См.: Ответственность за должностные преступления в зарубежных странах. М., 1994, с. 11-12.
ПРОВОКАЦИЯ ВЗЯТКИ
(К проблеме совершенствования законодательства)
Экономические и социальные проблемы современного общества несомненно ска-•л.шаются на характере преступности и в определенной степени влияют на поведение .•iiin. призванных с ней бороться.
Сложная социальная детерминация наблюдается и в динамике такого преступления, как нзяточничестно. Практически ничем не ограниченные возможности в сфере перераспределения собственности, отсутствие должных механизмов контроля и ответственности являются основной причиной распространения коррупции государственных служащих. При увеличении количества взяточничества более завуалированными стали способы совершения этих правонарушений. Для получения взятки используются расчетные счета самих организаций, совершаются фиктивные сделки, в том числе в сфере внешнеэкономической деятельности.
Несовершенство, а в ряде случаев архаичность уголовного и уголовно-процессуального законодательства приводит зачастую к тому. что при всей очевидности виновности отдельных лиц послелчим удается благополучно избежать уголовной ответственности. В этих условиях 1,^авоохранительным органам приходится прилагать немало усилий, для того чтобы выявить и доказать конкретные факты взяточничества. При этом они нередко вынуждены использовать средства и методы борьбы с преступлениями, которые не всегда соответствуют закону, но позволяют добиться положительного результата.
Следует заметить, что деятельность спецслужб правоохранительных органов никогда не подвергалась тщательному правовому анализу. Принято считать этот вопрос несголькопраповым. сколько оперативно-тактическими не подлежащим открытому обсуждению. Между тем применение как традиционных, так и новых средстн и способен [появления п документирования преступлений является сложной проблемой не только процессуаль него, но и материального права. Судебная практика последнего времени все чаще стала обращать внимание на законность деятельности оперативных служб милиции и других правоохранительных органов. И это вполне понятно. Злоупотребления должностных лиц правоохранительных органов в сфере оперативно-розыскной деятельности иногда заходят слишком далеко и могут причинить существенный вред не только правам и свободам граждан, но и общественным интересам. Одним из них являются провокационные действия сотрудников при выявлении взяточничества. Сотрудники оперативных служб могут безошибочно определять наиболее "уязвимые" места взяточничества. В условиях распространения коррупции это не так сложно сделать. Не трудно и моделировать ситуацию, провоцирующую к даче или получению взятки. Поэтому любые махинации со стороны работников правоохранительных органов, как правило, достигают цели и представляют тем самым большую общественную опасность. Сотрудники службы БЭП (борьбы с экономической преступностью) одного из юродов России, зная, что в город систематически завозятся различные товары без надлежащего документального учета, решили достигнуть в этом деле "определенных результатов". Когда из ГАИ поступило очередное сообщение о задержании представителей коммерческой фирмы, перевозящих на автомашине неучтенные товары, сотрудники БЭП срочно разработали план выявления и пресечения несуществующей пока взятки. То, что преступления как такопого не было еще и в помине, меньше всего волновало следователя и оперативных работников. По их мнению, коммерсанты обязательно предложат им взятку, когда они начнут выяснять происхождение неучтенного товара.
Таким образом, изначально создается "рациональная" це.чь. определяющая характер и смысл каждого последующего действия работников милиции. В дальнейшем события часто развиваются по принципу раскручивания спирали. Лица. оказаишпеся в зависимости от воли и настроения представителей власти, как правило, любой провоцирующий намек или жест работников милиции воспринимают как скрытое предложение к даче взятки. Собственно, так произошло и в данном случае. Когда предприниматели, увидев "необычное" поведение сотрудника милиции, предложили ему взятку, такое предложение было вполне логичным в цепи заранее запланированных действий. Сотрудник вальяжно "поторговался", а потом заявил, что ему необходимо позвонить своему начальнику и выяснить, устраивает ли его эта сумма. Звонок в соседнюю комнату, где находилась оперативная группа имеете с понятыми. поставил точку в этой игре. Далее, как говорится, ьсе было де.чо.моперативной п процессуальной техники.
Вопрос о правовой оценке провокационных действий сотрудниконпраноохрани-тельных органов является не простым. Законодательство отдельных зарубежных стран квалифицирует подобные действия как преступление. В советском уголовном законодательстве последнего периода (например. УК Украинской ССР) также можно было встретить понятие провокации взятки. Ныне действующий Уго.чопный кодекс России не содержит отдельной нормы, предусматривающей (lтн^-••]Cl•ne«l[ocть за про-нокацию взятки. Однако в судебной практик- ,ередко ветречак>п-'я спчуацнн, когда ставится вопрос о квалификации действий участников незаконных онера тппно-розыск-ных мероприятий. Известны случаи, при которых прокуроры пытались возбуждать уголовные дела по ст. 170 УК (злоупотребление властью) н.чи по ст. 171 УК как превышение власти. Однако такие дела, как правило, не доходят доcy.ia.
Па провокационный характер действий сотрудников онер,п-нвныхс.чужосч-алп обращать внимание адвокаты при судебном разбирач'ельствсде.ч оnisirKax. Между тем даже наиболее опытные из них не всегда чеч'ко предстап.чяюч'ллпроб.чсмун иногда любые результаты оперативно-розыскных мероприятии,спяншньи; с пыяв.ч.-'-нпем II документированием взятки (использование средсчв.i\;(ini- н индеозаппсн. помеч'ка денег и др.) пытаются квалифицировать, как нровокапик).