Усиление реакции
Одним из парадоксов внутренней политики Александра послевоенного времени стало то обстоятельство, что попытки обновления российского государства сопровождались установлением полицейского режима, позднее получившего название “аракчеевщины”. Ее символом стали военные поселения, в которых сам Александр, впрочем, видел один из способов освобождения крестьян от личной зависимости, но которые вызывали ненависть в самых широких кругах общества. В 1817 вместо Министерства просвещения было создано Министерство духовных дел и народного просвещения во главе с обер-прокурором Святейшего синода и главой Библейского общества А. Н. Голицыным. Под его руководством фактически был осуществлен разгром российских университетов, воцарилась жестокая цензура. В 1822 Александр запретил деятельность в России масонских лож и иных тайных обществ и утвердил предложение Сената, разрешавшее помещикам за “дурные поступки” ссылать своих крестьян в Сибирь. Вместе с тем император был осведомлен о деятельности первых декабристских организаций, но не предпринял никаких мер против их членов, считая, что они разделяют заблуждения его молодости.
Император умер на 48-м году жизни, полный сил; до этого он никогда и ни чем серьёзным не болел и отличался отменным здоровьем. В последние годы Александр I поражал воображение окружавших его людей некими странностями: он всё более и более уединялся, держался особняком, хотя сделать это в его положении и при его обязанностях было чрезвычайно сложно, близкие к нему люди всё чаще слышали от него мрачные высказывания, пессимистические оценки. Он увлекался мистицизмом, практически перестал с прежней педантичностью вникать в дела управления государством. К моменту смерти обнаружилось, что вопрос о престолонаследии Российской императрии находится в неясном противоречивом состоянии в связи с последними распоряжениями Александра, и это породило неразбериху во дворце и суету в структурах власти.
С начала 40-х годов 19-го века в России начали циркулировать слухи о том, что в Сибири, в 1836 году появился некий таинственный бродяга Фёдор Кузьмич, которого молва стала связывать с личностью покойного императора Александра I. 20-го января 1864-го года в возрасте примерно 87-ми лет (Александр I родился в 1777 году), старец Фёдор Кузьмич скончался в своей келье на лесной заимке в нескольких верстах от Томска и был похоронен на кладбище Томского Богородице-Алексеевского мужского монастыря.
Для нас не столь важно, действительно ли ушёл от власти Александр I и действительно ли он обретался до конца своих дней под именем старца Фёдора Кузьмича, важно другое: как могло случиться, что в России – стране с одним из самых устоявшихся абсолютистских режимов, одним из самых мощных репрессивных аппаратов, едва ли не последнем мощном оплоте европейских реакций – могли возникнуть подобные слухи и подобная легенда? И в отношении кого? Могучего властелина, государя, сломавшего хребет наполеоновской военной машине, императора, достигшего пика власти, находившегося в ареоле славы.