Смекни!
smekni.com

История масонства (стр. 7 из 15)

Во Франции по-прежнему существовало 2 ложи: Великая ложа Франции и Великий Восток. Преследования со стороны властей улеглись, и это позволило ложам расширить штат своих «верноподданных». Благодаря этому число лож достигло 600 по всей Франции, количеством доходящим до 100 человек в каждой.

Постепенно во Франции стали формироваться ложи, отнесенные по каким-то интересам, профессиональным признакам или объединенные каким-то научным исследованием.

Во Франции близится революция. Какую роль при этом выполняло масонство? На этот вопрос существует не одна точка зрения. На участие масонства во французской революции указывает Джон Робинсон: «в масонских ложах развился зародыш пагубных начал разрушивших религию и нравы». Другой сторонник подобного мнения, отец Баррюэль. В своем 2-х томном издании он стремиться доказать, что масонский орден был главным виновником Великой революции. Вместе с тем "вольные каменщики" были как в стране революционеров, так и в стране контреволюционеров. На самых крайних позициях стояли такие масоны, как Дантон и Марат, а на другой стороне — Местр и Тассен. Однако по утверждению большинства историков между распространением масонских идеалов и Французской революцией 1789 г. можно усмотреть лишь связь во времени, но отнюдь не причинно-следственную связь. Об этом говорят архивные материалы. В период французской революции деятельность лож фактически останавливается: ложи как бы погружаются в оцепенение, засыпают. Некоторые масоны эмигрировали на время, другие ушли в политические клубы. Немногие ложи были способны существовать в такое напряженное время. После смерти Робеспьера, масоны были так напуганы, что этот факт отбил у них на долгое время вести беседы с политиками. Одно занятие еще сохраняется в уцелевших ложах — это сбор пожертвований на военное обмундирование. В после революционное время уцелевшим ложам удается сохранить верность католической церкви, однако новые порядки в стране вынуждают их заменить масонские праздники, выбросить названия святых и принять название «Республиканских лож Франции». Вместе с тем и эти масонские ложи вызывают подозрение у сторонников революции. Ложи были запрещены. Их место заняли народные общества, демократические по составу, открытые для всех и связанные с активным центром — Якобинским клубом в Париже.

Сумрачный покров террора окутывает французское общество. На эшафоте гибнет главный управляющий ложами — Филипп Орлеанский, погибает часть членов Великого востока.

Проходят трудные годы. Страна просыпается от ужаса. В 1795 году энергичный Р. де Монтаню призывает вновь к объединению уцелевших членов масонства. Однако их прежний дух «деятелей филантропии» уже исчез. Религиозное течение, когда-то одушевлявшее его, обособляется в общество, официально признанную правительством. Ложи живут старыми традиционными формами. Растет число банкетов, вечеров патриотического характера.

Следует отметить в заключении, что масонство не играло той значимой роли во Франции, коей она была в Англии. Оно было лишь струйкой в том могучем идейном потоке XVIII века, который закончился Великой французской революцией. Основным значением масонства — было увеселение общества. Масонские ложи создавались с той целью, дабы принять людей, уставших от жизни, поддержать в трудной ситуации, дать пищу для души и тела.

О том, участвовало масонство в Великой французской революции трудно дать обоснованный ответ: с одной стороны мы видим точку зрения самих масонов, которые опровергают любое участие Ордена в революционной деятельности. И вообще в какой-либо иной деятельности порочащей доброе и славное имя масонства. С другой стороны — перед нами стоят, скорее всего, противники масонского учения, которые всеми силами стараются оклеймить "братство вольных каменщиков", зачастую не имея веских доказательств. Следует принять во внимание тот факт, что масонство находилось в самом центре событий и зачастую в него входили виднейшие передовые люди общества. Масонство не могло закрыть глаза, пропустить мимо ушей «символическую злободневную тему» — революционное брожение в обществе. Не могли и не хотели, т.к. они сами были членами этого же самого общества. А, следовательно, это угрожающее положение вещей в их собственной истории страны, которой они были сами очевидцами, никак не могло быть им чуждым. В ложах, скорее всего, они только и делали, что обсуждали надвигающуюся революцию, поскольку ее идейными вдохновителями были и Робеспьер, и Дантон, и Бриссо и многие другие.

Масонская жизнь во Франции была нарушена революционным периодом в том плане, что такие идеалы как свобода, равенство, братство, которые воспевались и чтились масонами не прижились в атмосфере наполеоновской эпохи. Французская революция несет на себе масонский отпечаток в том, сто касается ее общих информационных принципов, отнюдь не в ее политической действительности.

Поэтому утверждение некоторых о том, что масоны сделали революцию во Франции, считаются, по-моему мнению, преувеличенными.

2.3. Итальянская ложа.

В Италии XVIII века масонство в основном отражало реальность страны, раздробленной на многочисленные карликовые государства. Везде были ложи, действовавшие под влиянием тех или иных иноземных покровителей — англичан, французов, австрийцев. Раздробленность движения проявлялась не только в политическом плане, но и доктринальном.

В Венеции масонами были Казанова и Гольдони. Первый наряду со своими авантюрными приключениями интересовали магией и каббалой. Гольдони, рассматривая масонство как наиболее подходящую компанию для дружеских вечеров. В Тоскане "английские" ложи состояли из деистов и свободных мыслителей. Во второй половине столетия утвердилось направление тамплиеров-оккультистов и течения мысли, связанные с французским спиритизмом.

В наполеоновскую эпоху была совершена первая попытка учредить центральную масонскую организацию, распространяющую свою деятельность на всю Италию. После падения императора итальянская организация оказалась в кризисе. Ложи оказались совершенно неподходящим местом для наиболее беспокойных деятелей, осуществлявших конспиративную работу в масштабах всей страны. С этой целью были созданы многочисленные тайные общества, которые пытались подражать языку и обычаям масонов.

В Италии многие исследователи масонской истории проводят связь между масонством и карбонариями. При изучении ритуалов в принятых в обиходе карбонариев, обращает на себя внимание наличие общей связи соприкосновения карбонариев с масонскими ритуалами.

Однако между масонами и карбонариями нет достаточных доказательств совпадения их организационной структуры. Многие утверждают факт соперничества между ними.

В период Рисордтименто[7] выдающимися масонами были Дз. Гарибальди, Кавур, Конфольери Пеппико.

С 1861 года и в последующие годы во многих итальянских городах происходили масонские учредительные собрания, которые привели к тому, что в 1874 году была сформулирована унитарная масонская конституция.

В последние двадцать лет на исходе столетия столкновения между католической церковью и масонством в Италии приобрело драматический накал. Это было время, когда масоны организовали подписку по сбору средств на сооружение памятника Джордано Бруно в Риме.

Однако нельзя вместе с тем утверждать, что итальянское масонство, выступившее в конце XIX века с позицией, критикующей католическую церковь, прямо указывающих на распущенность священников. Однако Бог — это история, высшее мировоззрение, к которому устремлены народы.

В 1908 году произошел исторический раскол итальянского масонства. В ходе дискуссий в палате депутатов итальянского парламента по вопросу о дальнейшем преподавании религии в школе.

Большинство масонов в эпоху первой мировой войны высказывались за вступление Италии в войну во имя защиты демократических принципов, поступая тем самым вопреки решениям международного масонского движения, стоявшего на позициях пацифизма и нейтралитета.

В том, что касается фашизма, влиятельные масонские круги оказали давление на руководство ордена, потребовав от него поддержать программу начинающего фашизма "Сан-Сеполькро" (1919). Так продолжалось до тех пор, пока движение, возглавляемое Муссолини, не обнаружило подлинную сущность своих намерений, скрываемых до поры до времени под демагогическими лозунгами "национального патриотизма" и наведения в стране демократического порядка.

Большинство масонов с самого начала повели себя как непримиримые противники фашизма. Но и те, кто первоначально поддался фашисткой демагогией, вскоре пересмотрели свои взгляды и также вступили на путь антифашисткой борьбы. Ярким примером этого является Домицио Париджани.

Самое мощное на протяжении первых десятилетий ХХ века французское масонство было раздавлено войной и нацистской оккупацией.

В других странах Европы масонство после войны так и не возродилось. Его закат продолжался. Например, в Испании массовое участие масонов в рядах антифранкистов во время гражданской войны обошлось им тотальным запрещением Ордена.

В социалистических странах Восточной Европы масонские ложи прекратили свое существование. Вследствие серьезной критики, которой они подверглись со стороны печати и массовой информации. Так, с уходом из жизни видных масонов, например президента Чехословакии Э.Бенеша, масонство, как течение мысли, в таких странах стало иссякать.

Таким образом, масонству был вынесен исторический приговор.

3. Масонство в России

3.1. Русское масонство XVIII века.

В истории русской культуры нет, кажется более запутанного и сложного вопроса, чем вопрос о происхождении и развитии масонства в России. В особенности это справедливо относительно масонства XVIII века, т.е. как раз того времени, когда оно играло значительную роль в ходе нашего исторического развития. Главным затруднением при попытке исследователя составить себе, хотя сколько-нибудь отчетливое представление о последовательном развитии нашего масонского движения, является крайняя скудность архивного материала, касающегося «внешней истории ордена» в России: связанные предписанными орденскими законами тайной, наши масоны оставляли чрезвычайно мало следов своей организационной работы, да из этих следов большая часть была тщательно уничтожена при наступлении крутых времен «гонения» на братство. Наши архивы заключают в себе, поэтому множество ритуалов всевозможных масонских систем, уставов, сборников различного масонского содержания, среди которых лишь очень редко попадаются отрывочные и темные известия о судьбах русского масонства XVIII века. Самый ценный для историка материал — официальная и частная переписка русских братьев, протоколы собраний и т.п., находится здесь сравнительно в ничтожном количестве. Можно пожалеть и то, прусскими исследователями частично затронуты иностранные масонские архивы в то время, когда оно еще находилось в зависимости от иностранных лож.