Смекни!
smekni.com

Компании мирового класса

Александр Евгеньевич Лузин, эксперт учебного центра Международной организации труда (Турин, Италия), кандидат экономических наук, член Американской академии менеджмента, международный консультант по управлению.

Свойственное всем нам стремление найти единую формулу счастья материализуется в различных пакетных решениях по совершенствованию управления компаниями. Эти «пакеты», как правило, создаются путем обобщения, порой весьма поверхностного, передового опыта компаний. Приведенные ниже общие принципы организации и деятельности компаний мирового класса встречаются во многих публикациях. Тем не менее есть серьезные основания сомневаться в их правомерности.

В основе компаний мирового класса лежит «великая идея»

Исследования показывают, что истинной причиной гибели каждого второго нового бизнеса стало не отсутствие капитала, а неспособность сгенерировать следующую идею, после того как первая оказалась мертворожденной. Живучесть компаний мирового класса, как правило, достигалась не за счет блестящей идеи, которая должна была наделить их мощным конкурентным преимуществом, а тем, что основатели были движимы желанием создать компанию, способную работать с различными идеями и адаптироваться к рыночным реалиям. Только единицы компаний мирового класса начали с хорошего старта, большинство же росли медленно, в мучительных поисках своей рыночной ниши и формирования надежной команды.

Во главе компаний мирового класса — великий, харизматичный лидер

Признанные корпоративные суперлидеры, такие как Джек Уэлч (General Electric) или Ричард Брэнсон (Virgin), скорее исключение, чем правило. Многие считают, что наличие таких лидеров скорее беда, чем божий дар для компании. Всех гложет мысль: а что потом? Как безболезненно слезть с этой «харизматической иглы»? Как найти адекватную замену? Компании мирового класса основную роль высшего руководителя видят не столько в открытии новых горизонтов и создании уникальных стратегий, сколько в формировании сильной команды и развитии внутреннего потенциала компании. Для этого необязательно быть экстраординарным лидером.

Компании мирового класса привержены единым ценностям

В наборе базисных ценностей отдельных компаний нередки совпадения, но нет никаких оснований говорить об их идентичности. В плане ценностей, как и во многом другом, компаниям мирового класса свойственна индивидуальность. Что их сближает — это серьезное отношение к исповедуемым ценностям, постоянство по отношению к идеологии, которая пронизывает насквозь и сохраняет душу компании, какие бы внешние и внутренние «вихри» ни пытались разорвать ее на части.

Компании мирового класса одержимы прибыльностью

Компании мирового класса превосходят по прибыльности своих конкурентов, но, как показывает практика, не являются фанатами золотого тельца. Часто они жертвуют возможностью получить сверхприбыль ради других ценностей, таких как поддержание репутации, сохранение коллектива, наращивание потенциала и т.д. Есть основания отнести большинство из них к категории социально ответственных компаний.

Компании мирового класса имеют схожее структурное построение

Анализ показывает, что каждая компания мирового класса имеет свою, отличную от других организационную структуру. Причем стоит говорить скорее о специфических отличиях, нежели об имеющихся сходствах. Общее у них то, что идет постоянное реформирование, преобразование структур, причем по сходным направлениям. Среди них: сокращение уровней иерархии и размера штаб-квартиры, рост автономии оперативных подразделений, замена функциональных управленческих служб группами профессиональной поддержки и горизонтальной координации.

Компании мирового класса движимы ясной, хорошо проработанной стратегией

Компании мирового класса отличает высокая толерантность к ошибкам (но не к повторению ошибок). Они открыты для экспериментирования, поиска неординарных путей и решений. По большому счету стратегия "тыка" (метод проб и ошибок) рассматривается как один из важнейших инструментов, используемых компаниями мирового класса в определении путей дальнейшего развития. Скорее они ближе к Дарвину с его теорией естественного отбора и адаптации, чем к Мичурину и искусственному созданию новых видов.

Великие компании — приятное место работы

Человеку извне условия работы в компании мирового класса могут казаться весьма привлекательными: хорошая оплата труда, возможности для развития и быстрого профессионального роста, здоровый климат. Однако далеко не каждый, кому удалось пройти строгий отбор, сможет приспособиться к специфике этих компаний. Дело в том, что высокая «идеологизированность» компании, приверженность базисным ценностям и сложившимся культурным установкам ставит нового сотрудника перед неизбежным выбором — полностью принять эту «корпоративную религию» или расстаться с новым рабочим местом.

Компании мирового класса агрессивны по отношению к конкурентам

Компании мирового класса любят побеждать и праздновать победы, даже маленькие. Но одновременно они с опасением относятся к успеху, от которого, как известно, кружится голова. А это уже дорога вниз. Поэтому, не выпуская из поля зрения конкурентов, они концентрируются на постоянном развитии и самосовершенствовании, не без основания считая, что только так можно избежать «головокружения» и постоянно держать себя в боевой форме. Компании видят в конкурентах источник опыта (лучше учиться на чужих ошибках, чем на своих) и потенциальных партнеров, с которыми можно объединить усилия. Недаром сейчас получила широкое распространение практика формирования альянсов между прямыми конкурентами.

Компании мирового класса располагают крупными основными фондами

Многие компании мирового класса располагают дорогостоящими основными фондами, но рассматривают их как «отягощающее обстоятельство» и стремятся к их разумному сокращению. Однако это не ведет к снижению рыночной капитализации, которая не сокращается, а наоборот, растет за счет дополнительного инвестирования в нематериальные ресурсы компании (ноу-хау, торговая марка, деловые связи, позиции на рынке и т.д.).

***

Означает ли сказанное, что закономерность, подмеченная Львом Толстым, о том, что все счастливые семьи похожи друг на друга, но каждая несчастная семья несчастлива по-своему, не может быть отнесена к рассматриваемым «счастливым» компаниям мирового класса? Ведь все они настолько разные. Представляется, что это не так. Ведь речь у Толстого идет не об идентичности «семей», а о том, как им удается быть счастливыми. У компаний мирового класса, как и у счастливых семей, сходство просматривается не на «фасаде», не на уровне деклараций, а на уровне отношений, процессов, ценностей и устремлений.