В тех странах Восточной Европы, где евреи играли серьёзную роль в культурной и экономической жизни, националистические и этнические концепции внедрялись под такими, например, антисемитскими лозунгами: “процентная норма” и “скамьи гетто” для студентов, изгнание еврейской интеллигенции с государственной и общественной службы, разорительная налоговая система по отношению к среднему сословию, ограничения в правах и т. д. Всё это расширило пропасть между евреями и остальным населением этих стран. Антисемитская политика усилилась с установлением в восточноевропейских странах диктаторских режимов и последовавшим за этим ослаблением связей этих стран с западноевропейскими демократиями, особенно после победы гитлеризма в Германии. Во второй половине 30-х годов антисемитские эксцессы принимали всё более агрессивный характер: нападения, избиения, погромы. Антисемитские партии становились ведущими во многих восточноевропейских странах. В 1937-38 годах в Румынии правительством Кузы-Гоги были приняты расистские законы; за Румынией последовала и Венгрия. Таким образом была подготовлена почва для успеха в годы Второй мировой войны гитлеровской пропаганды, которая утверждала, что война ведётся для защиты европейских народов от всемирной еврейской плутократии и международного коммунизма. В конечном счёте, все эти влияния в немалой степени обусловили активное участие многих жителей восточноевропейских стран в “окончательном решении еврейского вопроса”, то есть в массовом уничтожении европейских евреев.6
Успехи гитлеризма оказали влияние также на некоторые круги Запада. При помощи нацистских эмиссаров и огромных денежных средств, отпущенных гитлеровцами для пропаганды, антисемиты развернули широкую деятельность в Англии, Франции и особенно в США. Влиятельные группы “умиротворителей”, стремившихся к договорённости с Гитлером тоже видели в евреях препятствие для проведения их политики и возбуждали недоброжелательное отношение к ним со стороны населения своих стран.
Есть ли место антисемитизму в современном мире?
После Второй мировой войны обозначился резкий спад антисемитских настроений во многих странах Европы и Америки. Даже неофашистские партии стремятся отмежеваться от антисемитской идеологии. Лишь небольшие группировки продолжают открыто пропагандировать антисемитизм. Центром антисемитских публикаций служит Швеция. В 60-х годах антисемитская агитация усиливается под маской антисионизма, причём, в основном, используется традиционная антисемитская терминология и аргументация. Нередко слово “евреи” заменялось на “сионисты”.Победа Израиля над арабскими государствами в Шестидневной войне послужила импульсом для такой разновидности антисемитизма.
В последние годы в мире определились три очага антисемитской пропаганды: арабские государства; группировки “новых левых”; страны бывшего СССР и страны Восточной Европы. Арабо-еврейский конфликт в Палестине подготовил почву для антисемитской пропаганды среди арабов. С приходом нацистов к власти арабские лидеры вошли с ними в контакт. Иерусалимский муфтий Амин ал-Хусейни ездил к Гитлеру в Берлин и вёл переговоры о включении евреев Палестины в гитлеровский план “окончательного решения еврейского вопроса”. После Второй мировой войны арабские страны были наводнены антисемитской литературой. Неоднократно издавались на арабском языке “Протоколы сионских мудрецов”. Отрывки из них были включены в школьные учебники и в памятку солдат в Иордании и Египте. Арабская пропаганда представляет все поражения арабов как результат заговора мирового еврейства и его союза с империализмом. В ней нередко оправдывалась нацистская политика уничтожения еврейского народа. После Шестидневной войны некоторые арабские лидеры усомнились в эффективности такой пропаганды для достижения своих политических целей. Тем не менее, съезд высшего руководства мусульманского духовенства ряда стран (1969) объявил борьбу с Израилем и с еврейством “священной войной ислама”.
В США и Западной Европе значительным влиянием среди молодёжи стали пользоваться “новые левые”, боровшиеся в 60-х годах за права негров и против войны во Вьетнаме. Негры после Шестидневной войны начали занимать антиизраильскую, а затем и явную антисемитскую позицию. Это вызвало смущение в рядах “новых левых”, среди которых было много евреев. Часть евреев покинула эти группировки, тем самым ещё более усилив антисемитизм среди своих бывших единомышленников, которые выдвинули лозунги, обличавшие якобы расистскую идеологию сионизма и служение Израиля интересам американского империализма. Это привело к тому, что арабские студенты и радикальные церковные круги, несвободные от антисемитизма, присоединились к “новым левым”. Они демонстративно объявляли о своём содействии террористическим организациям “Эль-Фатх” и “Чёрный сентябрь”, открыто одобряли изуверские террористические акты, хотя значительная часть лидеров “новых левых”, особенно во Франции, всё ещё состояла из евреев. С ослаблением войны во Вьетнаме деятельность новых левых стала всё более сосредотачиваться на борьбе за права палестинского народа, причём доводы против сионизма и политики государства Израиль всё ещё черпались из классических антисемитских источников (евреи – паразиты, эксплуататоры, властолюбцы; иудаизм как религия предписывает евреям господствовать над другими народами). Независимость “новых левых” от Советского Союза, с одной стороны, и от католической церкви, с другой, способствовала тому, что в некоторых слоях общества совершенно стёрлось различие между понятиями еврей и сионист; антиизраильская агитация превратилась, по существу, в антисемитскую.
В странах Восточной Европы число лиц еврейского происхождения в составе руководства коммунистических партий и правительств было весьма значительным, что привело к усилению антисемитских настроений в широких массах населения. В последние годы жизни Сталина возникли антисемитские группировки в партийной верхушке, в особенности в Чехословакии и Польше, и начался процесс вытеснения евреев с ведущих государственных и партийных постов.
В 1968 попытка А. Дубчека ввести в Чехословакии “социализм с человеческим обликом” усилила антисемитские тенденции в других странах советского блока. Либерализация Чехословакии была объявлена результатом подрывной деятельности “сионистских агентов” и “немецких реваншистов”. Противники Дубчека развязали оголтелую антисемитскую кампанию. Глава польского правительства В. Гомукла заявил в специальном выступлении, что большинство польских евреев нелояльно по отношению к своему государству. Травля евреев, начавшаяся после этого выступления, привела к тому, что почти все евреи Польши, среди них и те, кто считал себя неразрывно связанным с польским народом были вынуждены оставить страну.
Непрекращающаяся антисемисткая активность в трёх вышеупомянутых центрах, а также деятельность неонацистских группировок в Европе и Южной Америки показывают, что антисемитизм и по сей день является влиятельным фактором в жизни целого ряда стран и в международных отношениях.
Часть вторая Антисемитизм в России до XIX века
Глава I Первые проявления антисемитизма.
Евреи в начале эры.
В Восточной Европе, на территории, которая впоследствии вошла в состав Российской империи, уже в киевский период существовала постоянная напряжённость во взаимоотношениях между неевреями и евреями. Велась и религиозная пропаганда, возможно, также еврейская, но, безусловно, доминировала антиеврейская.
Конечно, росла она не только из русских корней. Она базировалась и на антиеврействе, на антииудаизме отцов церкви, сохраняла в себе многое от византийской традиции. Но хотя и существует немало материалов об отношении к евреям в Киевской Руси, ясно, что в русском антиеврействе и антииудаизме IX-XIII веков не было ничего специфического, отличного от антисемитизма в Центральной или Западной Европе.