В конечном итоге не так существенно, каким ветром занесло двуглавого орла на Русь Ивана III — западным, юго-западным, с остановкой в Твери, Морее, Крыму или без нее, важно другое: в оформлении своей государственной символики Русь пользовалась тем изображением, которое наилучшим образом в тот период выражало идею ее государственности.
Однако двуглавый орел в момент своего проникновения на Русь в качестве государственной эмблемы не занял того места, какое он получил позднее.
Если на печатях 1497 года двуглавый орел занимает, можно сказать, второстепенное положение, то на медных деньгах — пулах — господствует безраздельно или почти безраздельно. Пула Москвы, Твери, Новгорода и Пскова конца XV века, когда, по П.Г. Гайдукову, началось целенаправленное создание общерусской денежной системы, представляют именно двуглавого орла. На всех этих пулах он в позе, ставшей геральдической классикой, — фронтально к зрителю с распростертыми крыльями и коронами на голове.
Одно можно утверждать с полной определенностью. Идеологи русской государственности конца XV века свободно кроили геральдическое платье, достойное своего «короля», из воздуха, которым дышали все их соседи, и из идей, которые витали в этом воздухе. Эпоха созидания государств Нового времени рождала символику, уходившую своими корнями в прошлое, ею и воспользовались русские государи.
Их выбор оказался достаточно удачен. Почти полутысячелетняя история «жизни» орла на великокняжеской, царской, императорской и республиканской почве — веское тому доказательство.
Четырехсотлетний юбилей русского государственного герба был торжественно отпразднован в XIX веке. Мы стоим уже накануне его 500-летия. За это время его форма и смысл менялись неоднократно, но идею государственности России орел выражал исправно, хотя и с вынужденным перерывом.
2. Изменение государственного герба на протяжении существования российского государства
В XVII веке к двуглавому орлу и всаднику, поражающему дракона, добавляются новые элементы, вошедшие впоследствии в государственный герб. Прежде всего, это третья корона над (между) двумя головами орла. «Прибавление» произошло в 1625 году при царе Михаиле Федоровиче, Наличие третьей короны получило идейное обоснование при царе Алексее Михайловиче. Первый же Романов мог руководствоваться советами западноевропейских мастеров, резавших матрицы для его печатей. На несомненное их участие в создании атрибутики власти русского царя указывает и необычная для русского взгляда «постановка» всадника, который на груди двуглавого орла изображался повернутым влево от зрителя, т.е. в соответствии с геральдическими правилами, принятыми в Западной Европе.
Третья корона, венчающая две коронованные головы орла, уже имелась на печати Лжедмитрия I, приложенной к записи, данной им Юрию Мнишку в 1604-1605 г.г. Но дело было в Польше, когда лжецаревич только еще готовился занять русский престол, и печать документа, по которому Самозванец должен был получить миллион злотых, руку дочери польского воеводы и пр., была изготовлена в Польше в соответствии с западноевропейскими художественными канонами. Крылья у орла подняты вверх (эта форма утвердилась при царе Алексее Михайловиче), корона королевская, западноевропейского типа, всадник на груди двуглавого орла повернут влево от зрителя.
Три короны сохранились в государственном гербе вплоть до падения Российской империи. Так же как скипетр и держава в лапах орла, добавленные в XIII веке. Короны, скипетр, держава — это реалии, знаки царской, королевской, императорской власти, общепринятые во всех государствах, где такая власть существует. Происхождением своим регалии обязаны в основном античному миру. Так, корона ведет начало от венка, который в древнем мире возлагали на голову победителя в состязаниях.
В отечественной литературе издавна существовала версия, что к силу наших царских регалий принадлежит одна из старейших средневековых корон, якобы присланная в дар великому киевскому князю Владимиру Мономаху византийским императором Алексеем Конником. Исследования короны, больше известной как «Шапка Мономаха), показали, что этот головной убор (золотой, украшенный драгоценными камнями, с собольей опушкой и крестом) русских царей, по всей видимости, восточной (среднеазиатской) работы, датируется XIV веком. Лишь возникшая в конце XV – начале XVI веков легенда связала его с византийскими императорскими дарами.
Вместе с Шапкой Мономаха от византийского императора якобы был прислан и скипетр. Истоки этого атрибута власти и достоинства европейских монархов также лежат в античности. Он считался необходимой принадлежностью Зевса (Юпитера) и его супруги Геры (Юноны). Как непременный знак достоинства использовался античными правителями и должностными лицами, кроме императоров, например, римскими консулами. Скипетр в значении обязательной регалии власти использовался при коронации государей во всей Европе.
Подобно скипетру, в качестве атрибута власти держава была известна русским государям с XVI века.
Венчание родоначальника дома Романовых царя Михаила Федоровича происходило по четко составленному «сценарию», который не менялся до XVIII века: вместе с крестом, бармами, царским венцом митрополит или патриарх передавал царю в правую руку скипетр, а в левую — державу. При венчании на царство Михаила Федоровича, перед тем, как передать регалии митрополиту, скипетр держал князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой, а державу — князь Дмитрий Михайлович Пожарский.
В царствование Алексея Михайловича участились контакты России с иностранными государствами, это заставило русское правительство максимально приблизить дипломатическую атрибутику к западноевропейской.
В архиве сохранился документ, свидетельствующий, что Алексей Михайлович привлекал иностранных мастеров для изготовления государственных печатей.
Алексею Михайловичу принадлежит около десятка печатей с различным написанием титула. К жалованной грамоте царя Богдану Хмельницкому от 27 марта 1654 года приложена печать «нового типа»: двуглавый орел с распахнутыми крыльями (на груди в щитке — всадник, поражающий дракона: «воин на коне побеждает змея»; как сообщалось в «Росписи всем государевым печатям» XVII в.), в правой лапе орла — скипетр, в левой — держава, над головами орла — три короны, практически на одной линии, средняя — с крестом, форма корон одинаковая, западноевропейская. Под орлом — символическое изображение воссоединения левобережной Украины с Россией.
Подобную печать с соответствующим новым именем употребляли цари: Федор Алексеевич, Иван Алексеевич в совместном правлении с Петром Алексеевичем и Петр Алексеевич.
Правление Петра I ознаменовано, кроме использования предшествующих, целой серией оригинальных печатей и новыми элементами государственного герба. Сам царь также участвовал в обновлении атрибутики власти.
В бумагах Петра I встречается много заметок об изготовлении флагов и знамен, а также зарисовки, сделанные царем. Очень интересны два карандашных рисунка флагов, выполненных им в 1701 г. На первом рисунке изображен флаг с государственным гербом — двуглавый орел (без щитка на груди), вокруг которого цепь ордена Андрея Первозванного. Второй флаг разделен на три продольные полосы по три герба в каждой, в центре — государственный герб; вокруг него в шахматном порядке расположены эмблемы (по две) провинций Астраханской, Сибирской, предположительной Архангелогородская эмблема, рисунок четвертой эмблемы неясен. Рисунки довольно примитивные. Петр не отличался способностями рисовальщика, однако идеи по поводу той или иной эмблемы высказывал ничтоже сумняшеся. Окружение центральной фигуры гербами земель, по-видимому, натолкнуло его на мысль поместить подобные эмблемы на крыльях двуглавого орла. Впервые с подобным расположением 6 областных гербов на крыльях орла (в центре — 7-й всадник, поражающий дракона) встречается в Дневнике путешествия в Московия австрийского дипломата И.Г. Корба. Им приводится рисунок государственной печати с изображением коронованного двуглавого орла, на груди и крыльях которого располагались 7 территориальных эмблем. По окружности около орла в овальных щитах помещены еще 26 эмблем такого же характера. На груди орла изображен всадник-«ездец», имеющий явные черты сходства с Петром I.
Идея расположения гербов на крыльях орла воплотилась в печати, которую резал в начале XVIII века иностранец Готфирид Гаупт.
В начале же века по приказанию царя было вырезано несколько печатей, где орел помещался в гербовом щитке, его увенчивала корона, а вокруг щитка изображалась цепь ордена Андрея Первозванного со знаком — крестом. Цепь ордена, окружающая государственный герб, еще в 1699 году была вырезана на пробной полтине, которую воспроизвел русский мастер, гравер и ювелир, Василий Андреев.
Орден Андрея Первозванного — первый русский орден, учрежденный в конце XVII века. В составлении проекта его устава участвовал сам Петр Алексеевич. Награждали этим орденом нечасто: за всю Петровскую эпоху его получили только четыре десятка человек. Петр I был награжден орденом в 1703 году.
Официально утвержден был на должность составителя гербов личным указом царя 12 апреля 1722 года итальянец граф Франциск Санти.