Первая половина XIXв. характеризовалась почти непрерывными массовыми восстаниями японского крестьянства. Только в 1833 г. в различных районах Японии произошло 30 крестьянских восстаний. Восставшие боролись за ликвидацию феодального гнета. Во время восстания 1842 г. в провинции Оми повстанцы уничтожили кадастровые книги. Хотя крестьянские восстания носили неорганизованный и локальный характер, они подрывали японский феодализм.
Все чаще происходили волнения в городах. Нередко поводом к ним были недостаток риса или резкое повышение цен на него в результате спекулятивных махинаций оптовых купцов и властей. В 1837 г. в Осака вспыхнуло восстание, возглавленное Хэйхатиро Осио - выступавшего против спекуляции, дороговизны, произвола властей. Проявившееся в ходе осакского восстания стремление объединить городские низы и крестьянство показывало, что антифеодальная борьба народных масс поднималась на более высокую ступень. Восстание в Осака не было единичным. Волнения охватили многие города.
Обострялись также противоречия между буржуазными и феодальными кругами. Но формировавшаяся буржуазия, связанная в той или иной мере с феодальным землевладением и ростовщичеством, как правило, враждебно относилась к восстаниям крестьянства и городской бедноты.
Недовольны были и самурайские элементы, одни - из-за стремления поправить свои материальные дела за счет крупных сеньоров, другие - в силу своего отношения к промышленности и торговле, с которыми они уже были прочно связаны. Наиболее организованные, лучше других вооруженные самураи прибрали к своим рукам движение буржуазии. Последняя и сама искала союза с дворянством, ибо не менее самураев страшилась революционных стремлений японского крестьянства. В отличие оттого, что было в Европе, японская буржуазия выступала в революции не в союзе с крестьянством, а против него. Этим обстоятельством объясняется компромиссный характер революции: японский капитализм оказался оплетенным густой сетью феодальных отношений.
Правительство сегуната сурово расправлялось с крестьянским революционным движением. Японская буржуазия была недовольна раздробленностью Японии и относительной слабостью центральной власти (крупные феодалы содержали собственное войско, чеканили монету и полновластно распоряжались в своих владениях), наличием цехов и гильдий, мелочной регламентацией ремесла и торговли и т.п. Но самую большую опасность она видела в иностранном капитале.
5. Внешнеэкономические отношения Японии.
Капиталистические державы Запада все более настойчиво стремились покончить с самоизоляцией Японии. В связи с усилением колониальной агрессии Англии, Франции и США на Дальнем Востоке их взоры обращались и в сторону Японских островов. Особенно большой интерес к Японии как базе для развертывания колониальной агрессии в Китае и других районах Дальнего Востока проявили США. В 1845 г. американский конгресс уполномочил президента установить торговые отношения с Японией. В резолюции конгресса откровенно говорилось, что США нуждаются в базе на морях, омывающих Китай.
В 1853 году США послали в Японию эскадру, командующий которой предъявил японскому правительству ультимативное требование об установлении торговых отношений. Под давлением решающего военного превосходства правительство сегуна вынуждено было удовлетворить это требование. В 1858 году был подписан неравноправный договор, по которому Япония не могла устанавливать пошлины на ввозимые из США товары выше определенного процента (от 5 до 35), должна была признать экстерриториальность американцев в Японии (то есть их неподсудность японским судам) и т.д.
Вслед за тем неравноправные договоры были заключены Японией с Англией, Францией, Голландией и другими странами.
Не довольствуясь возможностями открытого грабежа Японии, иностранные державы стремились к превращению ее в колонию. В 1862 году английский флот подверг разрушительной бомбардировке город Кагосима, чтобы вынудить японские власти уплатить огромную контрибуцию за убийство английского гражданина. В 1864 году соединенный флот США, Англии, Франции и Голландии - главных колониальных держав того времени - обстрелял город и крепость Симоносеки, вынудив японские власти к удовлетворению требований о беспрепятственном прохождении судов через Симоносекский пролив. Опасность колониального порабощения Японии была очевидной.
6. Свержение сегуната.
Буржуазия поддержала антисегунскую группировку князей и самураев. Военно-политическими центрами антисегунской оппозиции стали южные княжества Сацума, Тесю, Тоса и Хидзэн. Объединившись, эти княжества возглавили сильную коалицию, требовавшию ликвидации сегуната и восстановления императорской власти. Франция энергично поддерживала сегуната. Англичане же надеялись, что победа антисегунской коалиции приведет к раздроблению и ослаблению Японии, и установили поэтому контакт с Сацума и другими южными княжествами.
После событий 1862 - 1864 гг. значительно усилились антифеодальные выступления народных масс. В 1865 г. особенно сильное крестьянское восстание охватило район Осака. Восстание вспыхнуло даже в сегунской столице Эдо. В этих условиях руководители южных княжеств склонились к ликвидации сегуната. В 1867 г. на императорский престол вступил пятнадцатилетний Муцухито. Летом 1869 г. сегунат прекратил свое существование. Была провозглашена феодально-самурайская "республика".
7. Антифеодальные реформы. Развитие промышленности.
Во второй половине 60-х годов глубочайший кризис японского феодализма и политический кризис режима Токугава переросли в революционную ситуацию.
Формировавшаяся японская буржуазия также стремилась к ликвидации феодальных порядков. Появившаяся в городах разночинная интеллигенция, главным образом самурайского происхождения, в известной мере выступала носительницей буржуазной идеологии. Установление тесных связей с Европой и Америкой способствовало распространению среди интеллигенции европейских буржуазно-освободительных идей.
Первое императорское правительство, созданное 3 января 1868 г., возглавил принц Арисугава, но руководящую роль в нем играли представители самурайства южных княжеств. 6 апреля 1868 г. император сделал заявление, в котором выдвинул следующую программу:
1. Будет создано широкое собрание, и все государственные дела будут решаться в соответствии с общественным мнением.
2. Все люди, как правители, так и управляемые, должны единодушно посвятить себя преуспеянию нации.
3. Всем военным и гражданским чинам и всему простому народу будет дозволено осуществлять свои собственные стремления и развивать свою деятельность.
4. Все плохие обычаи прошлого будут упразднены; будут соблюдаться правосудие и беспристрастие, как они понимаются всеми.
5. Знания будут заимствоваться во всем мире, и таким путем основы империи будут упрочены.
В апреле 1868 года, то есть в год революции, император Японии дал клятвенное обещание отбросить отжившие обычаи прошлого и установить по всей стране "право и справедливость" в той форме, "как они признаются", открыть дорогу способностям (взамен привилегий) и, самое главное, организовать совещательное собрание, с тем чтобы решать все дела управления "согласно с мнением общества".
В 1868 году были декретированы уничтожение цехов и гильдий, предоставление всем и каждому права свободно избирать профессию, свобода торговли. Феодальные рогатки между областями были ликвидированы. По всей стране были введены единые законы, отменены сословные привилегии, установлена формально равная ответственность перед законом, разрешены браки между лицами разного происхождения.
В 1868 г. был принят указ о "единстве отправления ритуала и управления государством", создано по старому образцу "Управление по делам небесных и земных божеств" (Дзингикан). Явная противоречивость политики духовного воспитания японцев и "заимствования знаний во всем мире", а также начавшееся движение под лозунгом "культуры и просвещения народа" заставило правительство принять в 1872 г. Закон о всеобщем образовании, ослабить давление на буддизм, преобразовать "Управление по делам небесных и земных божеств" в Министерство религиозного образования, чиновники которого стали называться не проповедниками, а "моральными инструкторами", призванными распространять как религиозные, так и светские знания.
Закон о всеобщем образовании 1872 г. не привел к осуществлению провозглашенного демагогического лозунга "ни одного неграмотного", так как обучение оставалось платным и по-прежнему очень дорогим, но он послужил целям обеспечения развивающейся капиталистической промышленности и нового административного аппарата грамотными людьми.
В 1870 г. принимаются два новых императорских указа о введении общенациональных богослужений, а также о пропаганде великого учения "тайкё" — доктрины о божественном происхождении японского государства, ставшего идеологическим оружием японского воинствующего национализма.
В 1871 году разрешается свободная купля-продажа земли, что означало превращение феодальной земельной собственности в буржуазную. Реформа закрепила землю за теми, кто ею фактически распоряжался, но на условиях выкупа, т.е. привела к образованию «новых помещиков» - новой денежной знати, состоявшей из ростовщиков, рисоторговцев, сельских предпринимателей, зажиточной сельской верхушки – фактически сконцентрировавшей землю в своих руках.
В том же 1871 году правительство упразднило феодальные уделы, введя деление на губернии во главе с назначенными из центра губернаторами.
В 1872 году был принят также закон о ликвидации старых званий,упрощавшее сословное деление на высшую знать (кидзоку) и низшее дворянство (сидзоку); все остальное население было отнесено к "простому народу". "Равенство сословий" не шло дальше военных целей, разрешения смешанных браков, а также формального уравнения в правах с остальным населением касты отверженных ("эта"). Офицерские должности и в новой армии замещались самураями. Воинская повинность не стала всеобщей, от нее можно было откупиться. Освобождались также от воинской повинности чиновники, студенты (в основном дети из состоятельных семей), крупные налогоплательщики.