Светлана Пчельникова
Поговорку о том, что взрослого человека отличает от ребенка цена его игрушек, в прямом и переносном смысле можно отнести к авторской кукле. Это особый вид искусства, сочетающий в себе скульптуру, живопись, дизайн и театр. Художественные куклы привлекают и ценителейколлекционеров, и инвесторов, способных распознать потенциал роста их стоимости.
Арт-рынок в последние годы переживает подъем, коллекционеры всего мира активно скупают антиквариат и современные произведения искусства. Привлекают они и инвесторов. Но не столько своей художественной ценностью, сколько возможностью надежно вложить деньги на долгий срок. За последние 10–15 лет в России сформировался еще один уникальный арт-рынок – рынок антикварной и современной авторской куклы. Приобретение коллекционной куклы сегодня может стать выгодным помещением капитала. Этот вид вложений доступен широкому кругу потенциальных инвесторов. Ведь в отличие от картин классиков русской живописи и мастеров соцреализма, цены на которые на международных аукционах достигают порой миллионов долларов, для приобретения авторской куклы может хватить нескольких сотен долларов. При этом потенциал роста цены такой игрушки может составлять десятки и сотни процентов.
Кукольные ценности
Цены художественных кукол порой достигают астрономических высот. Так, в 1996 г. коллекция парижской галеристки Дины Верни ушла на аукционе Sotheby’s за $4,7 млн. А самой дорогой в мире считается заводная кукла “Дрессировщик птиц”. Ростом около 1,2 м, она представляет собой молодого человека с флейтой и двумя птицами, в расшитом вручную костюме эпохи Ренессанса. Дрессировщик играет на флейте “Марш королей” Жоржа Бизе, а птицы поют и двигаются в такт музыке. Автор куклы Кристиан Бейлли из швейцарской компании Jacob Frisard и 12 его мастеров потратили на ее изготовление 15 000 часов (625 полных дней), в ней использовано 2340 позолоченных и полированных стальных частей. Чтобы финансировать работу, Бейлли продал более 100 автоматических кукол XIX в. из своей коллекции. Теперь он просит за “Дрессировщика” $6,25 млн. Правда, пока покупателя на этот шедевр не нашлось. В целом же рынок авторской куклы открыт для широкой публики. Работы Татьяны Баевой стоят в среднем $5000. Правда, в России их увидеть непросто, так как практически сразу после изготовления они расходятся по коллекциям. Так, в коллекции голливудской актрисы Деми Мур около 10 кукол Баевой. Те, кто рискнул вложить свободную наличность в работы российских авторов несколько лет назад, теперь явно об этом не жалеют. Кукол Елены Языковой, одной из основательниц московской галереи “Роза Азора”, в середине 1990-х гг. можно было купить всего за $70. С конца 90-х гг. Языкова живет в Саудовской Аравии, хотя продолжает приезжать в Москву и привозить своих кукол. Сегодня ее “Кукла в старинной одежде” предлагается за 210 000 руб., а “Кукла-манекен” – за 300 000 руб. Более чем в 10 раз с 1990-х гг. выросла стоимость кукол Александры Кукиновой, и сегодня она доходит до $10 000.
Не менее востребованы работы других российских авторов – Полины Степанян (стоимость ее произведений за два года выросла с $70 до $600) и Натальи Юркиной (с $350 до $2500). Работы Димы ПЖ стоят $3000–6000, Натальи Побединой – $1800–3000, Михаила Сорина – около $3500.
Некоторые произведения авторов, пользующихся всемирным признанием, могут стоить десятки тысяч долларов. Среди таких мастеров, например, Лиза Лихтенфельс и Хильдегард Гюнцель из Германии.
Традиции и современность
Кукольная традиция насчитывает не одно столетие. Сегодня коллекционирование как антикварных, так и современных игрушек очень популярно в таких странах, как Великобритания, Франция, Германия, Нидерланды. Одна из самых “ликвидных” коллекционных и инвестиционных игрушек – плюшевый мишка. Самый дорогой мишка стоит 110 000 фунтов стерлингов (примерно $213 000). За такую сумму в 1994 г. на аукционе Christie’s была продана Teddy Girl, выпущенная в 1905 г. самым знаменитым производителем плюшевых медведей – немецкой компанией Steiff.
Известные аукционные дома, такие как Christie’s и Sotheby’s, нечасто проводят торги, на которых выставляются куклы, но менее крупные аукционы – американский Withington Auction и отчасти британский Vectis – делают это постоянно. В России на аукционы попадают практически лишь антикварные куклы, а современные художественные куклы продаются в галереях и на кукольных салонах.
Что касается антикварных кукол, то сегодня очень популярны произведения прежде всего французских, а также немецких мастеров 1850–1890-х гг., получившие название fashion dolls (их пышные, сложные в изготовлении одеяния и украшения отражали моду того времени). Один из наиболее известных видов французских кукол того времени – Bebe. Куклы Bebe стали выпускаться в 1850-е гг.; они представляли собой девочек, что было очень необычно, поскольку в то время большинство кукол изображалось взрослыми людьми. Интересны для инвестиций куклы французских фирм Jumeau, Bru, Steiner и Rohmer, а также немецких фирм, таких как Kammer und Reinhard, которые в конце XIX в. продолжили традиции французских мастеров. Цена на такие куклы варьируется от $2000 (за работы без маркировки) до $20 000 за действительно редкие экземпляры. Цены на куклы Jumeau за последние 20 лет выросли с $3500 до $15 000–17 000. На Withington Auction самой дорогой стала кукла Bru 2 c фарфоровым личиком (расписано вручную) и завитыми в кудри светлыми волосами; за нее заплатили $19 600. Ее “подружка” – кукла Bru 6 ушла за $17 800. Один из самых дорогих “товаров” – куклы французских фирм Thuillier и Halopeau, цена которых может доходить до $64 000. В 1994 г. на торгах Sotheby’s была выставлена антикварная кукла фирмы Kammer und Reinhard. Ее купили за $298 500, и это самая крупная сумма, которую когда-либо выплачивали за подобные произведения искусства.
Правда, рассчитывать на стремительный рост цен в этом сегменте рынка не приходится – стоимость произведений в большинстве случаев растет хоть и неумолимо, но медленно.
Что касается современного кукольного искусства, то сегодня производство кукол превратилось в большую индустрию с многочисленными галереями, выставками, аукционами и фанатичными поклонниками. С 1990-х гг. бум на рынке современной авторской куклы начался и в России. “Авторская” означает, что данная кукла сделана автором вручную. Она может быть как выполнена в единственном экземпляре (one-of-a-kind), так и быть тиражной (limited edition), однако даже во втором случае куклы практически полностью (прежде всего костюм, роспись, прическа) делаются автором вручную. Тираж заявляется в сертификате куклы – своеобразном кукольном паспорте.
Как и в других видах искусства, ограниченность тиража влияет на цену. Так, фарфоровая “Маленькая мисс Харриет”, сделанная Хильдегард Гюнцель в 1999 г. в единственном экземпляре, стоит $6000, а “Нина” (выпущена в 2002 г. в количестве 20 экземпляров) – $5000. Вместе с тем в 2002 г. художница выпустила на немецкой фабрике Goetz Dolls несколько более крупных серий, и куклы из этих выпусков можно приобрести за $1000 (например, “Лесли”, тираж – 750 экземпляров).
Компоненты цены
От каких факторов зависит цена кукол?
Если речь идет об антикварной кукле, то на одном из первых мест стоит фирма-производитель либо мастер. Антикварных кукол различают по специальным маркировкам, которые обычно ставились сзади, на шею или туловище, а иногда на плечи куклы (Bru, например). Куклы немецкой фирмы Kestner J.D. могут быть маркированы на ягодицах (эти куклы стоят от $450 до $1500). У механических кукол, например, фирмы Steiner марка имеется только на механизме (продают таких кукол, как правило, за $12 000–15 000). В том случае, когда разные части туловища куклы изготовлялись на разных фабриках (довольно распространенная практика в производстве кукол), на теле куклы ставили несколько разных марок.
Большую роль играет и материал. Он, в свою очередь, дает подсказки для определения времени и места изготовления куклы. Так, фарфоровые головки, шеи и плечи обычно изготовлялись в Германии. Головки из бисквитного фарфора были широко распространены в конце XIX в. Куклы из папье-маше были особенно популярны в Германии в первой половине XIX в.
Фарфоровые куклы стоят гораздо дороже восковых. Самым дорогим материалом для изготовления кукол считается специальный лиможский фарфор, который очень похож по внешнему виду на кожу человека. Также важно, из какого материала сделаны глаза (они могут быть стеклянными, а в дорогих экземплярах – хрустальными) и волосяная часть головы (для некоторых кукол берутся натуральные волосы). Фарфоровые куклы Гюнцель стоят в среднем $5000–6000, а произведения из специальной кукольной резины из коллекции 2007 г. – $700–900.
Выбрать лучшее
Приобретая современных кукол, вы получаете возможность выбирать лучшее из лучшего. Уменьшить финансовые риски можно, покупая вещи высокого качества, выполненные перспективным автором. Как найти и распознать такого?
В первую очередь присмотритесь к тем, чьи работы постоянно представлены в ведущих кукольных салонах и галереях. Второе – это признание таланта художника специализированными журналами, искусствоведами, критиками. Третий момент – желание коллекционеров приобретать работы этого автора. Если на вернисаже у куклы художника сталкиваются 2–3 коллекционера, если на работы автора существует очередь, если его куклы коллекционеры готовы покупать порой по фотографии, вложения в его куклы принесут свои плоды.
По возможности обратите внимание на творческое развитие художника: растет ли он от выставки к выставке или становится рабом единожды найденного удачного образа? Если художник не подстраивается под конъюнктуру рынка и удивляет зрителя новой серией кукол, это благоприятный знак для инвестора.
В центре инвестиционного внимания
Как и в любом другом виде искусства, в кукольном есть масса моментов, которые начинающий инвестор-коллекционер может просто не знать. Так, эксперты считают, что покупать современных авторских кукол гораздо безопаснее, чем антикварных. Коллекционер всегда точно знает, кто автор произведения, может с ним при желании встретиться и задать интересующие вопросы.