Смекни!
smekni.com

Объекты интеллектуальной собственности (стр. 11 из 63)

Согласно российскому законодательству переход права собственности на произведение изобразительного искусства не означает одновременной уступки авторского права, которое сохраняется за автором, кроме переходящих к собственнику прав, в частности права демонстрировать произведение на публичных выставках. Сохранение за создателем произведения изобразительного искусства авторского права ограничивает, следовательно, права собственника картины, эскиза, скульптуры. Так, собственник обязан обеспечить неприкосновенность произведения изобразительного искусства, и поэтому он не вправе вносить какие-либо изменения в тот материальный объект, в котором оно воплощено. Собственник, далее, должен предоставлять автору возможность осуществлять свои авторские правомочия в отношении произведения, например копировать его, для чего должен быть обеспечен доступ к произведению.

Принадлежащее автору право пользования материальным объектом, находящимся в собственности другого лица, есть право на чужую вещь, которое может иметь только вещный характер. В соответствии со ст. 12 ГК автор может потребовать защиты его права на пользование своим произведением. Суд может в своем решении установить условия и порядок осуществления авторских полномочий, обеспечивающие сохранность произведения и другие законные права и интересы собственника1 .

В юридической литературе в этой связи нередко приводится судебное дело по иску художника Ф.Ф. Федоровского к Театральному музею имени А. А. Бахрушина и Советской филателистической ассоциации по поводу издания художественных открыток, изображающих постановку в Большом театре Союза ССР отдельных сцен из оперы “Борис Годунов”. Ф. Ф. Федоровский был автором рисунков, декораций и костюмов. Фотосъемка отдельных сцен была произведена при его участии; однако выпуск открыток по этим съемкам был сделан без согласия художника. Ответчики в оправдание своих действий сослались на то. что издание открыток было репродукцией публичного зрелища и что само издание открыток является самостоятельным произведением. Верховный Суд СССР признал, во-первых, что рисунки художника сохраняют характер самостоятельного объекта авторского права и могут использоваться для воспроизведения отдельно от всего спектакля в целом, и, во-вторых, за художником сохраняются авторские права на созданное им произведение, хотя оно и перешло в собственность других лиц2 .

Копии произведений изобразительного искусства. Произведения изобразительного искусства в принципе могут (за исключением единичных случаев) не только воспроизводиться в виде репродукций, фотографий, слайдов и т.д., пои воссоздаваться в своей оригинальной предметной форме. Вопрос о правовом режиме копий произведений изобразительного искусства прямого разрешения в законодательстве не получил и должен решаться с учетом общих положений авторского права. Очевидно, что снятие копии с таких произведений допускается лишь с согласия автора или его правопреемников, а в некоторых случаях с согласия собственника, например музейного учреждения. Произведения изобразительного искусства, например скульптура, установленная в публичном месте, в отношении которой истекли сроки охраны, могут копироваться без чьего-либо разрешения.

Судебной практике известно решение, которым было удовлетворено требование автора, создавшего копию неохраняемого скульптурного произведения, указать его имя при издании фотоальбома, в котором воспроизводилось изображение его произведения. Такое решение вопроса, равно как и признание за создателем копии произведения изобразительного искусства иных авторских прав, представляется совершенно справедливым.

Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна. Произведения декоративно-прикладного искусства (далее —ДПИ) являются разновидностью произведений изобразительного искусства, хотя в законе они, ввиду своей значимости и присущих им особенностей, выделены в особую группу. Характерными признаками произведений ДПИ являются утилитарность и художественность их исполнения.

Они могут быть уникальными, фактически неповторимыми, но большинство из них тиражируется в массовом количестве для удовлетворения культурных и бытовых потребностей граждан.

Закон определения произведению ДПИ не дает, указывая в лучшем случае ориентировочный перечень изделий культурно-бытового назначения, который включает ювелирные, галантерейные, металлические изделия, изделия из кожи, кости, пластмассы, игрушки, значки, сувениры и т.п. В литературе произведения ДПИ определяются как художественные изделия бытового назначения, обладающие художественными и эстетическими качествами, а также не только удовлетворяющие прямые практические потребности, но и являющиеся украшением окружающей среды и человека1 .

Решение художественного совета лишь выполняет функцию оценки достоинств произведения с точки зрения промышленного использования и является основанием для выплаты вознаграждения. В случае необходимости такое решение может быть заменено иным документом, в частности решением суда2 .

Основная теоретическая и практическая проблема, связанная с произведениями ДПИ, состоит в их отграничении от охраняемых патентным правом промышленных образцов.

Единственное, что отличает рассматриваемые объекты друг от друга, — это то, что статус промышленного образца получается в официальном порядке по результатам патентной экспертизы на соответствие заявленного объекта установленным в законе требованиям. До того, как объект будет признан промышленным образцом, он охраняется в качестве объекта авторского права. В таком положении, на наш взгляд, нет ничего ненормального, ибо авторское право охраняет любые творческие результаты, воплощенные в объективную форму.

Что же касается специального упоминания произведений дизайна среди охраняемых авторским правом объектов, то это можно только приветствовать. Отсутствие такого указания в прежнем законодательстве порождало споры, поскольку некоторые пользователи отказывались считать произведения дизайна объектами авторского права.

Фотографические произведения.

В настоящее время фотографии и иные произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, признаются объектами ангорского права без каких-либо изъятий и дополнительных условий. Такое положение возникло далеко не сразу.

Труд фотографа приравниваются к технической деятельности и не охранялся нормами авторского права. Однако уже тогда признавалось, что это было несправедливо по отношению к тем фотографическим произведениям, которые бесспорно содержали в себе творческий элемент.

В последующем Основы авторского права 1928 г. и ГК РСФСР 1964 г. включили фотографии в круг охраняемых произведений, но в качестве условия их охраны ввели требование обязательного указания на каждом экземпляре имени автора, места и года выпуска произведения в свет. В основе подобного подхода лежала идея, что сам фотограф должен решить, следует ли рассматривать его фотографию в качестве творческого произведения или нет.

Вновь принятое законодательство об авторском праве исключило упоминание о выполнении каких-либо формальностей в отношении фотографий, признав их таким образом полноценными объектами авторского права. Наряду с фотографиями авторское право охраняет произведения голографии, т. е. объемные изображения объектов, слайды и иные произведения, полученные способами, аналогичными фотографии.

Охрана прав лица, изображенного на произведении изобразительного искусства. Закон устанавливает, что опубликование, воспроизведение и распространение произведения изобразительного искусства, на котором изображено другое лицо, допускается лишь с согласия изображенного, а после его смерти — с согласия детей и пережившего супруга (ст. 514 ГК РСФСР 1964 г.). В юридической науке указанное право именуется правом лица на собственное изображение или, что то же самое, правом на неприкосновенность внешнего облика. Данное право относится к одному из личных неимущественных прав граждан. Оно не входит в институт авторского права, но оказывает значительное влияние на осуществление авторских правомочий. Данное право сопряжено с известным ограничением прав автора по использованию своего произведения. Более того, само обнародование произведения, т. е. его доведение до неопределенного круга лиц, возможно лишь с согласия изображенного, которое должно быть получено до совершения этих действий.

После смерти изображенного на произведении лица согласие на обнародование и использование произведения вправе давать только указанные в законе лица, к которым относятся дети и переживший супруг. К другим наследникам данное право не переходит, и потому в случае отсутствия детей и пережившего супруга произведение может использоваться свободно, без чьего-либо согласия.

Законом, однако, предусматриваются два случая, когда согласия изображенного лица или его близких на обнародование, воспроизведение, распространение и иное использование произведения не требуется. Во-первых, это допускается, когда изображенное лицо позировало за плату. Во-вторых, это может быть сделано, когда в государственных или общественных интересах осуществляется распространение информации об изображенном лице. Что именно следует здесь понимать под государственными или общественными интересами, в законе не раскрывается.