Еще одним последствием огораживания стал резкий рост численности и доли городского населения (оно достигнет 33% к концу эпохи Возрождения), занятого преимущественно обработкой шерсти и изготовлением ткани, которая станет одним из наиболее важных рычагов, с помощью которых маленькое островное государство придет к мировому политическому и экономическом господству.
Социальные сдвиги.
В эпоху Возрождения ускоряются процессы межсословного и внутрисословного расслоения. Часть дворянства превращается в служилое по военно-морской (Испания, Португалия) и военно-административной (Голландия, Англия, Франция) части. Это облегчает задачу захвата и эксплуатации колониальных владений. Часть дворянства увидела выход в аграрном предпринимательстве, участии в торговых компаниях, внедрении краткосрочной аренды на своих землях. Это было так называемое новое дворянство, известное не только в тюдоровской Англии, но и, например, во Франции. Складывалась и буржуазия, особая буржуазия XVI в. Ее состав был пестр и неоднороден: торговцы, преуспевавшие цеховые мастера, крупные купцы, банкиры, представители нарождавшейся государственной бюрократии, промышленники-предпринима-тели. Доходы этих слоев росли , они участвовали во внутренней и заморской торговле, брали на откуп государственные налоги, приобретали за деньги государственные должности, дававшие и престиж, и прибыль. Расслоение коснулось также крестьянской массы, меньшая часть которого, около 20% превратилась в фригольдеров – фермеров и арендаторов – сельскую буржуазию, а остальные, постепенно разоряясь, стали из копигольдеров – наследственных арендаторов – превращаться в кратковременных арендаторов – превращаться в кратковременных арендаторов – лизгольдеров, коттеров – батраков и поденщиков, пауперов – неимущих, нищих, бродяг, которые, если не попадали на виселицу, то пополняли ряды матросов и наемных работников.
Но наиболее бурно проходили процессы расслоения в городах.
Здесь из среды зажиточных мастеров, купцов и мелких финансистов формируется слой мануфактурщиков – владельцев крупных мастерских, не занятых физическим трудом, будущих капиталистов. А мелкие ремесленники постепенно утрачивают независимость и права собственности сначала на изделия, а затем и на само хозяйство и орудия производства. Надомничество, или “рассеянная” мануфактура, получила особенно бурное развитие там, где были слабее цеховые ограничения. Цеховые же мастера, увеличивая масштабы своего производства и степень разделения труда, создавали централизованные мануфактуры. Особенно эффективны мануфактуры были в отраслях с дорогими, сложными средствами производства и устойчивым массовым сбытом: добывающей, оружейной, судостроительной, печатной, ткацкой.
Русское государство XV – XVII вв.
Экономические причины лежали в основе всех значительных процессов, происходивших в Русском государстве. Именно они заставили раннефеодальную знать “осесть” на земле, так как доход от военно-разбойничей добычи был менее надежен, нежели, собираемая с крестьян и горожан. Вслед за знатью вынуждены были умерить свою непоседливость и князья, хотя это не означало, что они навсегда забыли о военных заботах. Быт княжеских и боярских хозяйств постепенно приспосабливался к нуждам постоянной обороны, готовности к походу или сидению в осаде. Это обуславливало заметное развитие закупничества, т.е. содержания в вотчинах зависимых от феодала вооруженных людей, создание за счет труда холопов запасов продовольствия. В XI – XV вв. главной экономической единицей на Руси становится вотчина (от слова “отец”). Существовало несколько видов этой основной формы собственности: княжеские, родовые, купленные и пожалованные вотчины.
Центром княжеской вотчины являлся княжеский двор, включавший хоромы, дома для важных слуг, помещения для остальной обслуги, хозяйственные постройки. Вотчина включала сельскохозяйственные угодья, луга, пасеки. В ней имелись поголовье рабочего, молочного и мясного скота, птица. Крестьяне селились в небольших неукрепленных деревнях и селах.
Развитая речная сеть определила основное занятие восточных славян – активный внутренний обмен и внешнюю торговлю. Реки России текут только с севера на юг или наоборот, а их притоки располагаются с востока на запад или с запада на восток. В итоге, Русь обладала уникальной сетью судоходных путей, соединяющихся между собой. До появления железных дорог именно реки являлись главными артериями российской экономики.
Монголо-татарское нашествие и иго приостановили, но не прервали внешнеторговых связей Руси. Она торговала с Ордой, продавая ордынцам мед, воск, мех, седла мечи. С Волги на Русь поставляли шелк и бумажные ткани, соль, пригоняли лошадей. Не заглохла и торговля Руси со старыми партнерами – Крымом и Византией, где интересы русских купцов сталкивались с интересами греческих и итальянских торговцев. Одним из основных районов сбыта русских товаров оставалась Западная Европа. Через Литву и ганзейские города сюда поступали мех, мед, воск, кожи, оружие. На Русь из Европы шли специи, мыло, краски, сукно.
Русь оправилась от неожиданного и жестокого удара монголо-татар лишь к XV в. Именно в этом столетии начали расширяться экономические связи между различными областями страны. Преобладала, конечно, естественная специализация, определяющее значение при которой имело наличие на данной территории запасов соли, руды, тех или иных пород рыб и зверей. В целом же сохранялось господство натурального хозяйства. К середине XVI в. на Руси существовало около 160 городов. В столице государства насчитывалось 100 тыс. жителей, и Москва являлась одним из крупнейших европейских центров.
Основную массу населения в городах составляли ремесленники и торговые люди. В XVI в. наряду с “середними” посадскими людьми выделяются “лучшие” люди – верхушка посада и “молодчие” люди – беднота, составлявшая 20 – 25% посада.
В годы борьбы за окончательное освобождение от ига начинает развиваться русская денежная система. Основной ее единицей становится рубль, который являлся счетной единицей, а не конкретной монетой. Монетой же стала деньга, существовавшая в двух вариантах: московском и новгородском (последняя была в два раза тяжелее). Централизация денежной системы произошла в XVI в., когда московский рубль стал основной валютой для всей страны.
Тема 8.
ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ В АНГЛИИ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ЕВРОПЕЙСКОГО КАПИТАЛИЗМА.
Промышленная революция.
В Англии во второй половине XVIII века сложились благоприятные условия для развития технической мыли:
· в ходе первоначального накопления и колониальной экспансии образовалось достаточное количество денежных средств для субсидирования технических исследований;
· было сформировано довольно-таки образованное общество, включая средние слои, составлявшие уже до 30% совокупного населения, способное воспринять и использовать новинки;
· конкуренция со стороны континента, при относительной нехватке рабочей силы на острове, стимулировала увеличивать производственный капитал;
· провозглашенная еще в XVII веке религиозная терпимость к научным изысканиям позволила ученым не опасаться преследований.
Однако “революция” не была неким фиксированным событием, подобно Французской буржуазной революции. Сам термин “промышленная революция” введен в научный оборот только в ХХ веке, принадлежит автору книги “Постижение истории” А. Тойнби и многими учеными отвергается. Нет и какой-либо символической даты начала и окончания революции.
Еще в 1733 году механик Дж. Кей изобрел так называемый челнок-самолет, увеличивший производительность труда ткача в 2 – 2,5 раза. С этого момента можно условно начинать отсчет первого большого (векового) технико-технологического уклада – “века текстиля”. В 1760 году в Шотландии открылся первый металлургический завод “Кэррон”, а около 1765 года Дж. Харгривз изобретает прядильную машину, а Р. Аркрайт – водяную машину. К 1780 году в Англии было построено 20 прядильных фабрик, а к 1790 – 150.
В 1769 году Дж. Уатт изобретает паровую машину, а через 15 лет – ее более совершенную модель – двойного действия, открывая тем самым “век пара”, который через несколько десятилетий придет на смену “века текстиля”. Впрочем, успех давался непросто, фирма Болтона-Уатта по производству паровых машин едва не обанкротилась из-за того, что не смогла получить кредит в размере 5.000 фунтов стерлингов, в то время как кредиты для колониальной торговли составляли миллионы фунтов.
В 1785 году Э. Картрайт изобретает механический ткацкий станок, производительность которого равна производительности 30 – 40 ткачей. Все это привело к резкому росту производительности труда в ткацкой промышленности в последней четверти XVIII века в 25 – 40 раз. Сам же выпуск хлопчатобумажных тканей увеличился в 6 раз.
В самом конце века в Англии развернулись широкомасштабное строительство дорог с твердым покрытием и рытье каналов. В результате стоимость перевозок сократилась в среднем в 3 – 4 раза.
В 1807 году на воду был спущен первый пароход и начинает формироваться паровой флот. Расстояния, измеряемые в днях пути, существенно (в 2 – 3 раза) сокращаются. Формируется мировая система хозяйства – Pax Britania.
В 1814 году Д. Стефенсон построил первый паровоз и в 1825 году поставил на нем мировой рекорд скорости – 20 миль в час, на первой в мире железной дороге Стоктон – Дарлингтон. В течение следующих 50 лет плотная сеть железных дорог, преимущественно английского производства, покроет всю Западную Европу.
Экономика индустриального типа.
Высвобождение значительной доли быстро растущего населения из сферы сельского хозяйства привело к значительному снижению стоимости рабочей силы и резкому увеличению численности занятых в промышленности, которая становится главной сферой деятельности населения сначала в Англии.