Наследники и иные правопреемники. Субъектами авторского права после смерти автора становятся его наследники. Наследование авторских прав в соответствии с общим правилом может осуществляться либо по закону, либо по завещанию. При наследовании по закону наследниками авторских прав могут стать только граждане, которые входят в ту или иную очередь законных наследников. Если умерший автор не имел законных наследников и не оставил завещания, его авторские права, в отличие от иной наследственной массы, к государству не переходят, а прекращаются (ст. 552 ГК). При наследовании по завещанию авторские права могут быть переданы любому гражданину, независимо от его гражданства и наличия родственных отношений с умершим, или юридическому лицу, независимо от профиля его деятельности и местонахождения.
Следует отметить, что действующее законодательство — и авторское, и наследственное — не содержит четкой регламентации авторских прав 1 наследников. Поэтому конкретные правила приходится выводить путем толкования многих норм закона, а также анализа сложившейся судебной и нотариальной практики.
Остановимся вкратце на тех особенностях наследования авторских прав, которые представляют наибольший практический интерес.
В отличие от прав на произведение самих авторов, которые носят пожизненный характер, авторские права наследников ограничены установленным законом сроком. По ныне действующему законодательству авторские права наследников действуют в течение 50 лет после смерти автора, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти.
Важной особенностью наследования авторских прав является то, что субъективные авторские права переходят к наследникам в бездолевом порядке. Иными словами, авторское право наследуется как единое целое, не подлежащее ни выделу, ни разделу. Распоряжение перешедшим по наследству произведением осуществляется наследниками совместно и только по взаимному согласию. При отсутствии такого согласия, например при отказе кого-либо из наследников дать согласие на переиздание произведения, спор наследников рассматривается в суде. Исключение составляет, однако, переходящее по наследству право на получение гонорара. Гонорар может делиться между наследниками в любой пропорции в соответствии с завещательным распоряжением либо соглашением наследников о разделе наследства.
Наряду с авторами и наследниками субъектами авторского права выступают иные правопреемники. Указания на них как на особых носителей авторского права появились в российском законодательстве лишь в 1974 г. после присоединения Советского Союза к Всемирной конвенции об авторском праве. Это нововведение вызвало полярные оценки в юридической литературе и в значительной мере оживило давнишний спор о возможности передачи авторских прав другому лицу в порядке правопреемства. Поскольку данная дискуссия прямо связана с природой авторского договора, ее сущность будет раскрыта в главе 6. Сейчас лишь отметим, что выделение наряду с наследниками иных правопреемников авторов вытекало не только из подписания Советским Союзом Женевской конвенции, но и из правил внутреннего законодательства, которое всегда предусматривало возможность переуступки отдельных авторских правомочий иным субъектам.
В роли таких иных субъектов прежде всего выступают издательства, театры, киностудии и иные организации, занимающиеся использованием произведений науки, литературы и искусства. Они приобретают авторские права на основании заключенных с авторами и их наследниками авторских договоров. Становясь обладателями авторских прав, эти организации используют произведения и распоряжаются ими теми способами, которые предусмотрены конкретными договорами и в их пределах.
Разумеется, к правопреемникам авторские права переходят не в полном объеме. Так, не могут перейти ни по наследству, ни по договору, ни по другим указанным в законе основаниям такие личные неимущественные права, как право авторства и право на имя. Объем иных переходящих к правопреемникам прав определяется либо законом, либо договором и зависит от типа последнего.
Правопреемниками российских авторов могут быть как российские, так и иностранные юридические лица и граждане. При этом договоры с последними могут заключаться как при посредничестве авторско-правовых организаций, так и напрямую. Правомерно приобретенные авторские права правопреемников признаются и охраняются наравне с правами самих авторов.
Организации, управляющие имущественными правами автора на коллективной основе. Важными субъектами авторского права являются организации, управляющие имущественными правами авторов и обладателей смежных прав на коллективной основе. В соответствии со ст. 44 Закона РФ “Об авторском праве и смежных правах” такого рода организации могут создаваться непосредственно обладателями авторских и смежных прав в целях обеспечения этих прав в случаях, когда их практическое осуществление в индивидуальном порядке затруднено (публичное исполнение, в том числе на радио и телевидении, воспроизведение путем механической, магнитной и иной записи, репродуцирование и другие случаи).
Функции по регистрации публичного исполняемых произведений, сбору и выплате гонорара за их использование выполнялись Всесоюзным агентством по авторским правам (ВААП), а в последующем — Российским агентством интеллектуальной собственности (РАИС). Указом Президента РФ №10 “О государственной политике в области охраны авторских и смежных прав” от 7 октября 1993 г.1 РАИС было упразднено и одобрено создание авторами, имеющими договоры с РАИС об управлении их имущественными правами. Российского авторского общества (РАО) с целью реализации и защиты авторских прав. Российское авторское общество признано правопреемником РАИС в отношении имущества и внебюджетных финансовых средств на всех рублевых и валютных счетах, а также, с согласия сторон, по договорам, заключенным РАИС или перешедшим к РАИС в порядке правопреемства с российскими и зарубежными авторами, по соглашениям с зарубежными авторско-правовыми организациями и иными юридическими лицами.
Разумеется, наряду с РАО могут быть созданы и другие организации, управляющие имущественными правами авторов на коллективной основе. Закон передает решение этого вопроса на усмотрение самих авторов и обладателей смежных прав.
Организации, управляющие имущественными правами авторов на коллективной основе, действуют в пределах полученных от авторов полномочий на основе устава, утверждаемого в порядке, установленном законодательством. Они не вправе заниматься коммерческой деятельностью и самостоятельно осуществлять использование произведений и объектов смежных прав, полученных для управления на коллективной основе. Деятельность организаций, управляющих имущественными правами на коллективной основе, осуществляется в интересах обладателей авторских и смежных прав, предоставляемых такой организации. В отличие от организаций, приобретающих авторские права на использование произведений на основании авторских договоров и становящихся в силу этого полноправными обладателями этих прав, организации, убавляющие имущественными правами на коллективной основе, владельцами авторских прав не становятся. В отношениях с третьими лицами они выступают как представители авторов и действуют от их имени и в их интересах.
Наряду с полномочиями, полученными от обладателей авторских и смежных прав на основании заключенных договоров, организации, управляющие имущественными правами авторов на коллективной основе, в соответствии с п. Зет. 45 Закона РФ “Об авторском праве и смежных правах” вправе выступать также от имени тех авторов и обладателей смежных прав, которые не передали организации полномочия на управление принадлежащими им правами.
Среди функций организаций, управляющих имущественными правами на коллективной основе, которые закреплены статьей 46 Закона РФ “Об авторском праве и смежных правах”, можно выделить три основные. Прежде всего эти организации предоставляют лицензии пользователям на соответствующие способы использования произведений и объектов смежных прав. При этом в законе подчеркивается, что условия таких лицензий должны быть одинаковыми для всех пользователей одной категории, а отказ в выдаче лицензий без достаточных оснований но допускается. Далее, задачей организаций, управляющих имущественными правами на коллективной основе, является сбор вознаграждения за использование произведений и объектов смежных прав. Наконец, важнейшей функцией подобных организаций является распределение и регулярная выплата собранного вознаграждения обладателям авторских и смежных прав. Из собранного вознаграждения вычитаются суммы на покрытие фактических расходов по сбору, распределению и выплате такого вознаграждения, а также суммы, которые направляются в специальные фонды, создаваемые этими организациями с согласия и в интересах представляемых ими обладателей авторских и смежных прав. Вся оставшаяся часть собранных сумм распределяется между авторами и обладателями смежных прав пропорционально фактическому использованию произведений и объектов смежных прав. Одновременно с выплатой вознаграждения организации представляют обладателям авторских и смежных прав отчеты, содержащие сведения об использовании их прав.
5. Права авторов произведений науки, литературы и искусства
В результате создания произведения науки, литературы и искусства его автор приобретает ряд субъективных прав как личного неимущественного, так и имущественного характера. Эти права в действующем авторском законодательстве и в доктрине традиционно именуются исключительными. Теория исключительности авторских прав была детально разработана еще в русской дореволюционной литературе1 и воплотилась в законе 1911 г. Хотя природа исключительных прав продолжала вызывать споры, по мнению большинства ученых, эта конструкция обозначала прежде всего монополию обладателя авторского права на использование произведения2. В советский период оценка исключительности авторских прав существенно изменилась. Во многих работах прослеживалось предубежденное отношение к этой черте авторских прав, которая, однако, нашла отражение в Основах авторского права 1925 и 1928 г. Большинство советских юристов смущало то обстоятельство, что термин “исключительные права” используется в авторском законодательстве капиталистических стран. В связи с этим в советской юридической литературе подчеркивалось, что исключительный характер авторского права в советском гражданском праве, с одной стороны, и в буржуазном гражданском праве, с другой, не имеют между собой ничего общего, кроме названия3 .