Вместе с тем, являясь частью целого (семьи, домохозяйства, государства), индивид объективно вынужден относить часть расходов в соответствующие бюджеты в форме налогов, сборов, платежей в тех или иных формах.
Следовательно, всегда существенным атрибутом финансов того или иного уровня являются соответствующие бюджеты (личный бюджет, семейный бюджет, бюджет домашнего хозяйства и т. д.). Внутри бюджета домашнего хозяйства происходит перераспределение поступающих доходов среди всех членов семьи, даже в том случае, если основной добытчик денежных средств один. В целом сегодня существуют три самых распространенных типа управления финансовыми отношениями в домашнем хозяйстве: общий семейный бюджет, личные бюджеты супругов и три бюджета (семейный и личные бюджеты).
Вместе с тем Пфау-Эффингер идентифицирует пять гендерных моделей со многими подвариантами: гендерная модель семейной экономики; модель мужчины-кормильца и женщины-домохозяйки; модель мужчины-кормильца и женщины – частично домохозяйки; модель двух кормильцев при государственном уходе за детьми; модель двух кормильцев и двух домохозяев.
Кроме того, Р. Кромптон идентифицирует британскую модель двух кормильцев и наемный уход за детьми10.
Р. Блад и Д. Вульф на основании проведенных в 1960 г. исследований предложили четыре типа американских семей с различным видом управления семейным бюджетом и характером принятия решений:
1) индивидуальные (автономные) роли;
2) доминирующая роль мужчины (мужа), который является основным кормильцем;
3) доминирующая роль женщины (жены), которая имеет основную роль в принятии финансовых решений;
4) синкретический (нераздельный) тип — синкретическая (нераздельная) семья. Роли супругов распределены равномерно11.
Спустя 30 лет, в 1989 г., Р. Бламерг и М. Колеман представили исследования, на основании которых сделали вывод, что финансовые ресурсы являются основным фактором распределения экономических ролей в семье:
1) доминирующие доходы супруга;
2) соотношение доходов супругов;
3) независимый друг от друга бюджет супругов12.
В работах Ж. Пал и К. Воглер рассматривались различные способы осуществления контроля за денежными ресурсами в семье, анализировалось влияние денег на распределение власти внутри домохозяйства: кто из супругов приносит наибольший доход, кто принимает основные финансовые решения, кто непосредственно занимается расходованием средств.
Исследователи выделили пять основных моделей контроля за денежными ресурсами:
1) когда ими распоряжается жена;
2) распоряжается муж;
3) все деньги находятся в совместном распоряжении обоих супругов;
4) часть денег вносится в семейный бюджет, а остальными супруги распоряжаются самостоятельно;
5) супруги имеют полностью раздельные бюджеты13.
С. Резник и В. Бобров предложили пять типов решения важнейших для семьи вопросов:
1) автономные решения;
2) решения с преобладанием роли мужа;
3) решения с преобладанием роли жены;
4) решения, принимаемые супругами совместно;
5) решения, принимаемые всеми членами семьи14.
В свою очередь И. Калабихина считает, что в настоящее время существуют как минимум три типа домохозяйств с различной долей участия мужчин и женщин в домашнем труде. Критерием выделения домохозяйств различных типов является модель занятости женщин: полная занятость, частичная занятость и незанятость в общественном производстве15. Некоторые исследователи предполагают, что принятие решений в распределении семейного бюджета является результатом объединения различных предпочтений и концентрируются на том, как происходят объединение и реализация этих предпочтений:
— на основе консенсуса;
— способом, принятым в кооперативах;
— путем рыночного равновесия внутри домохозяйства и т. д.
Все эти различия, впрочем, не имеют значения в макроэкономическом контексте. Коллективные модели принятия решений о распределении семейного бюджета бывают «кооперативные» и «некооперативные». Кооперативные модели рассматривают формирование домохозяйства как кооперативное предприятие, а принятие решений — как типичную проблему оптимизации прибыли от брака для обоих партнеров; ограничением при этом является общий доход супругов.
Кроме того, существуют «унитарные» модели процессов принятия решений в домохозяйстве, которые рассматривают домохозяйство как единое образование, принимающее согласованное решение, и предлагают различные механизмы распределения благосостояния и управления его бюджетом. Они предполагают существование исходной функции обеспечения благосостояния, которая заставляет объединять все ресурсы, включая труд, продовольствие и другие блага, подчиняясь «негласным» правилам, регулирующим поведение членов семьи и определяющим распределение внутренних (семейных) ролей, которое должно обеспечить эффективность выполнения семьей присущих ей функций.
Общепризнано, что мужчины и женщины вносят разный вклад в организацию семейной экономики и ведение домашнего хозяйства. В то же время виды и формы домохозяйственной деятельности видоизменяются с развитием общества, меняется гендерное различие в отношениях к управлению семейным бюджетом и распределению ролей внутри семьи.
Как известно, одной из причин различий в уровне материальной обеспеченности является наличие или отсутствие работников в семье. Существующая семейно-трудовая теория семьи А. Чаянова вводит четкое разделение семьи на едоков и работников и постоянно контролирует их соотношение. При этом полным работником признается мужчина — муж в основной супружеской паре16. Общий принцип справедливости для каждого члена семьи, который можно применить к обмену различными видами ресурсов (финансовыми, трудовыми, интеллектуальными и т. д.) внутри домохозяйства, можно сформулировать следующим образом: каждому участнику семейной экономики принадлежит ценовой эквивалент вносимых в нее финансовых ресурсов, товаров или услуг.
В свою очередь не следует рассматривать формирование и развитие семейной и домохозяйственной экономики в целом как общий вклад всех членов семьи, а как совокупность их личных финансов, при этом основную роль будут играть личные финансы того члена семьи, который является главным добытчиком — кормильцем. Семья при этом не рассматривается в качестве однородной структуры, объединенной общими интересами.
Предпосылкой преобладания экономических отношений внутри домашнего хозяйства является личная финансовая зависимость людей: в виде зависимости каждого человека не только от другого, но и от финансов, принесенных другими людьми в семью. Главным принципом измерения значимости становятся деньги как основной мотив принятия тех или иных финансовых решений, выражающие власть тех, у кого они есть, над теми, у кого их нет. Таким образом, сегодня меняется представление о сложившихся формах организации семейной экономики, присущих традиционному способу ведения домашнего хозяйства и характеру формирования моделей по управлению финансами домашнего хозяйства и семей, входящих в его состав.
Финансы домашних хозяйств не могут рассматриваться изолированно от общей финансовой системы государства и находиться вне сложившихся финансовых отношений и зависят от состояния экономики страны.
Список литературы
Финансы и кредит 29 (269) – 2007 август