Объективная форма выражения произведения тесным образом связана с возможностью его воспроизведения.
Закон РФ “Об авторском праве и смежных правах”, ограничивается указанием на необходимость придания произведению объективной формы и, в отличие от ст. 475 ГК РСФСР 1964 г. и ст. 134 Основ гражданского законодательства 1991 г., не упоминает при этом о том, что данная форма должна позволять воспроизводить результат творческой деятельности автора (п. 2 ст. 6). Иными словами, законодатель однозначно признал, что авторским правом охраняются любые выраженные вовне произведения, в том числе и те, объективная форма которых не связана с материальным носителем. Конечно, защита подобных произведений, например, публично произнесенных, но нигде не зафиксированных речей, лекций, докладов, особенно защита их от искажения, представляется более сложной, чем защита произведений, связанных с каким-либо материальным носителем. Но в принципе она может быть обеспечена, в связи с чем исключение из закона специального упоминания о возможности воспроизведения результата творческой деятельности как особого признака охраняемого произведения представляется оправданным.
Назначение и достоинства произведения. В советской юридической литературе было высказано мнение, что одним из критериев охраноспособности произведения должна считаться его общественная полезность1 . Однако эта позиция поддержки в науке не получила и была отвергнута подавляющим большинством ученых. Ни , прежнее, ни ныне действующее законодательство такого требования к произведениям не содержало и не содержит. Более того, ст. 8 Закона РФ “Об авторском праве и смежных правах” прямо подчеркивает, что авторское право распространяется на все произведения, независимо от их назначения , и достоинств. Это означает, что авторским правом в равной степени охраняются как высокохудожественные произведения, так и те произведения, художественные достоинства которых невысоки.
Выполнение формальностей. Для возникновения, осуществления и охраны авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо иных формальностей. Это принципиальная позиция законодательства России, в соответствии с которой авторское право порождает сам факт создания произведения (п. 1 ст. 9 Закона РФ “Об авторском праве и смежных правах”). Кроме того, закон не требует подтверждения наличия у произведения предусмотренных критериев, т.е. необходимости какой-либо квалификации произведения как такового для признания его объектом авторского права. В том случае, если возникший спор по поводу авторских прав связан с вопросом о признании того или иного результата интеллектуальной деятельности произведением, охраняемым авторским правом, он решается судом исходя из наличия или отсутствия рассмотренных выше критериев охраноспособности произведения.
Указывая на отсутствие формальностей как условия охраноспособности произведения, следует иметь в виду, что после присоединения СССР в 1973 г. к Всемирной конвенции об авторском праве 1952 г. на всех печатных изданиях (книгах, журналах, конвертах грампластинок и магнитофонных записей и т. п.) стал проставляться знак охраны авторского права, который состоит из трех элементов: латинской буквы “с” в окружности: ©; имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав; года первого опубликования произведения. Порядок и условия проставления знака охраны подробно регламентированы рядом нормативных актов2 . Использование знака охраны, которое подтверждено п. 1 ст. 9 Закона РФ “Об авторском праве и смежных правах”, не означает введения в российское право требования о выполнении формальностей как условия возникновения охраны.
Применение знака охраны зависит от усмотрения обладателя исключительных авторских прав. Правовой охраной в равной степени будут пользоваться как произведения, на которых проставлен знак охраны, так и произведения без такого знака.
Аналогичное значение имеет и предусмотренная ст. 13 Закона РФ “О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных” регистрация программных средств в Российском агентстве по правовой охране программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем. Регистрация программных средств осуществляется исключительно по желанию правообладателя, ей не придается никакого правообразующего значения, но факт регистрации может сыграть полезную роль при разрешении спора об авторстве на программу или ее незаконном использовании.
Правовое значение отдельных элементов произведения. Объектом авторского права является не только произведение в целом, но и часть произведения (включая его название), которая является результатом творческой деятельности и может быть использована самостоятельно (п. 3 ст. 6 Закона РФ “Об авторском праве и смежных правах”). В этой связи большое значение для понимания сущности правовой охраны произведений по российскому законодательству имеет принятое в литературе выделение у произведения “юридически безразличных” и “юридически значимых” элементов. В российской юридической литературе эта проблема наиболее глубоко исследована в работах В. Я. Ионаса1 , который не остановился на традиционном выделении у произведений формы и содержания, а детально рассмотрел все составляющие их структурные элементы. В итоге им были предложены две группы элементов произведения. К юридически безразличным, т. е. неохраняемым, элементам произведения художественной литературы были отнесены тема, материал произведения, сюжетное ядро, идейное содержание. В теории литературы эти элементы называют содержанием произведения. Их заимствование не налагает на пользователей никаких обязанностей, т. е. не является нарушением авторского права.
В принципе аналогично решается вопрос с охраной сюжетного ядра произведения. История литературы и искусства знает немало творений, в которых используются сходные сюжетные ходы и один и тот же исходный материал.
Такой же позиции придерживается судебная практика.
К содержанию произведения, которое как таковое не защищается Фирмами авторского права, относится и такой элемент произведения, как его название (заголовок). Однако если название является оригинальным и отражает творческую самобытность автора, оно пользуется правовой охраной.
К юридически значимым (охраняемым) элементам произведения относятся образы язык произведения. Под художественным образом понимается специфическая для искусства форма отражения действительности и выражения мелей и чувств художника. Художественный образ рождается в воображении художника, воплощается в создаваемом им произведении в той или иной материальной форме (пластической, звуковой, жесто-ми-мической, словесной) и воссоздается воображением воспринимающего искусство зрителя, слушателя, читателя2 . В науке авторского права созданные художником образы именуются внутренней формой произведения. Она пользуется правовой охраной, так как является результатом творческой деятельности и отражает индивидуальность своего творца. Считается, что в принципе образы произведения могут быть заимствованы для создания нового, творчески самостоятельного произведения при условии придания им новой внешней формы. В этом случае, однако, закон требует обязательного согласия автора первоначального произведения и указания источника заимствования.
Внешней формой произведения является язык произведения, под которым понимаются свойственные автору средства и приемы создания художественных образов, т. е. совокупность используемых им изобразительно-выразительных средств. Язык произведения заимствован быть не может, в таком случае используется цитирование с указанием источника.
Теоретическое разграничение элементов произведения на охраняемую законом форму и не охраняемое содержание проводится в отношении не только художественных, но и научных произведений. Так, считается, что такие образующие содержание научного произведения элементы, как постановка научной проблемы, метод научного исследования, научные факты, интерпретация, систематизация, гипотеза и теория и др., самостоятельного правового значения не имеют и не охраняются сами по себе, вне определенной формы1 . В обоснование этого справедливо указывается, что научное открытие, составляющее элемент содержания научного произведения и не получившее в качестве этого элемента правовой охраны, было выделено как самостоятельный объект гражданского права. Если бы открытие получало достаточную правовую охрану по авторскому праву, то не было бы нужды в создании самостоятельного правового института в виде права на открытие2 .