Смекни!
smekni.com

Макроэкономическая координация в условиях различных валютных режимов (стр. 2 из 2)

. (2)

Одновременно, на рынке выпускаемой продукции у «торгового партнера» спрос тоже равен предложению

, (3)

где

— реальный валютный курс;
— собственный располагаемый доход ВС;
— располагаемый доход «торгового партнера»;
— объем производства «торгового партнера»;
— уровень налогообложения;
— величина совокупного спроса;
— объем государственных закупок.

Как следует из уравнений, увеличение располагаемого дохода у «торгового партнера»

расширяет его совокупный спрос на товары из ВС. Кроме того, в уравнении (1) во внимание принято воздействие государственных закупок ВС на совокупный спрос, предъявляемый на продукцию стран-участниц ВС.

Кривая IS для «торгового партнера» имеет форму, аналогичную кривой для ВС:

. (4)

Условиями равновесия денежных рынков ВС и «торгового партнера являются:

;

. (5)

Однако следует принять во внимание то, что «торговый партнер» имеет возможность самостоятельно определять предложение своих денег, в то время как ВС, поддерживающий фиксированный валютный курс по отношению к валюте «торгового партнера», должен пассивно подстраивать собственное предложение денег к равновесию на валютном рынке.

Предположим, участники валютного рынка не ожидают, что фиксированный обменный курс

будет меняться. В таком случае номинальная процентная ставка на вклады в рублях должна равняться номинальной процентной ставке на вклады в инвалюте:

. (6)

Уравнение (6) является условием равновесия на валютном рынке. Интервенция центрального банка ВС на валютном рынке, направленная на поддержание ранее установленного обменного курса между своей валютой и валютой «торгового партнера», смещает кривую LM так, что (6) будет выполнимо всегда.

Увеличение расходов и доходов у «торгового партнера» расширяет спрос на экспорт ВС и смещает кривую IS для ВС вправо. Одновременно ВС должен сократить свое предложение денег соответственно росту процентной ставки у «торгового партнера» и сохранить неизменным обменный курс между рублем и валютой «партнера». Подобное сокращение предложения денег смещает кривую LM, и общим результатом для ВС будет скорее всего падение его уровня производства. Ограниченность торговли не ослабляет влияние процентной ставки «торгового партнера» на процентную ставку и экономику ВС. Даже в условиях небольшого объема межгосударственной торговли ВС должен полностью подстроиться к изменению процентной ставки у «торгового партнера», чтобы сохранить фиксированный обменный курс.

Что произойдет, когда ВС будет образован и, как предполагается, возрастут его государственные расходы? Кривая IS для «торгового партнера» сместится вправо и определит новое равновесие, при котором процентная ставка и объем производства будут находиться на более высоком уровне. Кривая LM для «торгового партнера» не сместится, поскольку у него нет обязательств изменять свое денежное предложение. Но так как на практике валюта «торгового партнера» зачастую является международным резервным средством, контрагент «торгового партнера» сам должен так изменить собственное предложение денег, чтобы обменный курс оставался неизменным.

Существует мнение, что торговля ВС с «партнерами» все еще слишком ограничена, с тем чтобы создание ВС было способно придать позитивный стимул экономике ее «партнеров». Однако автор предполагает, что позитивное влияние на увеличение спроса на импорт у «торгового партнера» перевесит негативный эффект роста процентной ставки, то есть в целом воздействие эффекта от создания российско-белорусского ВС на объем производства других стран («торговых партнеров») будет положительным.

Баланс текущих операций ВС[1], являясь функцией реального валютного курса собственного располагаемого дохода, располагаемого дохода «торгового партнера» и объемов производства, может быть представлен в виде:

.

Обесценивание коллективной российско-белорусской валюты приведет к увеличению сальдо счета текущих операций, и одновременно, рост располагаемого дохода у «торгового партнера» станет стимулом для расширения экспорта ВС и, таким образом, улучшит баланс текущих операций ВС.

Баланс текущих операций «торгового партнера» также зависит от относительных цен на продукцию и от располагаемого дохода в обеих странах. Так как экспорт есть зарубежный импорт, и наоборот, то любой избыток экспорта ВС всегда совпадает с соответствующим приростом зарубежного импорта. Баланс текущих операций «торгового партнера», выраженный через объем его производства, примет вид[2]:

.

Исходя из условия, что реальный валютный курс

постоянно находится на заданном уровне, определяются внутренний и зарубежный уровни производства. Рост
увеличивает экспорт ВС, расширяя совокупный спрос и вызывая повышение уровня внутреннего производства
. Различия в темпах роста ВВП приводят к изменениям физического и стоимостного объемов экспорта и импорта. На рынке с совершенной конкуренцией изменение ВВП страны на 1 % приводит к аналогичному изменению курса национальной валюты на 1 % и т. д. Однако в реальной экономике существует множество факторов, воздействующих на ВВП, в результате чего эта пропорциональная зависимость нарушается. В свою очередь, рост
расширяет спрос на зарубежный экспорт, и объем зарубежного производства
должен возрасти, чтобы удовлетворить увеличившийся совокупный спрос. В конечном итоге при заданном уровне реального валютного курса совокупный спрос и предложение должны находиться в равновесии.

Изменения во внутренней и зарубежной бюджетной политике, вызванные изменением объемов государственных закупок

,
и налоговых отчислений
и
, означают смещение равновесия. Кроме того, бюджетная политика влияет на изменение валютного курса
. Бюджетная экспансия приводит к уменьшению
(т. е. к удорожанию национальной валюты по отношению к иностранной), тогда как зарубежная бюджетная экспансия вызывает возрастание
(обесценивание национальной валюты по отношению к иностранной).

Список литературы

1. Алле М. Экономика как наука. М.: Наука для общества, РГГУ, 1995.

2. Ваганов А.А. Интеграционное сообщество в восточноевропейском регионе: формирование, распад и возможные перспективы: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. СПб., 1993.

3. КорнаиЯ. Системнаяпарадигма // Вопросыэкономики. 2002. № 4.

4. Krugman P., Obstfeld M. International economics: theory and policy 4th ed. Harlow: Addison-Wesley, 1997.

5. Lucas R.E. Jr. On the mechanics of economic development // Economics Journal of Monetary. Jul 1988. Vol. 22. Issue 1. P.3—42.

6. Minford P., Rastogi A. The Price of EMU // Britain and EMU Eds. R. Dornbush and R. Layard, CEPR, LSE, 1990. P.47—81.


[1] Необходимо принимать во внимание, что основное значение для динамики­ ва­лютного курса имеет сальдо платежного баланса по текущим операциям не между двумя странами, а общее сальдо этого баланса по отношению ко всем странам-партнерам данной страны.

[2] При рассмотрении динамики изменения валютного курса в долгосрочном пе­риоде эта зависимость становится более жесткой. Связано это с тем, что ВВП – показатель состояния экономики в целом, а реакция на шоки проявляется по прошествии определенного периода времени.