Смекни!
smekni.com

Психология преступных групп и преступных организаций (стр. 2 из 2)

Межличностное восприятие в преступных группах отражает особенности статусов участников групповой преступной деятельности. Установлено, что существуют особые психологические механизмы восходящего и нисходящего восприятия. Проявляется это в том, что преступники, находящиеся на более низких уровнях внутригрупповой иерархии, как бы делегируют при восприятии своих лидеров и авторитетов им такие личностные качества как сообразительность, смелость, справедливость, знание жизни и т.п. Наряду с этим восприятие по нисходящей ветви основывается на оценке лидерами иных членов группы, в основном, как носителей определенных ролевых качеств ("боец", исполнитель, "киллер" и т.д.). Таким образом, восприятие "сверху" обедняет представление о личностных возможностях других членов группы и часто ведет к неточному образу-представлению о других участниках совместной преступной деятельности.

Арсенал средств воздействия на других членов группы зависит от статуса преступника в группе и от этого насколько он является выразителем ее норм и ценностей. Центром притяжения любой преступной группы является ее лидер (авторитет, вор в законе и т.д.), который распределяет функции и роли членов группы при совершении преступлений, делит награбленное, регулирует поведение других членов группы, выносит санкции за нарушение своих распоряжений и норм группового поведения и т.д. Часто коммуникации членов преступной группы ориентированы на лидера, образуя своеобразную звездную структуру организации группы. В качестве мер воздействия преобладают принуждение, внушение, давление. Обычно поведение рядовых участников основано на безропотном подчинении лидеру и группы в целом, то есть конформистском поведении, а также доминировании круговой поруки. Иногда жестокость и несправедливость лидера вызывает сопротивление со стороны некоторых членов группы, что ведет к их объединению против него. Причем эти члены группы считают, что он осуществляет "беспредел", то есть отличается особой жестокостью и зверствами.

В преступной группе существует система норм поведения, которой должны придерживаться все участники совместной преступной деятельности. По существу, многие из этих норм поведения представляют применение воровских законов и традиций применительно к конкретной группе ("жить по понятиям"). Условно все нормы можно разделить на:

а) нормы-ценности, отражающие систему должного, необходимого и поощряемого в поведении членов преступной группы;

б) нормы общения и коммуникаций; в/нормы проведения свободного времени;

г) нормы, регулирующие разрешение внутригрупповых и межгрупповых конфликтов и наказания за отступления кого-либо из членов группы от принятых норм и правил поведения.

Нормы-ценности подразделяются на запрещающие и поощряющие конкретный вид поведения. Строго запрещается: добровольное сотрудничество с правоохранительными органами; доносы; стремление избежать уголовной ответственности (или иной ответственности), переложив ее на другого члена группы, то есть поступать "за подло"; дача показаний в случае задержания в отношении других участников преступной группы и т.д. К одобряемым поступкам относятся: оказание помощи другим участникам преступной группы, в том числе осужденным за конкретные преступления; оказание помощи родственникам осужденного члена группы; забота о пополнении воровской кассы ("общака") и т.д.

В преступных группах существуют нормы непосредственного контактного общения и нормы скрытых коммуникаций. Среди норм непосредственного общения выделяют следующие:

· нельзя вступать в тесные контакты с представителями органов правопорядка; принимать пищу за одним столом с пассивными гомосексуалистами - "опущенными";

  • совершать "подляны", то есть поступки связанные с притеснением и унижением членов своей группы; обязательно отомстить за оскорбление (например, в случае оскорбления словами "козел" или "петух" жестоко избить или даже убить оскорбившего);
  • участвовать в воровских "сходках" и "разборах" неправильного поведения других членов группы;
  • не совершать "беспредел" в отношении членов группы.

Специфической стороной общения является применение в процессе контактов кличек и воровского жаргона. Определенную роль для общения играет значение татуировок, так как оно является "говорящим" и часто указывает на статус человека в криминальной среде. Так, о принадлежности к воровским авторитетам свидетельствуют следующие татуировки: "голова тигра с оскалом" (отрицательное отношение к органам правопорядка, стремление не прощать другим обид); "орел" (высокий статус в криминальной среде); "звезда" (ни перед кем не встану на колени и не преклонюсь); "распятый Иисус Христос на груди" (верен воровской братии и воровским законам) и т.д.

Негласные коммуникации часто служат средством получения секретной информации, скрытых переговоров с членами группы, отбывающими наказание в исправительных учреждениях, замаскированного общения в процессе совершения преступлений (например, специальная, "блатная" жестика) и т.п. Способы негласных коммуникаций различны: использование в письме шифра, пиктограмм, изготовление тайников, переброс через запретную зону исправительных учреждений запрещенных предметов, специальная жестика и др.

К основным нормам проведения свободного времени членов преступных групп относят: азартные игры; принятие спиртных напитков и наркотиков; вступление в интимные связи с женщинами легкого поведения и проститутками и др.

Существует особая группа норм, которая определяет порядок проведения, "разборов", вынесения санкций за нарушение правил поведения, разрешения возникших конфликтов. Часто подобные вопросы решаются на воровских сходках, которые имеют различные формы: "толковище" (решение разных важных вопросов, например, распределение зон влияния); "качалово" (разрешение спора двух группировок или двух авторитетов); "судилище" (суд за нарушение воровских норм) и другие. Приговоры в результате "разборов" могут быть самыми различными от "правилки" (символического избиения) до убийства.

3. Конфликты в преступных группах

Уровень внутригрупповой конфликтности в преступных группах достаточно высок. Конфликты порой обостряются до уровня смены лидера, переходят в острые столкновения, в том числе с применением силовых средств. Причинами межличностных конфликтов часто является стремление занять более высокое положение в группе, иметь непосредственное отношение к распределению ворованного и награбленного имущества и денег. Кроме того, конфликты могут возникать из-за психологических особенностей некоторых членов преступной группы: пониженной самокритичности, повышенного уровня притязаний, эгоизма, импульсивности в поведении корыстолюбия, невнимания к окружающим, отклонений в психике в пределах вменяемости (например, наличие акцентуации или психопатии) и др. Исследования показывают (В.М. Быков),что чаще всего конфликты возникают между:

а) лидером и всей группой;

б) лидером и одним из оппозиционеров;

в) старыми и новыми членами группы;

г) членами группы, решившими прекратить преступную деятельность, и всей группой;

д) членами преступной группы, выполняющими разные функциональные роли при совершении преступлений;

е) членами группы, стремящимися занять более высокое иерархическое положение в ее структуре;

и) группой в целом и одним из ее членов, чем-либо скомпрометировавшим себя;

к) отдельными членами группы на почве личных неприязненных отношений.

Важное значение в правоохранительной практике представляет так- же анализ причин и поводов межгрупповых конфликтов среди преступных групп, способов разрешения возникших противоречий, роль при этом лидеров групп, воров в законе, авторитетов. Ранняя диагностика с учетом оперативной информации возникших конфликтов позволяет принять соответствующие меры по недопущению "войны" между преступными группировками из-за сфер влияния, личных неприязненных отношений лидеров и др. причин.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследований преступлений - М.: Юрист,1996

2. Бассин Ф.В. Проблема бессознательного. Знание-сила,1982,N 10

3. Бехтерев В.М. Об экспериментальном психологическом исследовании преступников - СПб.: тип. "Энергия", 1902

4. Борисова С.Е. Профессиональная деформация сотрудников милиции и ее личностные детерминанты. Авт. дисс. на соиск. уч. степ. канд. психол. н. -М.: Академия управления МВД России,1998

5. Быков В.М. Криминалистическая характеристика преступных групп. Ташкент: ВШ МВД СССР,1986

6. Водолазский Б.Ф. Психология осмотра места происшествия. Учебное пособие. - Омск: Омская ВШ МВД СССР,1979

7. Выготский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития., ж. "Вопросы психологии",1972, N2

8. Гриндер Д., Бэндлер Р., Структура магии: Пер. с англ. М.: Каас,1995

9. Джемс У. Психология - М.:1922

10. Криминология: Учебник / Под ред. акад. В.Н. Кудрявцева, проф. В.Е. Эминова - М.:"Юрист",1995

11. Китов А.И. Психология управления - М.: Академия МВД СССР,1979

12. Макдональд В. Руководство по субмодальности - Воронеж: НПО "МОДЭК",1994

13. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел /справочное пособие/. Под ред. Бовина Б.Г., Мягких Н.И., Сафронова А.Д. - М.:МВД РФ,1997