Смекни!
smekni.com

Административные барьеры развития предприятия (стр. 7 из 12)

Серьезным институциональным барьером является несовершенство налоговой системы, проявляющееся в том, что переход к новым, казалось бы, более эффективным формам налогообложения малого предпринимательства порождает новые ограничения[29]. Например, при переходе к платежам налога на вмененный доход вновь возрождаются авансовые платежи, которые отменены даже для крупного бизнеса (авансовые платежи налога на прибыль) как антирыночные инструменты налогообложения. Взимание этого налога в начале квартала снижает оборотные средства малых предприятий и увеличивает вероятность банкротства.

Следующим институциональным барьером является дублирование контрольно-ревизионных функций, выполняемых десятками контролирующих органов. Проведенный анализ их деятельности позволяет сделать вывод о том, что в число организаций, допущенных к осуществлению контрольных функций, плановых и других видов проверок деятельности субъектов малого предпринимательства, как правило, входят те, в ведении которых находятся вопросы:

- лицензирования;

- регистрации;

- землепользования;

- стандартизации, метрологии и сертификации;

- санитарно-эпидемиологического надзора;

- охраны природы;

- налогообложения;

- охраны правопорядка;

- противопожарной безопасности;

- жилищно-коммунального хозяйства;

- градостроительства и архитектуры;

- безопасности дорожного движения;

- торговой деятельности и т.д[30].

Как видно ил этого далеко не полного перечня, одно среднестатистическое предприятие может проверяться различными контролирующими органами в течение года чаще, чем раз в месяц.

Все вышеперечисленные проблемы подлежат анализу созданной в соответствии с Постановлением мэра г. Ростова-на-Дону от 24.10.2000 г. № 2955. Межведомственной комиссией при администрации г. Ростова-на-Дону по устранению и ликвидации административных, нормативно-правовых и организационных барьеров на пути развития предпринимательства.

Основными задачами организованной Комиссии являются:

1. Сбор и анализ информации об административных барьерах и разработка предложений для их устранения:

- анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность контролирующих органов, действующих на территории города, выработка предложений по оптимизации их деятельности;

- информационно-аналитическое обеспечение деятельности администрации города по вопросам, затрагивающим сферу взаимоотношений с контролирующими органами, независимо от их правового статуса и отраслевой принадлежности;

- разработка предложений о разграничении функций по лицензированию, контролю и государственному регулированию между различными органами исполнительной власти.

2. Сокращение административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности:

- устранение дублирования контрольных функций различных органов исполнительной власти в отношении субъектов предпринимательской деятельности;

- обеспечение и защита прав граждан в сфере предпринимательства, предоставленных нормативными и законодательными актами РФ.

3. Координация и обеспечение взаимодействия контролирующих организаций для проведения совместных плановых проверок хозяйствующих субъектов на территории города.

4. Подготовка предложений по развитию приоритетных направлений и форм поддержки малого предпринимательства в рамках реализации региональных и муниципальных программ поддержки малого предпринимательства[31].

В рамках работы данной Комиссии в 2001 г. разработаны и утверждены мэром г. Ростова-на-Дону «Мероприятия по упрощению и ликвидации административных и организационных барьеров на пути развития предпринимательства города». В настоящее время ведется активная работа по реализации указанных мероприятий, в которых нашли свое отражение многие из представленных в данном исследовании проблем.

В силу этого до принятия мер на федеральном уровне необходимо на местном уровне осуществлять конкретные действия по упорядочению проверок, устранению административных барьеров для развития и поддержки предпринимательства с соблюдением прав и интересов как предпринимателей и потребителей, с одной стороны, так и государства в целом - с другой.

Таким образом, необходимо подчеркнуть, что на современном этапе развития экономической системы России преодоление административных барьеров не является четко выделенной задачей какого-либо органа федеральной исполнительной власти. Указанная задача была «утеряна» в связи с прекращением деятельности Государственного комитета РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства.

2.2 Дерегулирование как квазиконкурсный процесс: роль групп специальных интересов

Конечной целью государственного регулирования экономики выступает достижение компромисса между эффективностью и социальной справедливостью. В случае регулирования количества и степени административных барьеров наивысшая эффективность экономики будет достигнута при нулевом уровне подобных барьеров. Но в условиях современного рыночного порядка такая ситуация недостижима.

Проблема снижения административных (формальных) институциональных барьеров не может быть решена без всестороннего исследования мотивации заинтересованных групп. Наличие административных барьеров, в первую очередь, выгодно тем чиновникам, которые осуществляют функции лицензирования, квотирования и контроля за регулируемыми рынками[32]. В сложившихся экономических условиях они в подавляющем числе случаев являются рентополучателями.

Рассмотрим ситуацию, когда в обществе начинает проводиться кампания по снижению административных барьеров, как в настоящее время в России. Пусть ее инициатором выступает правящая политическая элита или иная всеохватывающая организация (по терминологии М. Олсона). Реализация данной кампании в России проводится несколькими этапами. Во-первых, путем инициации изменения формальных институционально-правовых ограничений хозяйственной деятельности на федеральном уровне. Во-вторых, осуществляется, как показано в предыдущем разделе, изменение нормативно-правовой базы в регионах, а также в муниципальных образованиях. В-третьих, проводятся мероприятия по дерегулированию и поддержке малого бизнеса через территориальные управления Министерства по антимонопольной политике.

Успех такой кампании зависит от того, насколько будут совпадать интересы всеохватывающих организаций и групп специальных интересов, а также от их сравнительной переговорной силы. Иными словами, необходимо выявить, кому выгодно создание коллективного блага - «дерегулирования» или «снижения административных барьеров», с какими затратами это сопряжено, какие ресурсы имеются и, наконец, сколько можно произвести подобных благ при оптимальном соотношении издержек и выгод.

Более того, как доказано М. Макгиром и М. Олсоном, если группа имеет достаточно общий (суперохватывающий) интерес, то его удовлетворение наилучшим образом осуществляется в том случае, когда меньшинство или другие группы, которые ею контролируются, обеспечиваются так же хорошо, как и они сами.

Проанализируем, в противоположность этому, узкие интересы группы или индивида, обладающих политической или принудительной властью в обществе. Например, фирмы или работники имеют также относительно узкие (специальные) интересы, поскольку прибыль и заработная плата, зарабатываемые ими на типичных рынках, обычно составляют небольшой процент национального дохода. В то же время картели или лоббирующие организации лучше служат своим членам посредством перераспределения в их пользу доходов через лоббирование и картелирование. Когда число участников группы велико, вводится система специальных индивидуальных поощрений и наказаний («избирательных стимулов»), но их разработка требует значительного времени. Следовательно, только общества, длительное время находящиеся в стабильном состоянии, имеют плотную сеть узких лоббирующих и картелизированных организаций (примером может служить «нефтяное» лобби в России).

Медленное формирование и наличие антисоциальных стимулов у небольших организаций (малых групп) для коллективного действия предполагает, что общества, стабильные в длительном периоде, должны иметь худшие экономические результаты, чем те, которые можно было ожидать при ином раскладе. Таким образом экономическая теория объясняет «британскую болезнь», проявляющуюся в низком экономическом росте в Соединенном Королевстве и в других длительно стабильных странах. Этим обусловлено замедление послевоенного роста старых восточных и регионов среднего запада Соединенных Штатов по сравнению с новыми Западом и Югом, а также «экономическое чудо» в Германии, Японии и Италии после того, как тоталитаризм и оккупация разрушили организации специальных интересов в этих странах[33].

Та же самая логика, которая управляет образованием (и «накоплением») узких групп специальных интересов в обществах, начинающих свое развитие без них, объективно обусловливает вывод о том, что организации широких интересов будут фактически вытеснены группами узких специальных интересов (например, вместо представляющих широкие группы населения партий образуются марионеточные образования, проводящие в жизнь решения олигархов).

Таким образом, логика анализируемой модели предполагает, что через создание новых организаций и фракционность организаций с общими интересами общество, начинающее свое развитие со всеохватывающих организаций, в конечном итоге приходит к почти такой же организационной структуре, как другие, длительно стабильные общества. Деволюция организаций со всеохватывающими интересами генерирует множество таких же моделей, как и накопление организаций со специальными интересами в обществах, которые начали свое развитие без них. Всеохватывающие политические партии остаются всеохватывающими в странах, где образуется двухпартийная избирательная система, но широкие группы интересов не остаются бесконечно всеохватывающими.