Лицензирование
Процесс совершенствования законодательства в сфере лицензирования, которое, прежде всего, заключается в сокращении лицензируемых видов деятельности, активизировался в середине 2005 г.
В это время А. Лукашенко издал декрет №17, который:
-значительно сократил количество лицензируемых видов деятельности;
-утвердил Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии);
-определил уполномоченных на выдачу лицензий государственных органов и государственных организаций [8].
Итого осталось 49 видов лицензируемой деятельности (а было свыше 1000). В ближайшей перспективе количество лицензируемых видов деятельности в Беларуси предполагалось сократить до 10-12, а затем поэтапно перевести лицензирование в режим сертификации, аккредитации, аттестации или заменить иной формой государственного регулирования.
Однако, несмотря на разговоры об этом, больших подвижек в сторону сокращения лицензируемых видов деятельности пока не наблюдается. Так, несмотря на то что за последние полтора года разработано и принято 29 актов законодательства в сфере лицензирования, они все направлены на усиление порядка лицензирования и/или дополнение Перечня новыми видами (подвидами) деятельности. Например, в соответствии с изменениями и дополнениями указанный Перечень дополнен тремя видами/подвидами. Девять видов претерпели изменения в сторону расширения составляющих работ и услуг. И только один пункт 41: «Промысловый лов рыбы и добыча водных беспозвоночных» полностью исключен из перечня лицензируемых видов деятельности.
Одними из первых от изменения процедуры лицензирования пострадали риэлторы. Согласно указу президента и постановлению пра6вительства [25] все агентства недвижимости обязаны в течение трех месяцев подготовиться к получению новых лицензий на оказание услуг и переаттестовать почти всех штатных сотрудников. Не смогли участвовать в аттестации, а значит, потеряли рабочие места те работники риэлторских агентств, которые на момент аттестации не имели высшего юридического, экономического или технического образования.
Основное официальное объяснение принятия решения об аттестации и перелицензировании состояло в том, что риэлтерская услуга - это составляющая часть юридической деятельности. Хотя, на самом деле, суть работы риэлторов на 90% времени состоит из работы с информацией, рекламой, подбором возможных вариантов, а на 10% связана с документами и их оформлением. Вторая версия заключалась в том, что риэлторский рынок страны очень сильно криминализирован. Однако, опираясь на статистику Белорусской Ассоциации «Недвижимость» (БелАН), можно утверждать обратное. Так, ежегодно в стране регистрируется около 60 тыс. сделок с недвижимостью, при этом только 0.25% признаются судами недействительными. Если говорить о квартирном рынке, то ежегодно судами Беларуси рассматривается примерно 20 000 дел, из которых около 10% - по жилью. Количество исков о признании сделок с жилыми помещениями недействительными составляет ежегодно 200-300, то есть всего 1% от общего количества гражданских дел. Таким образом, приведенные цифры скорее говорят об обратном, т.е. о соответствующем профессиональном уровне риэлторов в Беларуси и несостоятельности этой версии.
Данное постановление правительства также лишило возможности индивидуальных предпринимателей вернуться к лицензированию риэлтерской деятельности, а ведь именно они, как правило, обслуживали население малых городов. В результате часть предпринимателей из небольших городов потеряла свой бизнес, а наемные работники - рабочие места.
Кроме того, до принятия данного постановления риэлтерские услуги также подвергались определенному государственному контролю через процедуру сертификации. Сертификация риэлтерских услуг (включая аттестацию риэлторов) осуществлялась Комитетом по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете министров Республики Беларусь. Решить вопрос усиления контроля качества над риэлтерскими услугами можно было посредством увеличения числа органов по сертификации. Однако, несмотря на возражения самих риэлторов и бизнес-союзов защищающих их интересы, последовало другое решение, которое пока только сократило количество субъектов хозяйствования, занимающихся риэлтерской деятельностью.
Еще один вид предпринимательской деятельности, пострадавший от изменения законодательства в области лицензирования, - фирмы по трудоустройству, брачные и модельные агентства. Декрет №3 «О некоторых мерах противодействия торговле людьми» А. Лукашенко ужесточил контроль за выездом граждан Беларуси за границу. Главное новшество этого документа заключалось в том, что к 1 июля 2007 г. все субъекты хозяйствования, предоставляющие работу за границей (примерно 40), должны пройти перелицензирование в МВД. К их числу обязаны присоединиться брачные агентства и организации, занимающиеся подготовкой моделей (демонстраторов одежды), получив лицензию в Министерстве образования. К сожалению, лишь 10 фирм из 40 смогли получить соответствующую лицензию к указанному сроку.
Декрет также установил, что «распространяемая на территории Республики Беларусь реклама продукции, товаров (работ, услуг), производимых на этой территории, изготавливается только с привлечением организаций и граждан республики». А право проведения кастингов предоставлено только территориальным органам государственной службы занятости, а также модельным агентствам и иным субъектам хозяйствования, имеющим соответствующую лицензию. Кроме того, декрет №3 установил ряд обязательств и добавил работы другим предприятиям. Так, юридические лица и индивидуальные предприниматели, направившие граждан за границу на работу или учебу (за исключением направления своих работников в служебные заграничные командировки), для участия в спортивных, культурных и иных массовых мероприятиях обязаны представлять информацию о них в структурные подразделения по гражданству и миграции МВД по месту жительства. Кроме того, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие туристическую деятельность, обязаны представлять в названные выше органы информацию о гражданах, которые осуществляли поездку за границу в составе организованной группы и не возвратились в Беларусь в течение пяти рабочих дней со дня возвращения этой группы.
Осенью 2007 г. издан еще один декрет [7] А. Лукашенко, который внес коррективы в упомянутый выше декрет. Данный декрет, прежде всего, коснулся молодых людей, которые выезжают за границу для участия в спортивных, культурных и иных массовых мероприятиях в течение учебного года. В центре внимания также оказалась деятельность электронных брачных агентств. Новым документом предусматривается обязательное лицензирование деятельности, связанной со сбором и распространением (в том числе в глобальной компьютерной сети Интернет) информации о физических лицах с целью знакомства (деятельность брачных агентств).
Положительным моментом является тот факт, что данный декрет расширил перечень лиц, которые могут заниматься кастингом без лицензии. Кроме того, предоставлено право СМИ и государственным учреждениям культуры проводить конкурсные отборы (кастинги) без специального разрешения (лицензии) для осуществления деятельности, связанной с трудоустройством граждан за границей. Модельным агентствам, помимо названных целей, разрешили без лицензии организовывать кастинги и для трудоустройства граждан в Беларуси.
Декреты президента №11 и №18 внесли значительные изменения в лицензирование и ведение предпринимательской деятельности в сфере производства, оборота и рекламы алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта.
Во-первых, в Беларуси право на осуществление предпринимательской деятельности по производству, экспорту, импорту, хранению алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта, оптовой и/или розничной торговли ими (за исключением розничной торговли алкогольными напитками в объектах общественного питания) имеют только юридические лица. Этот же вид деятельности внесен в Перечень лицензируемых видов предпринимательской деятельности.
Во-вторых, индивидуальным предпринимателям запрещено заниматься вышеперечисленными видами предпринимательской деятельности.
В-третьих, после определенного всплеска предпринимательского протеста разрешено, но только до 1 января 2009 г., ИП и юридическим лицам, основной вид деятельности которых розничная торговля и общественное питание, осуществлять розничную торговлю непищевой спиртосодержащей продукцией, парфюмерно-косметическими средствами, алкогольными и табачными изделиями на основании специальных разрешений (лицензий). Им же разрешено заниматься импортом этой продукции без лицензий. После наступления указанного срока получить лицензии смогут только юридические лица в соответствии с предъявляемыми требованиями.
В-четвертых, за различные нарушения данного законодательного акта установлена ответственность в виде штрафов от 80 до 5 000 базовых величин (1 БВ на 01.06.2009 составляет 31 000 р., или 15 у.е.).
С 1 января 2007 г. декретом №16 [8] введено лицензирование новых видов деятельности. Имеются в виду такие виды деятельности, как: «ведение охотничьего хозяйства» (лицензии выдает Министерство лесного хозяйства), «ведение рыболовного хозяйства» (лицензии выдает Министерство сельского хозяйства и продовольствия), а также «деятельность по заготовке и переработке древесины» (до 01.01.2008 под лицензирование попадала только заготовка).
Одновременно с данным декретом вышел указ №581 [34], который устанавливал административную ответственность граждан за незаконную добычу рыбы и других водных животных, незаконную охоту и иные нарушения правил рыболовства и охоты, а также вводил экономическую ответственность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц за эти же нарушения.