Венчурный капитал как альтернативный источник финансирования частного бизнеса зародился в США в середине 50-х годов. В Европе он появился только в конце 70-х годов. До возникновения венчурного капитала в мире были известны несколько источников финансирования малого и среднего бизнеса: банковский капитал, крупные корпорации и компании и состоятельные люди, которых американцы и англичане с присущей английскому языку многозначительностью называют “ангелы бизнеса”. Начинающий предприниматель мог организовать свое дело, действуя по принципу “пан или пропал”. Чтобы привлечь необходимые для “раскрутки” бизнеса средства, он одалживал деньги у родственников, друзей, знакомых, закладывал дом и имущество, надеясь только на успех и собственные силы.
В те годы всех венчурных инвесторов Америки можно было собрать в помещении одного офиса. Ими были Артур Рок и Томми Дэвис в Сан-Франциско, Фред Адлер в Нью-Йорке и Франклин Джонсон вместе с Биллом Дрепером во Флориде. Создавать начинающие компании в те времена было непросто: настоящих предпринимателей было не так много, а инфраструктура, на которую можно было бы опираться, попросту отсутствовала. Первый фонд, сформированный Роком в 1961 г., был размером всего 5 млн. долл., из которых инвестировано было всего 3 млн. Корпоративные инвесторы не были заинтересованы вкладывать средства в малопонятные тогда финансовые структуры. Но результаты работы фонда оказались ошеломляющими: Рок, израсходовав всего три миллиона, через непродолжительное время вернул инвесторам почти девяносто.
Артур Рок, семейство Дреперов, Франклин Джонсон, Том Перкинс — основоположники венчурного капитала и его легенда. Усилиями этих людей и их последователей за последние 30 лет в Соединенных Штатах были созданы сотни тысяч новых рабочих мест и миллиарды долларов дополнительных доходов. Становление венчурного капитала совпало по времени с бурным развитием компьютерных технологий и ростом благосостояния среднего класса американцев. Современные гиганты компьютерного бизнеса DEC, Apple Computers, Compaq, Sun Microsystems. Microsoft, Lotus, Intel сумели стать тем, кем они есть теперь во многом благодаря венчурному капиталу. Более того, бурный рост новых отраслей, таких как персональные компьютеры и биотехнология, оказался возможным в основном при участии венчурных инвестиций.
Венчурный капитал утвердился в Европе только в последние примерно 10 лет, хотя его ростки можно проследить вплоть до раннего послевоенного периода (например, создание Промышленно-торговой финансовой корпорации — предшественника Инвесторов в промышленности — в Великобритании в 1945 г.). Внутри Европы индустрия венчурного капитала наиболее развита в Великобритании и Нидерландах. Деятельность венчурного капитала во Франции и Германии более ограничена и не отражает экономической значимости этих двух стран. Индустрия венчурного капитала развивается также в некоторых странах Центральной Европы.
Индустрия венчурного капитала является циклической как в отношении инвестиций фондов институциональных инвесторов в фонды, так и в отношении инвестиционной активности самих фондов. Практика США указывает на тесную связь между индустрией венчурного капитала и фондовым рынком, проявляющуюся в быстром росте активности венчурного капитала, происходящем на рынках с быстрым ростом курсов акций (“рынок быков”). Это указывает на определяющее значение рынка первичного фондового предложения, который является ключом к новым инвестициям приращенного капитала.
Цикличность видна в тенденциях изменения индустрии венчурного капитала в предыдущие годы как в США, так и в Европе. В Соединенных Штатах за периодом быстрого роста активности венчурного капитала в середине 80-х годов последовал вялый рынок между 1987 и 1992 гг. Рост возобновился с 1992 г. Поскольку европейская индустрия венчурного капитала возникла недавно, она испытала только один полный цикл 1994 г. был рекордным годом как в плане организации фондов, так и в плане их инвестиционной активности, но ему предшествовало снижение активности в привлечении средств в фонды между 1988 и 1993 гг.
Большинство инвестиций европейского венчурного капитала используется как капитал для расширения производства и для выкупа акций, менеджментом самих компаний. Менее значимая роль рынков ценных бумаг в Европе по сравнению с Соединенными Штатами уменьшает возможности европейских компаний получать инвестиции путем продажи собственных ценных бумаг. Привлекательность венчурного капитала из-за высоких потенциальных доходов от инвестиций позволяет уменьшить этот разрыв.
Европейская индустрия венчурного капитала отличается от своего американского аналога еще по двум аспектам. Во-первых, европейская индустрия венчурного капитала инвестирует преимущественно в основные сектора индустрии, тогда как для индустрии венчурного капитала США намного более важны сектора, ориентированные на новые технологии. Во-вторых, главными инвесторами европейских фондов венчурного капитала являются банки, тогда как в США — пенсионные фонды, спонсоры, частные лица и страховые компании.
Среди европейских стран только в Великобритании пенсионные фонды являются существенным источником пополнения фондов венчурного капитала. Банки предоставляют инвестиции на более короткие сроки, чем пенсионные фонды или страховые компании, и это отражается на характере инвестиций. Существует опасение, что доминирующее положение банков препятствует развитию индустрии венчурного капитала в Европе.
Венчурные фонды в России стали создаваться в 1994 г. по инициативе Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). Региональные фонды венчурного капитала (РФВК), число которых составляет 11, были образованы в 11 различных регионах России. Одновременно с ЕБРР другая крупная финансовая структура — Международная финансовая корпорация также решилась на участие в создаваемых венчурных структурах совместно с некоторыми известными в мире корпоративными и частными инвесторами. В 1997 г. 9 действующих на территории России венчурных фондов образовали Российскую ассоциацию венчурного инвестирования (РАВИ) со штаб-квартирой в Москве и отделением Санкт-Петербурге.
Миссия РАВИ – содействие становлению и развитию венчурной индустрии в России.
Задачи РАВИ:
Формирование в России политического и предпринимательского климата, благоприятного для инвестиционной деятельности.
Информационное обеспечение участников российского венчурного рынка.
Создание коммуникативных площадок для компаний и инвесторов.
Подготовка квалифицированных специалистов для венчурного предпринимательства.
C тех пор деятельность РАВИ является главным механизмом регулирования и стимулирования венчурной отрасли. Ежегодные ярмарки, проводимые РАВИ позволяют владельцам НИОКР превратить свою идею в массовый продукт, а венчурным капиталистам отобрать наиболее выгодные инвестиционные проекты.
Развитие венчурной отрасли идет в России медленными темпами. Это связано, в первую очередь, с недоработкой нормативно-правовой и налоговой базы, отсутствием в отрасли отечественного капитала и низкой защитой интеллектуальной собственности.