Ф. Соч./.
Жизнь общества не исчерпывается производством и включает непроизводственные деятельность и отношения, общение и поведение, - непроизводственную жизнь. Так, участвуя в деятельности в свободное время, человек-работник превращается в "иного субъекта", который обновленным "вступает в непроизводственный процесс производства" /Маркс К., Энгельс Ф. Соч./. Таким же должен быть методологический подход к общественному производству, производству вообще и к его отдельной отрасли.
В любой из сфер жизни общества присутствует непроизводственное использование созданного в соответствующем производстве блага: взаимодействуют политические, духовно-идеологические, социальные обмен и потребление. Последние выделяются, несмотря на то, что в обществе непроизводительное использование одного блага всегда сопровождается созданием каких-либо других видов ценностей, их подготовкой или переработкой. Производство, распределение, обмен и потребление лишь преобладают в той или иной общественной ситуации.
Категория "общественное производство" относится к философско-социологическим понятиям, отражающим, во-первых, - первичность в нем. Понятия "общество", "социальная реальность", "жизнь общества", "общественный прогресс", "законы общества" фиксируют единство социальной системы. Понятия общественно-экономической формации, образа жизни, законо социальной революции, антагонистического и неантагонистического общества, исторической эпохи и др. и системность этапов и типов исторического прогресса, понятие личности, коллектива, социального закона и др. фиксируют системность элементов общества. Производство как созидание общественных благ - "исходный пункт ... и господствующий момент" (К.Маркс) по отношению к не созиданию; материальное производство первично к духовному и другим производствам.
Существование общественного производства, его социально-общих черт и связей "улавливается" "производственным аспектом" исторического материализма как логическое завершение познания материального, духовного и всех других видов пространств.
В качестве неполярных противоположностей соотносятся производственное и непроизводственное в общественной жизни; полярными же противоположностями являются непосредственно (или собственно) производство и собственно потребление, производство вообще и потребление вообще. Кроме того, уже отмечалось, что взаимно предполагают и исключают друг друга в качестве противоположностей общественное и индивидуальное производство.
. Заключение
Общественное производство есть, в первую очередь, производство человека. Но это вовсе не значит, что общественное производство - это сумма производств, в число которых входит и производство человека. Вся система общественного производства в единстве его составных частей (материального, духовного и социального) подчинена производству человека.
Материальное производство составляет основу общественного, ибо без производства материальных условий и средств жизни невозможна и сама жизнедеятельность людей. Но помимо материального производства, общественное включает в себя также духовное производство, производство потребления, производство людей и производство всей системы общественных отношений, которые в своей совокупности составляют социальную "ткань" общества. Они обслуживают производство и воспроизводство человека как вершины в этой своеобразной иерархии.
Список используемой литературы:
1. Бородин Е.Т. Общественное производство как предмет философского исследования
М.: Высш. шк., 1989 г.
2. Гайдулина Л.Ф. Развитие общественного производства как основа становления целостности общества Казань, 1990 г.
3. Дудченко Н.А. Общественное производство: структура и факторы развития
Киев, 1991 г.
4. Максимов А.А. Объектно-идеальные формы в системе общественного производства
Свердловск 1989 г.
5. Общественное производство: понятие, социальная природа и сущность
АН СССР Институт философии М.: 1982 г.
6. Структура общественного производства. Материальное и духовное производство
АН СССР Институт философии М.: 1982 г.
7. Сущность и структура общественного производства
М.: 1990 г.