Смекни!
smekni.com

Административно-территориальный портрет России (стр. 5 из 6)

В начале XVIII века на Алтае и верхнем Иртыше существовало сильное государство Джунгар. Джунгары покорили казахов Большой орды и угрожали Малой орде. В этих условиях казахам Малой орды приходилось выбирать: или быть физически уничтоженными, или обратиться за помощью к более сильному соседу.

В 1730 году хан Малой Киргиз-Кайсацкой орды Абулхаир обратился к царскому правительству с просьбой защитить Киргиз-Кайсацкую орду от джунгарских ойротов. Он выразил желание казахов присоединиться к России. Желание казахов было удовлетворено. В 1735 году, по договору с Абулхаир-ханом был заложен город-крепость, которому дали название Оренбург (нынешний Орск), т.е. город на реке Ори.

Первые начальники Оренбургских экспедиций и комиссий – Кирилов, Татищев, Урусов на основании указов правительства принимали на поселение в крепостях по реке Самаре людей, которые показывали о себе, что они не крепостные и, что не положены «в подушный оклад». Услышав об этом, в Самару, местопребывание первых начальников будущего Оренбургского края, устремился самый разнообразный люд. Переселенцам выдавалась небольшая денежная ссуда и провиант. В Тоцкое было направлено также 30 ссыльных вместе со своими семьями. По переписи с 1740 в крепости числилось 398 человек. Почти половина казаков были родом с Поволжья, остальные – из Московских уездов, а также Петербурга, Твери, Углича и др.

Царскому правительству он был нужен как база для колонизации Средней Азии и как опорный пункт для расширения торговых и культурных связей с Востоком. Оренбург дважды менял свое местоположение. Второй раз Оренбург был заложен у урочища «Красная гора» на месте современной станицы Красногорской, Буртинского района. Только в 1743 году Оренбург был заложен первым оренбургским губернатором Неплюевым на месте современного города Чкалова.

И на новом месте Оренбург строился как военная крепость. Во дворе Чкаловского сельскохозяйственного института до сих пор сохранились остатки крепостного вала. От Оренбурга, как от узла крепостей, расходилось несколько линий крепостей.

Все казачьи станицы Оренбургской губернии строились как крепости.

Районный центр – село Тоцкое – одно из первых поселений в нашей области. Оно было заложено первым начальником Оренбургской экспедиции Кириловым в августе 1736г. в устье речки Сороки в качестве военного укрепления на «Московской дороге». Дорога связывала Оренбург на Ори с центром России. Место для постройки крепости выбрано было неудачно, весной ее заливало водой, поэтому в 1746 г. крепость перенесли на современное место.

Тоцкая крепость была названа по имени реки Ток, которая за 30 верст ниже впадает в реку Самару с правой стороны. Она была построена за полверсты от реки Самары на высоком берегу реки Нижней или Большой Сороки. Крепость представляла собой четырехугольную земляную насыпь, внутри которой была построена деревянная башня. Все работы по строительству были закончены к 26 октября 1736 года по старому стилю.

Гарнизон Тоцкой крепости состоял из 1 роты драгунской и полутора пехотных. Всего в крепости насчитывалось более 200 человек. Во главе крепости стоял комендант.

Все эти укрепленные поселения первоначально представляли из себя простые стратегические пункты с военным укладом жизни, но с течением времени они постепенно принимали характер военных поселений, где казаки стали заниматься рыболовством, скотоводством и земледелием.

Перепись показывает, что первые жители были детьми бывших крепостных крестьян. Почти все русские. Из 148 казаков расписались под своими показаниями только трое, остальные были неграмотные.

За исключением ссыльных, насильно поселенных в Тоцкой крепости, все были самым обездоленным людом, который в условиях феодально-крепостнического строя надеялся найти себе лучшую долю в Оренбургских степях. Недаром во время Крестьянской войны 1773-1775г.г. казаки крепости активно поддерживали Пугачева, а атаман Чулошников стал видным участником восстания.

Несмотря на громкое название «крепость», укрепления ее были примитивны и в 60-х г. 18 века находились в запущенном состоянии. По данным Рычкова, в ней в это время было до полутораста дворов. Население состояло из военно-служивого сословия.

В течение 18 века население крепости удвоилось. В 1795 г. оно достигло 744 человек.

С середины 19 века село стало волостным центром Бузулукского уезда Самарской губернии. На казачьих земля бывшей Тоцкой станицы стали селиться русские крестьяне, переселенцы из европейской части России.

Население Тоцкого стало быстро увеличиваться, особенно после проведения железной дороги Самара – Оренбург. В 1910г. здесь насчитывалось 1072 двора с населением 6700 человек.

Характерными памятниками торгового происхождения города Оренбурга являются гостиный двор и остатки менового двора. Гостиный двор находится в центре г.Чкалова – между улицами Советской, Кирова, 9-го января и Пушкинской. В настоящее время там разместился шелкоткацкий комбинат.

Гостиный двор начал строиться почти одновременно с городом. Длина его равнялась 222 метрам и ширина – 200 метрам.

Это было прекрасное по тому времени сооружение. Гостиный двор представлял собою крепость: он был обнесен высокой каменной стеной. Двери и окна выходили во внутрь двора. Над западными воротами до сих пор еще возвышается старинная башня. Внутри его размещались 150 лавок и амбаров. Своды и навесы над лавками позволяли вести торговлю в любую погоду. Постепенно гостиный двор переделывался так, что двери и окна лавок стали выходить на улицу.

Гостиный двор служил местом для зимней торговли. Однако самая оживленная торговля была летом, так как зимой казахи уходили на зимовки в дальние степи.

Главным предметом торговли в Оренбурге был скот. Чтобы создать лучшие условия для торговли скотом в летнее время и обезопасить город от возможных набегов со стороны кочевников, в трех километрах юго-западнее г.Оренбурга в 1744 – 1747 годах построен меновой двор. Фундамент менового двора сохранился до нашего времени. За его высокими каменными стенами стояли когда-то 344 лавки и 148 амбаров, квартиры для купцов, кухни, мечеть и церковь. В меновой двор вели двое ворот: русские, обращенные к городу, и азиатские – в сторону казахских степей.

По углам он имел четыре бастиона. Остатки, или вернее места расположения этих бастионов, можно увидеть еще и теперь. До 1860 года меновой двор был укреплен батареями, которые обслуживались специальным гарнизоном.

Русские купцы еще задолго до основания Оренбурга пытались завязать торговые отношения с среднеазиатскими купцами, но обычно караваны русских торговцев подвергались разграблению. Так как зависимость местного населения от центральной российской администрации выглядела в те времена весьма эфемерно. Почти два последующих столетия их тюбы (родовые объединения) – по крайней мере, южные – ограничивались лишь передачей российским властям регулярной ясачной дани.

Меновой двор был первым пограничным рынком, где русские и среднеазиатские купцы свободно обменивались товарами.

Меновой и гостиный дворы стали центром меновой торговли, товары здесь обменивались не на деньги, а на товары. Мерилом стоимости служил скот. Это было выгодно русским купцам: из-за несовершенности меры стоимости они могли в обмен на промышленные товары получать больше среднеазиатских товаров и изделий.

Казахи и среднеазиатские купцы закупали изделия российской мануфактуры и горнозаводской промышленности. Особенно хорошо шли в продажу сукна, бумажные ткани, металлические изделия, меха, кожевенные товары, краски, чай, сахар, хлеб, различные бакалейные товары, железо, чугун, самовары, медные изделия, стекло, фарфор, керосин, деревянная посуда, сундуки, охотничьи припасы, решетки для юрт и т.д.

Из Хивы, Бухары, Хорезма, Ташкента, Самарканда, Акмолинской и Тургайской областей и других районов Средней Азии с ранней весны до поздней осени тянулись караваны верблюдов. Они везли шелк, хлопок, чесучу, шелковые и бумажные халаты, ковры, половики, одеяла, сушеные фрукты, кожи сырые, мерлушки каракулевые, тигровые шкуры, ловчих птиц, красные краски, седла, уздечки, кожаные кушаки с украшениями из серебра.

Из казахских степей поступали рогатый скот, курдючные овцы, лошади, верблюды, козы, верблюжья и овечья шерсть, рога, конский волос, козий пух, кошмы, овчины и мерлушки.

Из Башкирии привозили сюда шкурки бобров, белок, волков, зайцев, горностаев, выдр, куниц, лосей, росомах, медвежьи меха.

Яицкие казахи доставляли кабаньи туши и клыки, сайгаков, клей, икру и рыбу.

На меновой двор приезжали купцы из Москвы, Нижнего Новгорода, Ростова, Киева, и других городов. Они выменивали на промышленные товары от 40 до 50 тысяч баранов и от 15 до 20 тысяч коней в год. Кроме того, в Оренбург поступало из Средней Азии золото и серебро в слитках и бухарских монетах. По данным историка Рычкова, с 1746 по 1755 год через Оренбург поступило в Россию до 50 пудов и 4600 пудов серебра.

Торговое значение менового двора росло из года в год. Через Оренбургскую таможню в 1822 – 1833 годах было отпущено товаров из Оренбурга в среднем на 1,3 миллиона рублей, а привезено на 1,6 миллиона рублей в год. В конце 60-х годов из Оренбурга через таможню вывозилось в Среднюю Азию товаров на сумму 5 миллионов рублей и ввозилось в Оренбург на 3 миллиона рублей в год.

Даже постройка железной дороги Оренбург – Самара в 1876 году не только не снизила значение менового двора, а, наоборот, способствовала росту его торговой деятельности.

Когда открылось движение по Ташкентской железной дороге, около менового двора был построен разъезд. Это еще более способствовало росту его торговой деятельности.

На торговле с Средней Азией оренбургские купцы наживали миллионные прибыли. Они скупали по очень дешевой цене хлеб, скот, сырье и продавали его в Петербурге, получая 100 процентов и более прибыли. Оренбургский купец-миллионер Хусаинов имел свои торговые фирмы не только России, но и в Турции, Персии и других странах.