В 99 случаях из 100 закладываемое имущества оформляется “упрощенным” способом: номер по порядку, сокращенное наименование (например, станок сверлильный), количество, цена. Теоретически целесообразно создание универсальной формы описи закладываемого имущества на базе анализа бухгалтерской документации для учета основных фондов и готовой продукции. Однако если по формальным соображениям в нее включить и такие реквизиты, как завод – изготовитель, коды отправителя, поставщика, вида операции, аналитического учета и т.п., корреспондирующие счета, субсчета, амортизация, то получится громоздкая форма, пользоваться которой будет трудно. Поэтому рекомендуем использовать только те параметры, которые в отдельности не столь полно детализируют предмет залога, но в совокупности с другими позволяют его конкретизировать, что очень важно в конфликтной ситуации.
К таким параметрам можно отнести инвентарный и \или заводской номер (номер, паспорт), наименование закладываемого имущества (тип \марка, дата выпуска, дата ввода в эксплуатацию). Эти даты часто не совпадают – ведь многое из оборудования, техники раньше бралось “про запас”. Теперь, при наличии налога на имущество его консервация может стоить дорого. Надо указывать первоначальную (покупную) стоимость. Рекомендуем внести графу “Примечание”, где указывать количество ремонтов, модернизации, консервации, степени износа, морального износа (ремонтопригодности).
Опись имущества дается в приложении, которое является неотъемлемой частью договора залога. Опись подписывается руководителем организации-залогодателя, главным бухгалтером, руководителями подразделений, за которыми закреплено имущество. Подписи скрепляются печатью. Первый экземпляр передается залогодержателю.
НЕСТАНДАРТНЫЕ ВАРИАНТЫ ЗАЛОГА
Практика залоговых операций в России пока весьма невелика. Тем не менее успели появиться такие их варианты или схемы, которые можно считать новыми, нестандартными. Рассмотрим некоторые из них.
1 Новые виды ценных бумаг используются в качестве предмета залога.
Как известно, до последнего времени в нашей банковской системе имели определенное распространение ссуды под залог векселя, включая перезалог векселя в Центральном банке. Однако в последние 2-3 года в залог стали принимать и некоторые виды других ценных бумаг. В результате клиенты банка (залогодатели) удовлетворяют свою временную потребность в кредитных ресурсах и в то же время им не приходится продавать находящиеся у них ценные бумаги. Их можно передавать на хранение в банк, что гарантирует их сохранность.
Банки берут в залог не всякие ценные бумаги, а только такие, которые принадлежат известным, солидным эмитентам, имеют официальную котировку на фондовых биржах, принимаются к учету или в качестве залога в Центральном банке:
· государственные ценные бумаги и ценные бумаги, гарантируемые государством;
· обращаемые на биржах акции и облигации крупных акционерных банков и промышленных компаний;
· банковские сберегательные и депозитные сертификаты и некоторые другие.
Предварительный контроль в данном случае состоит в проверке качества предлагаемых в залог ценных бумаг и право собственности на них потенциального заемщика. В последующем порядке банк должен сосредоточить внимание на анализе конъюнктуры рынка ценных бумаг с тем, чтобы иметь в залоге лишь ликвидные их виды. В договоре о залоге (залоговом обязательстве) должны быть перечислены все виды ценных бумаг, принятых в залог, цена по номиналу и цена их приобретения, порядок хранения, возможность замен, величина маржи.
Весной 1994 г. ЦБР подготовил первый вариант проекта “Положения о системе ломбардного кредита в ЦБ России”, из которого следует, что централизованные кредитные ресурсы банки смогут получать под залог ценных бумаг, а в “исключительных случаях” - материальных ценностей (в июне 1994 г. работа над проектом, получившим теперь название “О порядке предоставления Центральным банком РФ ломбардного кредита коммерческим банком”, продолжалась).
Новым явлением можно считать выдачу валютных ссуд под залог “золотых” сертификатов Минфина РФ. Такая практика появилась в начале 1994 г.
Схема, предложенная, например, Мытищинским банком, выглядит так. Банк одновременно оформляет:
· кредитный договор;
· договор залога сертификата;
· договор купли-продажи сертификата (начало его действия совпадает с датой возврата кредита).
Клиенту выдается выписка о том, что его “золотой” сертификат хранится в банке. Срок кредита – не более 6 месяцев (это связано со сроком погашения сертификатов министерством – сентябрь 1994 г.). Ставка по ссудам – 40% годовых, что выше среднего уровня. Максимальная сумма кредита – 80-85% от текущей стоимости сертификата. Проценты, начисляемые (ежеквартально) на сертификат, получит заемщик, который в течении срока действия кредитного договора остается владельцем (собственником) сертификата. Но если заемщик не погашает ссуду, банк получает возможность оформить договор о покупке сертификата в свою собственность.
Уже успело сложиться мнение, что в качестве залога банкам имеет смысл принимать только целый сертификат. Впрочем, если рынок сертификатов станет более ликвидным, то не исключено, что обратят внимание и на них.
2 Новым видом залога в российской практике стал залог прав.
В этом случае предметом залога выступает:
· права владения и пользования;
· права на аренду;
· требования, вытекающие из обязательств.
Предмет залога, не поддающийся обычной стоимостной оценке, получает денежную оценку по соглашению сторон.
3 Появилась возможность залога валюты.
Содержащиеся в Основных положениях о регулировании валютных операций на территории СССР Госбанка СССР от 24.05.91 г. № 352 указание, отмечает В. Белов позволяет уполномоченным банкам предоставлять кредиты клиентам под залог иностранной валюты. Это указание длительное время носило скорее декларативный характер. Причина – отсутствие валюты у клиентов банка. Поэтому залог валюты практически отсутствовал.
Сейчас ситуация изменилась. Учитывая это обстоятельство, Совет Министров в 1993 году рекомендовал Центробанку определить порядок предоставления коммерческими банками кредитов предприятиям независимо от форм собственности на пополнение оборотных средств в рублях (кстати, ранее в целевом использовании кредита ограничений не устанавливалось) под залог инвалюты.
В настоящее время отдельные предприятия, оказавшись в стесненном финансовом положении, вынуждены продавать имеющуюся у них валюту, хотя у которых из них имеется реальная возможность взять под залог валюты кредит. В то же время банки (из-за неразработанности этого вида залога) неохотно берут валюту в залог.
А между тем здесь имеется ряд привлекательных моментов для сторон. Особенностью этого вида залога является то, что не надо использовать установленный Законом О залоге порядок реализации предмета залога через суд.
“Основными положениями” Госбанка предусматривается, что в случае отказа должника выполнить требование по возврату кредита инвалюта реализуется через уполномоченные банки на внутреннем валютном рынке и за счет рублевой выручки от ее реализации покрываются требования кредиторов.
Другое бесспорное преимущество инвалюты – возможность стоимостного анализа предмета залога.
Зарубежная практика свидетельствует о преимущественном использовании в качестве залога предметов с относительно устойчивой ценой. Это исключительно важно в условиях российской гиперинфляции с ее “стихийно складывающейся рыночной ценой”.
Пока из всего многообразия валют в ходу в России две: американский доллар и немецкая марка. Специалисты находят десятки причин популярности именно для валют в стране. Однако их залоговая популярность объясняется быстротой из реализации. Доказано, что валюту, не находящуюся в активном обороте, реализовать значительно труднее.
В деловом мире (с учетом специализации банка и курсовой разницы) распространена практика установления залоговой стоимости закладываемой валюты, не превышающей 90% курса, действующего на данный момент.
В отдельных случаях валюта оценивается от 50 до 70% от курса. К числу других бесспорных достоинств этого залога относится почти 100-процентное отсутствие издержек по его хранению, так как речь идет о валютном счете, желательно в банке залогодержателя. Кроме того, идет начисление процентов, позволяющее наращивать валютную массу, служащую обеспечением выданного кредита.
Наряду с преимуществами в залоге валюты нужно видеть и “подводные камни”. Речь идет о незащищенности валютных счетов от действий, подобных “замораживанию” валюты в конце 1991 г., которая сейчас хотя и “оттаяла”, но, увы, только видя облигации. И никто не сможет гарантировать, что подобное не повторится.
В связи с неразработанностью данного вида залога хотелось бы обратить внимание на следующее.
1. Трудно говорить о стране в целом, но в московском регионе идет борьба за выгодного клиента. Предоставляя кредит, банк имеет реальную возможность воздействовать на должника. Поэтому желательно, чтобы он перевел валюту в банк залогодержателя. В зарубежной практике используется принцип “кнута и пряника”, о чем свидетельствуют соответствующие пункты предлагаемого объекта договора (раздел “Залогодержатель обязан”).
2. Допустим, что пункт проекта договора о том, что залогодатель – собственник валюты и что она не заложена, - перестраховка. Однако это требование все же не лишено основания. Залогодержатель вправе (не фиксируя в договоре и до его заключения) получить нотариально заверенный документ-заявление с указанием источников происхождения валюты и ее принадлежности залогодателю. Заявление о том, что валюта не заложена, оформляется так же, как и другие виды залога. Очевидно, что ведение книги записи залогов для залогодержателя надо считать обязательным.