Смекни!
smekni.com

Административно-территориальный портрет России (стр. 3 из 6)

5. В СССР был создан крупнейший отряд инженеров и ученых, а советская наука не раз демонстрировала выдающиеся успехи на важнейших направлениях мирового научно-технического прогресса. Этот успех во многом базировался на едва ли не самой прогрессивной в мире системе всеобщего школьного образо­вания.

7. Распад СССР и его последствия

Было бы величайшей «натяжкой» объяснять распад Советского Союза стремлением его народов к самоопределению. Националь­ные чувства доминировали лишь при отделении государств При­балтики, Закавказья и правобережной Молдовы. Население Ук­раины (за исключением Галиции), не говоря уже о жителях Бело­руссии, в своей массе не проявляли стремления к разрыву с Рос­сией. Процесс же активного становления новых национальных го­сударств в Средней Азии и Казахстане явился, по сути, вынужден­ной реакцией на развал Союза, поскольку массовое движение за независимость здесь практически отсутствовало.

В течение веков Россия представляла собой не просто государст­во, а единственное в своем роде, связанное множеством нитей сооб­щество этносов, населяющих данное геополитическое пространст­во. Это единство сложилось исторически как модель мирного сожи­тельства и коллективной безопасности. Неконтролируемый, под­час искусственный всплеск национализма на территории бывшего единого государства имел мало общего с подлинным националь­ным возрождением народов.

Во многом насильственная дезинтеграция СССР привела:

1) к разрушению (или деформации) общего пространства — хо­зяйственного, транспортного, финансового, культурного и инфор­мационного;

2) возникновению в новых суверенных странах многочислен­ных противоречий — межэтнических распрей, противостояний внутри наций, сепаратизма, автономистских движений и террито­риальных споров;

3) экономическому хаосу, резкому снижению ВВП и массовому обнищанию людей в большинстве вновь образованных государств;

4) ухудшению геополитического положения и национальной безопасности новых международных субъектов;

5) подрыву научно-технического потенциала и местных систем образования из-за отсутствия средств и нарастающей «утечки моз­гов»;

6) беспрецедентному росту криминогенности, массовому нару­шению прав человека и т.п.

Глава II. Административно-территориальный портрет России.

1. Административное устройство царской России

Формирование единого централизованного государства потребовало организации и введения единой системы управления его отдельными территориями, или, как говорят, — установления административной унификации (единообразия). Нельзя сказать, что этот процесс осуществлялся как бы с чистого листа. Россия располагала исторически сложившимися территориями с уже ус­тоявшейся системой управления. Поэтому имевшаяся местная сис­тема управления не подвергалась ломке без серьезных на то осно­ваний.

Официальное приказное делопроизводство XVII века, наиболее полное и последовательное для своего времени, делило территорию российского государства на части (области), именовавшиеся тогда «городами». При отнесении тех или иных территорий к «городу» утверждался историко-географический принцип. Хорошо извест­ны такие административно-территориальные единицы, как Рязан­ские, Северские, Замосковные, Пермские и другие «города».

Более низким звеном деления были уезды, волости и станы. Как правило, в качестве административного центра уезда выступал город (т.е. город-пункт в отличие от вышеупомянутого города-об­ласти). Уезды подразделялись на волости и станы. Волостная организация возникла, как считается, из крестьянской сельской общины. Центром волости являлось, как правило, село (крупный сельский населенный пункт), объединявшее несколько деревень. В не которых случаях стан вытеснял волостное деление.

В ряде районов России долго сохранялось традиционное сло­жившееся территориальное деление (края, погосты, дороги, полки и т.д.). При изучении исторической географии России XVI-XVII веков возникает ряд трудностей, обусловленных в значительной степени несопоставимостью административного устройства от­дельных территорий. Поэтому специалисты вынуждены делать это на основе конструирования природно-исторических комплексов, заменяющих тогдашнее, не всегда стройное административное де­ление страны.

Так или иначе, но к началу XVIII века наиболее устоявшейся единицей громоздкого и неустойчивого административно-террито­риального устройства был уезд. Для целей рекрутских наборов страна подразделялась и на разряды. Позднее старая система деле­ния перестала отвечать, вернее, не смогла отвечать новым потреб­ностям. Административной основой для упорядочения рекрутских наборов послужило новое губернское устройство России.

В 1708 г. было создано 8 губерний, что также решало задачи налогообложения и полицейско-бюрократического управления. Это были довольно крупные образования (например, Урал и вся Сибирь входили в состав одной губернии — Сибирской), и управле­ние ими оказалось неудобным и малоэффективным. При этом со­хранилось старое, низовое уездное деление губерний, что заставило искать и создавать промежуточное звено — провинции.

Доставшееся советской власти в наследство от царской империи административно-территориальное деление в своих основных чер­тах было сформировано при Екатерине П. Для обеспечения сохран­ности дворянско-помещичьей власти и усиления налогового пресса необходимо было как можно теснее приблизить военно-полицей­ский и фискальный аппараты к податному населению. Эта цель была достигнута путем «дробления» губерний и уездов, число ко­торых практически удвоилось. По мере территориального роста империи число губерний (а соответственно, и уездов) увеличива­лось. При этом «екатерининское» административно-территори­альное деление было по-своему нормативным: территория с насе­лением 300—400 тыс. душ считалась оптимальной для образованиягубернии, а с населением 20—30 тыс. душ мужского пола - дляуезда.

Разумеется, ни к экономике, ни к природному и историческому своеобразию, ни к национальному составу населения такое деле­ние, по существу, не имело отношения.

Административно-территориальное размежевание «единой и неделимой» России осуществлялось таким образом, чтобы терри­тории компактного национального расселения были раздроблены. Так, территория Грузии была разделена между четырьмя губер­ниями, Белоруссии и Татарии — между пятью губерниями. Таким образом, наряду с прежними функциями административно-терри­ториальное деление стало выполнять и новые — «противоавтономные» функции, явно противодействуя сепаратистским и национально-освободительным движениям.

Впрочем, несмотря на то что административная сетка царской России слабо увязывалась с процессами территориального разделе­ния труда, с историческими и природными условиями огромной страны и, по большому счету, служила делу реализации имперско­го принципа «разделяй и властвуй», после внезапного распада СССР ряды сторонников старого губернского деления, не склонных преувеличивать важности учета в районировании национального [своеобразия территорий, резко пополнились.

2. Эволюция административного деления в СССР

Коренные преобразования административно-территориальной [сетки страны начались вслед за Октябрьской революцией 1917 г. В (качестве основного аргумента этих перемен (особенно в последующие годы) выдвигался принцип единства экономического райони­рования, национального состава и административно-территори­ального деления. Однако непоследовательность административно-территориальных преобразований, шараханье из одной крайности в другую (например, чередование тенденций объединения и дроб­ления областей) позволяет говорить об отсутствии у большевиков четко продуманной политики в данной сфере.

Первый этап осуществления административно-территориаль­ной реформы относится к 1917—1922 гг. и связывается преимущественно с созданием новых национальных образований, т.е., по существу, с демонтажем старого районирования в целом, «индиф­ферентного» к национальному своеобразию территорий. Кроме провозглашения Украинской Советской республики, конституци­онно были оформлены Туркестанская автономная республика и Коммуна немцев Поволжья. Образовавшиеся на Северном Кавказе Терская автономная социалистическая республика (объединив­шая чеченцев, ингушей, кабардинцев и других горцев) и Кубано-Черноморская республика были интегрированы в Северо-Кавказ­скую республику. Далее последовало образование Башкирской и Татарской автономных республик, Вотской (Удмуртской), Кал­мыцкой и Марийской автономных областей. Несколько позже были созданы Якутская и Бурят-Монгольская автономные респуб­лики, Узбекская, Туркменская союзные республики и другие на­циональные образования.

Сейчас уже мало кто знает, что на заре советской власти суще­ствовала общая Литовско-Белорусская республика, а на террито­рии, занимаемой ныне Казахстаном, была образована Киргизская автономная республика (поскольку казахов нередко называли кир­гизами со столицей в городе Оренбурге; что еще в 1919 г. была провозглашена Крымская советская республика в составе РСФСР, через два года преобразованная в автономную (при этом более по­ловины населения этой республики составляли русские, около чет­верти — татары, остальные — украинцы, евреи, греки, болгары и другие народы).

Наряду с формированием новых национальных образований в 1917—1922 гг. происходил интенсивный процесс разукрупнения старых губерний. Так, из состава Владимирской и Костромской губерний выделилась Иваново-Вознесенская губерния, из Перм­ской — Свердловская, из Новгородской — Череповецкая, из Сара­товской — Царицынская и т.д.

Но затем четко проявилась противоположная тенденция — к объединению губерний. В период с 1923 по 1929 г. на политико-ад­министративной карте РСФСР появились: