ключевой валюты должна осуществляться в объемах, достаточных для обслуживания растущей опережающими темпами международной торговли. Поэтому объем денежной массы в ключевой валюте должен значительно превосходить размеры золотого запаса страны-эмитента;
ключевая валюта должна быть полностью обратима в золото, поэтому любая эмиссия должна соответствовать золотому запасу страны. Кроме того в этот период произошло перераспределение золотых запасов в пользу западноевропейских стран и Японии, где появились новые финансовые центры. Таким образом, США утратили свои позиции безоговорочного лидера мировой экономики.
Все это привело к кризису Бреттон-Вудсской валютной системы. С конца 60-х годов четко проявилась необходимость девальвации золота и реорганизации рынков золота. Хотя гражданам США запрещалось владеть золотом, частные иностранные инвесторы могли покупать золото на мировых рынках по фиксированной цепе 35 дол., за тройскую унцию, а США гарантировали проведение интервенции на рынках золота в случае роста цены сверх 35 долл., что по сути означало продажу золота. Учитывая, что золото использовалось для погашения обязательств центральным банкам стран - членов МВФ, это в совокупности налагало непосильное бремя на золотой запас США. Поэтому 17 марта 1968 г. рынок золота был разделен на два уровня: официальный и частный. На первом совершались официальные сделки с центральными банками и министерствами финансов иностранных государств и поддерживалась установленная цена на золото — 35 долл. за унцию. На частных же рынках куплю-продажу золота осуществляли частные индивидуальные и институциональные инвесторы по цене, складывающейся под воздействием спроса и предложения.
Для того чтобы еще больше обезопасить свой золотой запас, США активно поддержали внесение поправки в Устав МВФ, на основании которой был создана международная композитная денежная единица - специальные права заимствования (СДР). Единица СДР представляла собой «корзину» нескольких ведущих мировых валют, взятых в определенных соотношениях, которые отражают удельный вес соответствующих стран в международной торговле. Данный резервный актив предназначался для использования при осуществлении международных платежей.
Наряду с угрозой американскому золотому запасу завышенный курс доллара негативно сказывался на конкурентоспособности американских, товаров на мировых рынках. Европейские страны не были заинтересованы в повышении курсов их валют относительно доллара, что привело к удешевлению экспорта товаров из США и удорожанию европейских и японских товаров на американском рынке. Однако необходимость переломить негативные тенденции во внутренней экономической ситуации в США (золотой запас США стал приближаться к установленному законом критическому уровню 10 млрд. долл., цена золота на свободном рынке подскочила до 41 долл. за унцию) заставила президента Р. Никсона 15 августа 1971 г. объявить о радикально новой экономической программе, одним из основных пунктов которой являлся отказ от конвертируемости доллара США в золото.
17—18 декабря 1971 г. представители 10 наиболее развитых стран встретились в Смитсоновском институте в Вашингтоне, чтобы попытаться совместными усилиями преодолеть кризис доверия к доллару. Согласно Смитсоновскому соглашению, курс доллара по отношению к курсам ведущих европейских валют был девальвирован примерно на 8%(с 35 до 38 долл. за унцию золота), но без возобновления обмена доллара на золото по данному курсу Одновременно были увеличены пределы допустимых колебаний валютных курсов вокруг зафиксированных долларовых паритетов с ±1 до ±2,25%. Таким образом, страны пытались сделать доллар менее уязвимым для спекулятивных атак.
Однако эти меры не смогли устранить избыточное предложение долларов на валютном рынке. Несмотря на массированные интервенции со стороны иностранных центральных банков, курс доллара продолжал падать. После нескольких девальваций доллара большинство стран отпустили свои валюты в свободное плавание. Министры финансов стран Европейского союза, собравшиеся 16 марта 1973 г. в Париже, сделали официальное заявление, что отныне курс их валют '' по отношению к доллару США будет плавающим. Чуть ранее, 12 февраля, об аналогичных мерах объявила Япония. При этом страны не исключили возможности проведения в будущем валютных интервенций, если того потребует ситуация на валютных рынках, но отказались поддерживать какие-либо фиксированные курсы по отношению к доллару. Данное заявление означало конец Бреттон-Вудсской валютной системы.
2.3 Ямайкская валютная система
Официальное оформление следующая мировая валютная система получила в январе 1976 т. на конференции в Кингстоне (Ямайка, США). Данные соглашения де-юре закрепили уже фактически сложившуюся в мировой валютной системе ситуацию - переход к плавающим валютным курсам и многовалютному стандарту.
К основным характеристикам Ямайкской валютной системы можно отнести следующие положения:
валютные курсы являются плавающими;
произошла демонетизация золота. Оно больше не играет официальной роли в мировой валютной системе, а цена золота устанавливается на рынке свободно под воздействием рыночных сил;
произошел переход от стандарта доллара к многовалютному стандарту. Основными средствами международных расчетов стали свободноконвертируемые валюты и СДР;
отсутствуют установленные пределы колебаний валютных курсов. Курсы формируются свободно под воздействием спроса и предложения ;
центральные банки не обязаны поддерживать какие-либо паритеты своих валют, хотя они могут проводить валютные интервенции в целях поддержания относительной стабильности на мировых валютно-финансовых рынках;
каждая страна самостоятельно выбирает режим валютного курса, существует только одно ограничение - нельзя привязывать его к золоту
Первые годы функционирования Ямайкской валютной системы были отмечены резкими колебаниями валютных курсов и процентных ставок. Еще с октября 1973 г. Организация стран – экспортеров нефти (ОПЕК — Organization of Petroleum Exporting Countries, OPEC) начала успешно осуществлять действия, направленные на повышение мировой цены на нефть. В связи с этим к 1974 г. цены на «черное золото» выросли в 4 раза.
Различные страны по-разному отреагировали на подобное перемещение финансовых ресурсов в сторону стран-нефтеэкспортеров. Одни страны, в том числе США, попытались компенсировать высокие цены на энергоносители путём стимулирования расходов и проведения экспансионистской денежной политики при условии внедрения ограничений цен на нефть. В результате в этих странах; началась инфляция, и желаемого экономического роста достигнуто не было. Другие страны, как, например, Япония, допустили свободный рост цен на нефть и проводили более взвешенную денежную политику.
Таким образом, первая группа стран столкнулась со значительными дефицитами платежных балансов, так как для поддержания переоцененных валютных курсов правительства активно вмешивались в деятельность валютных рынков. Вторая же группа стран вместе с самими государствами-нефтеэкспортерами приобрела положительное сальдо платежных балансов. Эти события привели к тому, что курс американского доллара в 1977—1978 гг. на мировых рынках
стремительно падал.
Поворотной точкой в этом падении можно назвать 6 октября 1979 г., когда Федеральная резервная система США объявила о начале проведения новой более сдержанной денежной политики, направленной на стабилизацию объема денежной массы, пусть даже и ценой увеличения волатильности процентных ставок. Данные меры возымели свой результат — инфляцию и стоимость доллара удалось стабилизировать. Однако затем во время первого срока правления администрации президента Р. Рейгана (1981—1984 гг.) на, фоне устойчивого экономического роста в США стоимость американской валюты взмыла вверх.
Естественно, страны пытались координировать международную политику в валютной области, чтобы хоть как-то стабилизировать ситуацию на международных валютно-финансовых рынках. Только в течение 80-х годов среди центральных банков промышленно развитых стран обсуждалось несколько соглашений, направленных на преодоление нестабильности курса доллара на валютных рынках. Данные соглашения должны были продемонстрировать рынку желание лидирующих стран переломить тенденцию в курсообразовании доллара. Первым подобным соглашением стал договор Plaza Accord.