Итак, в результате энергичной деятельности правительства консерваторов в экономической жизни Великобритании произошли перемены к лучшему: остановлен спад производства в промышленности, резко сокращен уровень инфляции.
Далее хотелось бы рассмотреть проведение успешной антиинфляционной политики администрацией Рейгана в США в 1981-1988 гг., которая получила название рейганомика.
В своем первом варианте «рейганомика» довлела к монетаризму, поскольку в качестве решающих мер борьбы с высокой инфляцией в ней предусматривались заметное сокращение социальных и хозяйственных государственных расходов, ликвидация на этой основе дефицита федерального бюджета и последовательное проведение жесткой ограничительной кредитно-денежной политики. Целью «рейганомики» провозглашалась борьба со стагфляцией, т.е. параллельные и взаимосвязанные меры против и высокой инфляции, и высокой безработицы. Как только обнаружилось, что жесткое следование монетаристким рекомендациям ведет к чрезмерному спаду производства и усугубляет проблему безработицы (ситуация 1982 г.), программа принципиально пересматривается (в США это трактовалось как переход от «рейганомики-1» к «рейганомике-2») [21, с.280].
Осуществление программы «рейганомика-2» дало блестящие результаты. Галопирующая инфляция была снижена до устойчиво-ползучих форм, безработица сократилась до умеренных размеров. Огромную роль при достижении этих результатов сыграло налоговое стимулирование производства и сбережений населения, включая его наиболее состоятельные слои. Максимальная ставка индивидуального подоходного налога снизилась с 70% до 33% при резком уменьшении прогрессивности шкалы налогообложения. Налог на прибыль корпораций был уменьшен на максимальном уровне с 46% до 34%.
Были значительно сокращены государственные расходы, но, тем не менее, они продолжали увеличиваться выше запланированного предела, т.к. возрастали военные расходы, а также администрация отказалась от планируемого ранее сокращения некоторых важных социальных и хозяйственных затрат. В результате администрация Рейгана отказалась от ликвидации или даже смягчения дефицита федерального бюджета. В качестве решающей меры администрация Рейгана использовала покрытие этого дефицита за счет роста государственного долга – прежде всего, использование сбережений населения и предпринимательства (что не вело к чрезмерной денежной эмиссии). Это повлекло за собой повышение процентных ставок, что при некоторых негативных последствиях имело и положительное для экономики США значение – способствовало привлечению в страну значительных капиталов из других стран.
Администрация Рейгана уже в 1982 г. отказалась от курса жесткой ограничительной денежно-кредитной политики, а стала в зависимости от экономической конъюнктуры чередовать ее с либеральным вариантом.
И напоследок хотелось бы привести пример борьбы с инфляцией в Польше.
Рост самостоятельности предприятий и усиление давления на власть со стороны трудящихся приводили к росту денежных доходов населения. В результате обострялась проблема дефицита. Требовалось повышать цены, чтобы обеспечить сбалансированность экономики. Инфляция же, с одной стороны, приводила к забастовкам на крупных предприятиях и к акциям неповиновения, а с другой - к усилению диспропорций, поскольку продукция, на которую цены не были повышены, оказывалась нерентабельна [24, с.7].
Непосредственное движение к радикальной реформе обозначилось с того момента, как страна вошла в гиперинфляцию. Тогда Польша решила провести экономическую программу Бальцеровича, которая началась в январе 1990 года. Как известно, она получила название «шокотерапия».
Самым ярким шагом реформы стала либерализация почти всех оставшихся цен. 90% цен теперь вообще не регулировалось государством, по 5% требовалось уведомление соответствующих органов о желании их изменить и по оставшимся 5% сохранялся приоритет административных решений.
Но, думается, главным элементом программы Бальцеровича стала ликвидация бюджетного дефицита. Без нее либерализация цен могла бы лишь ускорить темпы инфляции и углубить нестабильность экономики.
В итоге с государственным бюджетом произошли поистине чудесные превращения. Вместо дефицита в 6,1%, имевшего место в 1989 г., возникло даже небольшое положительное сальдо, т.е. доходы превысили расходы. Дефицит так называемого расширенного правительства (бюджет плюс внебюджетные фонды), составлявший 7,4% ВВП в 1989 г., сменился положительным сальдо в 3,1% [24, с.10].
Поскольку использование разного рода энергоносителей и транспортных услуг осуществляется при производстве и продаже любого товара, ценовой шок распространился на всю экономику. Удорожание коснулось практически всех видов товаров и услуг.
В январе цены в среднем выросли на 79,6%, причем на продовольствие они увеличились особенно заметно - примерно в два раза. Но уже в феврале инфляция составила 23,8%, а с марта и до конца года колебалась на уровне 3-6% (в целом за год цены выросли на 585,5%).
Однако Бальцерович не просчитался в главном. В том, что инфляцию можно приостановить с помощью жесткой финансовой политики. Устранение бюджетного дефицита усилило январский шок, но зато стабилизировало дальнейшую ситуацию.
Антиинфляционная политика Бальцеровича составляла целый комплекс мер. Одной из ключевых стала так называемая политика доходов, путем принудительного сдерживания роста заработной платы.
Политика доходов по Бальцеровичу проводилась достаточно тонко. Поляки отпустили цены и, конечно, при высокой инфляции не могли заморозить доходы. Поэтому было введено условие, согласно которому фонд зарплаты мог увеличиваться по мере инфляции, но с определенным отставанием; повышение цен компенсировалось только на 30% в январе и на 20% в феврале.
Правда, надо учесть, что негативным моментом такой стратегии всегда является снижение стимулов к труду. Ведь даже тот, кто работает эффективно, становится из-за инфляции беднее. Кроме того, если из-за ограничений доходов снижается спрос на потребительские товары, то, соответственно, и производство медленнее перестраивается на выпуск именно этих, самых нужных населению товаров: нет спроса - нет предложения. Нельзя исключить того, что политика доходов стала дополнительным фактором, обусловившим большое падение производства в период начала реформы.
Полякам удалось в основном решить проблему инфляции. Конечно, темп роста цен, сохранявшийся в 1990 г., был бы слишком велик для любой страны с развитой экономикой. Однако для страны, которая только переходила к нормальному рынку из состояния гиперинфляции и должна была еще приспосабливать свою структуру цен к новым условиям, иметь всего лишь 3-6% инфляции в месяц было не так уж плохо [24, с.12].
Отметим, что все приведенные примеры свидетельствуют об одном: даже в странах со сложившейся рыночной экономикой только ортодоксально-монетаристских методов для борьбы с инфляцией оказывается недостаточно. Как правило, успешными являются смешанные программы.
На данном этапе развития в странах с рыночной экономикой денежно-кредитная политика служит одним из важнейших рычагов антициклического регулирования. В основе такого регулирования лежит способность ЦБ ускорять или сдерживать прирост денежной массы и вызывать повышение или понижение цены кредита. Экономически развитые государства предоставляют ЦБ возможность самостоятельно выбирать основные направления и механизмы денежно-кредитной политики. Такая независимость является необходимым условием обеспечения стабильности цен и снижения инфляции.
3. Особенности реализации антиинфляционной политики впереходной экономике Республики Беларусь
В 1999-2003 гг., несмотря на существенное снижение темпов инфляции, спад производства не сменился подъемом даже в наиболее благополучных экспортно-сырьевых отраслях. Поэтому актуально более внимательно проанализировать особенности инфляции в Республике Беларусь и проводимую антиинфляционную политику.
С середины 1993 года инфляция спроса уступила в Беларуси место инфляции издержек, основными факторами которой явился значительный рост издержек, обусловленный повышением цен на сырье, труд.
Учитывая, что инфляция - явление многофакторное, формирующееся под воздействием многих внешних и внутренних факторов, управлять ею можно только путем принятия согласованных мер в области денежно-кредитной, налогово-бюджетной и таможенной политики, политики доходов и собственно ценовой. Стабилизации ценовой ситуации на уровне предприятий должны способствовать меры, направленные на недопущение необоснованного роста цен, сокращение издержек производства и обращения.
В соответствии с «Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 гг.» важнейшие инструменты денежно-кредитной политики на данном этапе (обязательные резервы, операции на открытом рынке, рефинансирование банков, депозитные операции, процентная политика) будут формироваться на уровнях и в пропорциях, обеспечивающих поддержание целевых параметров инфляции и курса доллара. Ужесточение денежно-кредитной политики будет главным фактором обеспечения последовательного снижения темпов инфляции.
Политика обменного курса белорусского рубля будет ориентирована на снижение инфляции, пополнение официальных валютных резервов страны. При формировании валютного курса белорусского рубля будут учитываться условия внешней торговли, и, прежде всего, колебания мировых цен на товары, изменение кросс курсов валют стран, являющихся ее основными экономическими партнерами. При этом денежно-кредитная политика будет направлена на обеспечение курса белорусского рубля к доллару США на уровне 2-2,1 тыс. рублей в 2005 году.
Основу процентной политики составят меры, обеспечивающие устойчивое достижение процентными ставками положительного в реальном выражении уровня и превышение реальной доходности активов, номинированных в национальной валюте, над их доходностью в иностранной валюте.