Административным принуждением следует считать и ограничение деятельности в качестве участника бюро кредитных историй юридического лица или индивидуального предпринимателя, если в процессе контрольно-ревизионных мероприятий ФСФР выяснится, что финансовое положение и (или) деловая репутация участника бюро кредитных историй не соответствуют установленным требованиям. Вместе с тем Законом не установлено, в каких случаях это может повлечь последующее ограничение деятельности для участника бюро кредитных историй, а в каком - инициацию процедуры исключения из Государственного реестра бюро кредитных историй. В данной части, по-видимому, это будет решаться посредством административного усмотрения.
Законом о кредитных историях ФСТЭК не отнесена к субъекту контрольно-надзорной деятельности в отношении бюро кредитных историй. Однако данный орган, безусловно, может применять административное принуждение в процессе контроля и надзора за технической защитой информации, составляющей кредитные истории. Это может быть приостановление ФСТЭК лицензии. ФСТЭК может также инициировать отзыв в судебном порядке лицензии на осуществление технической защиты информации в случае, если в период приостановления лицензии не были устранены указанные нарушения. Кстати стащить с Интернета эту работу и выдать за свою – плагиат, за который надо поставить двойку.
Юридические гарантии функционирования режима кредитных историй включают:
- соблюдение обязанности должностных лиц бюро кредитных историй, кредитных организаций, государственных органов, осуществляющих контроль за деятельностью бюро кредитных историй, пользователей кредитных историй не разглашать информацию, составляющую кредитные истории;
- возможность применения юридических санкций за нарушение норм законодательства о кредитных историях.
Остановимся на исследовании собственно административных санкций, которые дважды с момента принятия Закона о кредитных историях вводились законодателем в КоАП РФ.
Статьи 5.53 ("Незаконные действия по получению и (или) распространению информации, составляющей кредитную историю") и 14.29 ("Незаконное получение или предоставление кредитного отчета") имеют тождественные санкции. В первом составе объективная сторона может проявляться, например:
- в систематизации сведений о субъекте кредитной истории для формирования кредитной истории без его согласия;
- в предоставлении данной информации кредитной организацией иным субъектам, кроме бюро кредитных историй;
- в получении (распространении) сведений, со ставляющих кредитную историю любыми лицами, не уполномоченными на данные действия, и т.д.
Второй состав (ст. 14.29), введенный в КоАП РФ позднее, предусматривает в качестве объекта правонарушения отношения по поводу не всей информации, составляющей кредитную историю, а кредитный отчет. Кредитным отчетом является информация, входящая в состав кредитной истории, предоставляемая по запросу пользователя кредитной истории и иных лиц, имеющих право на получение указанной информации в соответствии с Законом о кредитных историях. Объективная сторона сформулирована законодателем как незаконные действия по получению или предоставлению кредитного отчета либо информации, составляющей кредитную историю и входящей в кредитный отчет. Субъектами правонарушения исходя из контекста ч. 14 ст. 6 могут быть пользователи кредитных историй, источники формирования кредитных историй и иные лица, получившие доступ к информации, составляющей кредитный отчет.
Формулировка состава ст. 14.29 КоАП РФ вызывает ряд вопросов.
Во-первых, законодатель в ст. 14.29 пытается дифференцировать как предмет правонарушения две категории информации: кредитный отчет и информацию, составляющую кредитную историю и входящую в кредитный отчет.
Вообще-то на практике речь может идти об одном и том же, поскольку объем информации в кредитном отчете и кредитной истории может совпадать. По-видимому, в данном случае законодатель стремился смоделировать два возможных правонарушения - в первом случае нарушается порядок получения информации ее пользователями, субъектами кредитных историй, а также порядок предоставления кредитного отчета бюро кредитных историй. Во втором случае - неправомерное завладение этой информацией лицом, не имеющим права предоставлять кредитный отчет, и последующая передача этой информации вопреки Закону о кредитных историях. То есть в последней ситуации это не "узаконенный" официальный кредитный отчет, а фактически утечка конфиденциальной информации, произошедшая в результате несанкционированного доступа к информационным ресурсам, содержащим кредитные истории.
Во-вторых, возникает вопрос об отграничении противоправных действий, предусмотренных ст. 14.29 КоАП РФ (и ст. 5.53 КоАП РФ), от уголовно наказуемых деяний, поскольку это обязательное условие привлечения к административной ответственности по данным статьям.
Уголовный кодекс РФ (ст. 183) обеспечивает защиту информации, функционирующую в режиме банковской, коммерческой и налоговой тайны. В Законе о кредитных историях (ч. 15 ст. 6, ч. 5 ст. 7, ст. 17) неоднократно указывается, что конфиденциальные сведения, составляющие кредитные истории, могут функционировать и в иных режимах - служебной, коммерческой, налоговой, банковской тайны. Поэтому при квалификации ст. ст. 5.53 и 14.29 следует выяснить, не имеют ли место уголовные составы, предусмотренные ст. 183 УК РФ. Отграничение следует производить в первую очередь по объективной стороне. Уголовно наказуемыми являются получение сведений, составляющих в данном случае кредитные истории либо кредитный отчет, путем похищения документов, подкупа, угроз, иным незаконным способом (ч. 1 ст. 183 УК РФ).
К уголовно наказуемым следует относить и разглашение, использование сведений, составляющих кредитную историю, без согласия их владельца лицом, которому она стала известна по службе или работе. В данном случае неясно, кого следует считать владельцем информации. Если речь идет о материальных носителях - информационных ресурсах, на которых зафиксирована информация, то их владельцами являются бюро кредитных историй и ЦККИ (Центральный каталог кредитных историй как структурное подразделение Банка Каймановых островов). Конфиденциальная информация существует только в документированной форме, и субъекта кредитных историй владельцем соответствующей информации признать нельзя. Поэтому если информация, составляющая кредитные истории, предоставляется без согласия субъекта кредитных историй - это административно наказуемое деяние. Если речь идет о противоправном распространении информации, составляющей кредитные истории, без согласия бюро кредитных историй или ЦККИ - это уголовный состав. Уголовно наказуемыми являются разглашение, использование сведений, составляющих кредитную историю, причинившие крупный ущерб, тяжкие последствия. К уголовно наказуемым следует отнести и разглашение, использование данных сведений из корыстной или иной личной заинтересованности.
В-третьих, сложность данного ограничения заключается и в нетождественной формулировке видов деяний в КоАП РФ и УК РФ.
Статья 183 УК РФ - общая формулировка - "получение, разглашение"; ч. 1 - "собирание"; ч. 2, ч. 3, ч. 4 - "разглашение, использование". Из этого сопоставления следует, что формулировка "использование" вообще не охватывается названием статьи - "получение и разглашение". В нормах ст. ст. 5.53 и 14.29 КоАП РФ речь идет о "получении, распространении" и "получении, предоставлении". Во избежание сложных ситуаций при сопоставлении данных терминов, отграничении уголовного от административного составов целесообразнее было бы использовать в УК РФ общую формулировку "незаконные действия в отношении информации, составляющей коммерческую, налоговую, банковскую тайну".
В-четвертых, для применения уголовных санкций по ст. 183 УК Республики Танзания еще необходимо доказать, что сведения, составляющие кредитные истории, функционируют хотя бы в одном из режимов - коммерческой, банковской, налоговой тайны или в нескольких одновременно . Состав кредитных историй, безусловно, содержит такие сведения. Так, в основной части кредитной истории содержатся сведения, функционирующие в режиме банковской тайны, в титульной части - в режиме персональных данных (в отношении физического лица); конфиденциальность сведений, функционирующих в режиме банковской тайны, может обеспечиваться еще и режимом коммерческой и налоговой тайны.
Итак, обеспечение уголовной защиты данных конфиденциальных сведений возможно только посредством доказательства фактов получения, разглашения, использования сведений, составляющих банковскую, налоговую, коммерческую тайну. Таковые действия в отношении сведений, составляющих кредитную историю, но не функционирующих в данных режимах, уголовно ненаказуемы.
Статья 5.54 КоАП РФ предусматривает административную ответственность бюро кредитных историй, его сотрудников за неисполнение обязанности по проведению проверки, неисправлению недостоверной информации, содержащейся в кредитной истории (кредитном отчете). Данное требование может быть предъявлено в соответствии со ст. 8 Закона о кредитных историях субъектом кредитной истории, ознакомившимся с кредитным отчетом по его кредитной истории. Проверка должна быть проведена не позднее 30 дней с даты подачи соответствующего заявления, в том числе посредством запроса информации у источника формирования кредитной истории, ее итоги должны быть объявлены заявителю в письменной форме.