-причинением вреда субъектом общественных отношений (например, доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения);
-путем воздействия на вещь, по поводу которой возникло общественное отношение (уничтожение полезной для леса фауны);
-путем устранения себя из общественного отношения, что влечет неисполнение обязанностей (уклонение от подачи декларации о доходах).
2. Объективная сторона административного правонарушения - это действие или бездействие, запрещенное нормами административного или иных отраслей права и за которое установлена административная ответственность. Действие предполагает активное поведение, в основе которого лежит сознательное телодвижение. Рефлекторные движения или непроизвольные движения свидетельствуют об отсутствии состава административного правонарушения. Бездействие - это пассивное поведение в основе которого лежит неисполнение какой-либо обязанности, вытекающей из закона, из других нормативно-правовых актов. Необходимо отметить, что в КоАП предусмотрено много правонарушений, основанных на пассивном противоправном поведении.
О наличии объективной стороны административного правонарушения можно говорить только в том случае, если в основе действия или бездействия лежало сознательное поведение. Таким образом, отсутствует деяние в том случае, если вред причинен под влиянием непреодолимой силы, физического или психического принуждения, так что у правонарушителя не было выбора между неправомерным и правомерным поведением.
Иногда законодательство связывает наступление административной ответственности с такими признаками, как неоднократность и повторность.
3. Субъект административного правонарушения.
Субъектом административного правонарушения могут быть (в отличие от уголовного права) как физические так и юридические лица.
Ответственность физических лиц. Меры административной ответственности могут быть применены как к гражданам Республики Казахстан, так и к иностранным гражданам и лицам без гражданства. Административная дееспособность возникает с 16 лет.
Не подлежит, согласно действующему законодательству, административной ответственности лицо, которое во время совершения противоправного действия либо бездействия находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло отдавать отчет в своих действиях или руководить ими вследствие хронической, душевной болезни, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия или другого болезненного состояния.
Кроме того, законодательство допускает ограничение административной ответственности. То есть, хотя формально лица и подлежат административной ответственности, однако в силу закона они к таковой не привлекаются. Например, административный арест не может быть применен к беременным женщинам. Ограничения административной ответственности устанавливаются для судей, прокуроров, депутатов представительных органов власти и др.
Административная ответственность юридических лиц. Возможность привлечения юридических лиц к административной ответственности является серьезной проблемой. Поскольку зачастую законодатель чаще всего применительно к юридическим лицам употребляет термин “ответственность в административном порядке” что не является непосредственно административной ответственностью. Решение проблемы об упорядочении административной ответственности нам видится в формировании единой системы ответственности юридических лиц, в которую бы вошли такие институты как ответственность за правонарушения в сфере финансов, ответственность за нарушение земельного, водного, космического, лесного и иного законодательства и т.д.
4. Субъективная сторона административного правонарушения
Субъективная сторона административного правонарушения показывает психическое отношение нарушителя к совершенному деянию и его последствиям.
К административной ответственности применяются классические формы вины, отраженные в следующей таблице:
Таблица 1.
Прямой умысел Формы Косвенный умысел виныНеосторожная самонадеянность
Неосторожная небрежность
Деяние считается совершенным с прямым умыслом, если лицо осознавало антисоциальность своих действий или бездействий, предвидело их общественно-опасные последствия и желало их наступления.
Косвенный умысел будет иметь место если лицо, осознавая противоправность своих действий, предвидело и сознательно допускало наступление негативных последствий. К примеру, при совершении мелкого хищения чужого имущества лицо сознает, что оно незаконно безвозмездно, с корыстной целью завладевает чужой собственностью, предвидит и желает наступление имущественного ущерба.
Неосторожность в форме самонадеянности присутствует в том случае, когда лицо предвидело возможность наступления последствий своего общественно-опасного деяния, но легкомысленно рассчитывало их предотвратить. Когда же лицо не предвидело возможность наступления таких последствий, но могло и должно было их предвидеть, принято говорить о неосторожности в форме небрежности.
Если лицо не могло или не должно было предвидеть наступление последствий, речь идет об отсутствии административного правонарушения.
Необходимо отметить, что большинство составов административных проступков может совершаться как с неосторожной, так и с умышленной формой вины.
Итак, административное правонарушение - это посягающее на государственный порядок, государственную или общественную собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное действие, либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.[1]
К числу административных правонарушений относятся проступки, посягающие: на общественный порядок (мелкое хулиганство, появление в общественном месте в пьяном виде, нарушение тишины и др.); установленный порядок управления (злостное неповиновение законному требованию работника милиции или народного дружинника, нарушение правил административного надзора, паспортной системы, пограничного режима и др.); на собственность (мелкое хищение чужого имущества, нарушение права государственной собственности на недра, леса, животный мир и др.)
Глава 2. Отграничение административных
правонарушений от преступлений и
дисциплинарных проступков
В зависимости от характера правонарушений и санкций за их совершение правонарушения делятся на преступления и проступки.
По мнению ряда ученых, преступлениями называются (как уже говорилось выше) общественно опасные виновные деяния, предусмотренные уголовным законодательством, а проступками называются виновные противоправные деяния, не являющиеся общественно опасными, влекущие применение не наказаний, а взысканий.[2] Ряд ученых, рассматривая данный вопрос, исходили из того, что только преступление обладает свойством общественной опасности, а все прочие правонарушения таким качеством не обладают.[3]
Отдельные специалисты полагают, что общественной опасностью обладают только преступления, а правонарушения - общественной вредностью.[4]
В настоящее время практически общепризнанно, что главное отличие правонарушений заключается в различной степени общественной опасности, которая определяется различными обстоятельствами:
-характером наступивших последствий совершенного деяния;
-мотивами и целями совершения деяния;
-формой вины;
-неоднократностью совершения деяния.
Различие в степени общественной опасности - основной признак, по которому административное правонарушение отграничивается от преступления и других правонарушений. Он определяет социальную природу каждого вида правонарушений. Однако между указанными правонарушениями имеются и иные различия, производные от основного: по характеру противоправности и по юридическим последствиям.
Так административное правонарушение, в отличие, например от преступления не обладает уголовной противоправностью и характеризуется административной противоправностью, то есть нарушает нормы административного права.
Отличие административного правонарушения от иных правонарушений по их юридическим последствиям заключается в том, что преступление влечет за собой такие специфические последствия, как уголовное наказание и судимость и характеризуется личным характером. И не могут быть подвергнуты уголовному наказанию, например, юридические лица. В отличие от этого, административному наказанию могут быть подвергнуты не только физические, но и юридические лица, о чем говорилось выше.
Административные деликты, обладая признаками общественной опасности, в то же время существенно отличаются от преступлений степенью вредности. Бытующее мнение о том, что, административные правонарушения - предтеча преступлений, многократными исследованиями ученых и практикой не подтверждается. Уточнение критерия этих видов правонарушений, в том числе административных деликтов и уголовных правонарушений, является сегодня чрезвычайно важной задачей. Стремление административистов учредить специализированную отрасль знаний- административную деликтологию, в связи с этим, думается вполне оправданно.