Итак, не войдя в общий исторический ход, Россия предложила миру свою альтернативу, осуществив катастрофический поворот к новой исторической перспективе. Именно это определило ее особую роль в XX в. Социалистический эксперимент в России — величайшая цивилизационная трагедия человечества, которую еще предстоит осмыслить. В ней погибли и обескровились его величайшие надежды. Конец социалистического эксперимента означает для нас переход на стандартные рельсы общественной эволюции, возврат в цивилизацию, предполагающий вопреки П.Я. Чаадаеву, что Россия имела в ней свое место и лишь насильственно с ним рассталась. Можем ли мы признать, что события, начавшиеся с 90-х годов ХХ в., и есть планомерная его реализация? Уверенность и надежда, что это так, перемежаются сомнениями и неуверенностью. Слишком много неясного, неустойчивого и разрушительного в российской жизни, чтобы на этой почве утвердился оптимизм, хотя его хрупкие ростки также несомненны. Коснемся некоторых духовных и социально-политических сторон новой исторической ситуации.
«Формируется тенденция, которую можно назвать реставрацией, т.е. известным социальным рефлексом на слишком радикальное социальное изменение, произведенное социалистическим экспериментом»[42]. Имеет место определенная социально-политическая и экономическая контрреволюция, которая, однако, не обладает ясным пониманием своих целей.
Обратим внимание, каков разброс понимания целей этой реставрации. Даже в среде радикальной демократии блуждают монархические мечтания и вожделения. «То, что сейчас называется восстановлением авторитарных структур, по сути дела является утверждением режима, который можно назвать квазимонархическим.»[43] Страна нередко управляется указами Президента, что в принципе несовместимо с демократией. Разрослись структуры наместничества и личных представителей президента на местах. Далее, возникает тенденция к восстановлению традиционных форм русской общественной и хозяйственной жизни. Дворянские и купеческие сословия, сельский сход — это обычные теперь слова, которые не только витают в воздухе, но каким-то образом воплощаются. В то же время мы видим постоянное стремление войти в цивилизацию американского типа, западноевропейского и североевропейского, в те структуры, где эти сословия не могут существовать.
Каковы выводы? Следует обратить внимание, что та же история нашей Родины дает возможность подсказать выход. Помимо революционных авантюр и бесперспективного и в основе своей неудачного реформаторства в ней была и другая линия. «Второе направление, которое присутствовало в ней и которому Россия обязана поступательностью и развитием, — здоровый честный практицизм людей, органично связанных с жизнью.»[44] Если внимательно пролистать нашу историю последних двух столетий, то с удивлением обнаруживаешь, что во времена, когда власть переставала забавляться реформами, и мало интересовалась практической жизнью общества, само общество начинало постепенно совершенствовать свою продуктивную и каждодневную работу, которая, впрочем, постоянно осмеивалась интеллигентской публицистикой. Методичность, проявляющаяся в череде последовательных, разумных и скромных по своим масштабам действий, осуществляемых на протяжении жизни, как ее программа, представляется несогласующейся с национальным характером. Вот это вызывает протест. Разум и дело должны утвердиться как приоритеты нашей жизни.
Список литературы.
1. Анатолий Эльянов – журнал «Свободная мысль» – 2000 №8;
статья «Выйти из Кризиса»; стр. 5-20
2. А. Нещадин и Н. Малютин – журнал «общество и экономика» - 2002 №5;
статья «Путь модернизации России»; стр. 37-50
3.Зуев М.Н. История России / Учебник для вузов. - М.: ПРИОР, 2000. - 688 с.
4. Паршев А.П. Почему Россия не Америка?/ Книга для тех, кто остается здесь. - М.: Крымский мост-9Д, 2001. 411 с.
5. Ельцин Б.Н. Президентский марафон: Размышления, воспоминания, впечатления.
6. Материалы Интернета:
http://www.rsl.ru
http://mitpress.mit.edu/IO
http://calliop.jhu.edu/journals/sais_review/
http://history12narod.ru.
http://anthropology.ru/ru/partners/psociety/index.html
http://www.economist.com
[1]http://www.rsl.ru
[2]http://mitpress.mit.edu/IO
[3]http://mitpress.mit.edu/IO
[4]Эльянов А.: Выйти из кризиса.: Свободная мысль, №8, 2000.– стр.5
[5]http://calliop.jhu.edu/journals/sais_review/
[6]Эльянов А.: Выйти из кризиса.: Свободная мысль, №8, 2000.– стр.6
[7]Эльянов А.: Выйти из кризиса.: Свободная мысль, №8, 2000.– стр.6
[8]Зуев М.Н. История России / Учебник для вузов. - М.: ПРИОР, 2000. - 678 с.
[9]http://anthropology.ru/ru/partners/psociety/index.html
[10]Нещадин А., Милютин М.: Путь модернизации России.: общество и экономика,№5, 2002– стр.44
[11]Нещадин А., Милютин М.: Путь модернизации России.: общество и экономика,№5, 2002– стр.39
[12]Эльянов А.: Выйти из кризиса.: Свободная мысль, №8, 2000.– стр.7
[13]Эльянов А.: Выйти из кризиса.: Свободная мысль, №8, 2000.– стр.8
[14]http://history12narod.ru.
[15]http://anthropology.ru/ru/partners/psociety/index.html
[16]Эльянов А.: Выйти из кризиса.: Свободная мысль, №8, 2000.– стр.9
[17]Эльянов А.: Выйти из кризиса.: Свободная мысль, №8, 2000.– стр.10
[18]Эльянов А.: Выйти из кризиса.: Свободная мысль, №8, 2000.– стр.11
[19]Эльянов А.: Выйти из кризиса.: Свободная мысль, №8, 2000.– стр.15
[20]Нещадин А., Милютин М.: Путь модернизации России.: общество и экономика,№5, 2002– стр.42
[21]Эльянов А.: Выйти из кризиса.: Свободная мысль, №8, 2000.– стр.12
[22]Нещадин А., Милютин М.: Путь модернизации России.: общество и экономика,№5, 2002– стр.43
[23]http://anthropology.ru/ru/partners/psociety/
[24]http://anthropology.ru/ru/partners/psociety/index.html
[25]Нещадин А., Милютин М.: Путь модернизации России.: общество и экономика,№5, 2002– стр.48
[26]http://anthropology.ru/ru/partners/psociety/index.html
[27]Эльянов А.: Выйти из кризиса.: Свободная мысль, №8, 2000.– стр.16
[28]Эльянов А.: Выйти из кризиса.: Свободная мысль, №8, 2000.– стр.12
[29]Нещадин А., Милютин М.: Путь модернизации России.: общество и экономика,№5, 2002– стр.44
[30]Нещадин А., Милютин М.: Путь модернизации России.: общество и экономика,№5, 2002– стр.41
[31]Эльянов А.: Выйти из кризиса.: Свободная мысль, №8, 2000.– стр.11
[32]http://anthropology.ru/ru/partners/psociety/index.html
[33]Зуев М.Н. История России / Учебник для вузов. - М.: ПРИОР, 2000. - 688 с.
[34]Эльянов А.: Выйти из кризиса.: Свободная мысль, №8, 2000.– стр.11
[35]http://www.economist.com
[36]Эльянов А.: Выйти из кризиса.: Свободная мысль, №8, 2000.– стр.19
[37]Эльянов А.: Выйти из кризиса.: Свободная мысль, №8, 2000.– стр.17
[38]http://anthropology.ru/ru/partners/psociety/index.html
[39]Зуев М.Н. История России / Учебник для вузов. - М.: ПРИОР, 2000. - 685 с.
[40]http://anthropology.ru/ru/partners/psociety/index.html
[41]Зуев М.Н. История России / Учебник для вузов. - М.: ПРИОР, 2000. - 693 с.
[42]http://www.rsl.ru
[43]http://anthropology.ru/ru/partners/psociety/index.html
[44]Зуев М.Н. История России / Учебник для вузов. - М.: ПРИОР, 2000. - 687 с.