Смекни!
smekni.com

Антимонопольная политика России (стр. 39 из 73)

Таким образом, методика оценки конкурентного преимущества опирается на сущность ценности, явившейся источником получения преимущества, и зависит от ее содержания, источника происхождения, динамичности проявления, масштаба распространения и других условий.

Критическому анализу подвергается Р.А. Фатхутдиновым идея М. Портера о четырех стадиях конкурентоспособности страны, так как теоретически невозможно объяснить возврат страны из стадии богатства на предыдущую стадию нововведений.

Однако нами на основе теории цикличности проведены исследования, которые доказывают отсутствие противоречия в этой идее.

Обе теории имеют право на существование, так как с разных позиций рассматривают проблему конкурентных преимуществ. Так, по М. Портеру, возврат страны из стадии богатства на предыдущую стадию – стадию нововведений – можно объяснить с точки зрения теории цикличности. Каждая стадия конкурентоспособности страны рассматривается с позиций первостепенной значимости на каждой из них источника экономического роста.

«Богатство» на четвертой стадии ассоциируется с пиком в развитии производства, которое себя исчерпало на основе прежних условий. Для того, чтобы обеспечить ее в дальнейшем, необходимо обновление производства и переход на стадию нововведений, но на иной качественной технологической базе. Качественно новые условия производства в дальнейшем обеспечат более высокий уровень конкурентоспособности. Это можно проиллюстрировать рисунком 6.

Зоны 1,2,3 характеризуются повышением конкурентоспособности страны. В зоне 4 происходит спад и для зоны 5 характерен подъем конкурентоспособности. Стадия нововведений I отличается от стадии нововведений II более низким качественным уровнем производства.

В результате просматривается двусторонняя связь: не только цикличность влияет на конкурентоспособность продукции, но и состояние конкурентоспособности продукции может свидетельствовать о том, что внутренний потенциал цикла исчерпан и зреют условия для начала нового.

Что касается теории конкурентного преимущества на основе понятия «ценность», то она носит универсальный характер и может быть использована для анализа конкурентоспособности любой системы, так как категория «ценность» многогранна и разнопланова.

Однако концепция конкурентного преимущества М. Портера и формирование конкурентных преимуществ объектов на основе их эксклюзивной ценности Р.А. Фатхутдинова не рассматривают особенности проявления конкурентоспособности на разных уровнях экономики.

Так, М. Портер, отталкиваясь от представлений своих предшественников о сравнительных преимуществах на основе факторов производства, создал расширенную теорию национальной конкурентоспособности. Приняв в качестве исходной посылки тезис о том, что на мировом рынке конкурируют не страны, а фирмы, исследователь поставил задачу выявить те свойства страны, которые в наибольшей степени содействуют успеху национальных фирм в международной конкуренции. Связав тем самым в своей теории конкурентных преимуществ страны микро, макроуровень, мезоуровень он как бы ушел от проблемы макроконкурентоспособности, по существу перевел ее на мезоуровень. М. Портер считает, что термин «конкурентоспособная страна» не имеет большого самостоятельного значения для процветания государства, так как его цель в экономике – обеспечить гражданам достаточно высокий уровень жизни, а ее реализация зависит от эффективности использования национальных ресурсов. С этим можно согласиться в том случае, если имеет место инерционно развивающаяся экономика, где все основные функции государственных, социальных и рыночных институтов уже вполне сформированы и рационализированы. Поэтому проблемы обеспечения конкурентоспособности на макроуровне не существует, так как соответствующие функциональные звенья национальной хозяйственной системы работают в определившемся направлении и в достаточно отлаженном режиме. Такой подход базируется на либеральном представлении о роли государства в экономической сфере, в том числе о роли в формировании внешнеэкономической стратегии национальных фирм и их отраслевых объединений.

В новой геополитической ситуации, которая определяется участием страны в экономических и политических союзах, характером национальной экономической стратегии и другими факторами, не фигурировавшими прежде, когда государству отводилась пассивная роль в национальной экономике, меняется оценка конкурентоспособности.

Современные определения национальной конкурентоспособности, принятые рядом официальных организаций или предлагаемые отдельными учеными, косвенно подтверждают необходимость исследования конкурентоспособности на разных уровнях экономики. В частности, это относится к принятому странами ОЭСР общему определению конкурентоспособности как способности компаний, отраслей регионов и наций обеспечить сравнительно высокий уровень доходов и заработной платы, оставаясь открытыми для международной конкуренции.[88]

Очевидно, что применительно к экономической сфере конкурентоспособность в самом общем виде – обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования. Эти свойства могут относиться к различным по природе объектам – к видам продукции, предприятиям и организациям, их группам, образующим отраслевые или конгломератные объединения и комплексы, к отдельным странам или их группировкам, выступающим в качестве субъектов конкурентной борьбы. Каждый такой субъект функционирует в определенной конкурентной сфере. Между различными конкурентными сферами существуют определенные связи, формирующие определенную конкурентную среду, которая отражает конкретный исторический, политический, социальный и экономический контекст. Все многообразие конкурентных отношений, возникающих в сфере экономики, независимо от видов рыночных сред проявляется на разных уровнях. С определенной долей условности можно выделить следующие из них: микроуровень, мезоуровень и макроуровень.

Микроконкурентоспособность предполагает соотношение цены и качества конкретных товаров, производимых отдельными предприятиями и фирмами; условия поставки; время; форму платежа; вид транспортировки; наличие и эффективность обслуживания при продаже товара и последующем его использовании.

В последние годы эксперты Всемирного экономического форума (ВЭФ) приступили к изучению проблемы микроконкурентоспособности стран в глобальном масштабе. Фирма действует в конкретных условиях, определяемых в основном четырьмя факторами: ресурсами, внешней конкуренцией, спросом, межотраслевыми связями. Конкурентоспособность фирмы зависит от стратегии ее поведения и от качества микроэкономической предпринимательской среды. Следовательно общий индекс микроконкурентоспособности складывается в ходе агрегирования взвешенной суммы ряда переменных, которые объединены в две большие группы: стратегия и поведение компаний и микроэкономическая среда.

Для фирм России эксперты ВЭФ наиболее позитивными факторами считают потенциал инноваций, товарный дизайн, наличие цепочек предприятий с последовательным добавлением стоимости; негативными – слабый маркетинг, плохую ориентацию на потребителя, низкое качество производственных процессов. К преимуществам российской предпринимательской микроконкурентной среды эксперты ВЭФ относят высокое качество работ научно-исследовательских институтов, сравнительно неплохое развитие дорожной инфраструктуры, современный профессиональный уровень работников; к недостаткам – низкое качество телефонной и факсимильной связи, слабую интенсивность местной конкуренции.

В той или иной рыночной среде просматриваются разные конкурентные уровни, в частности, повышение его сопровождается усложнением производственных систем и их комбинаций, являющихся результатом хозяйственного взаимодействия отдельных фирм и предприятий. В результате прослеживается следующая ступень агрегирования – мезоконкурентоспособность. Под нею следует понимать конкурентоспособность работы отдельных отраслей национального хозяйства.

Исследуя конкурентоспособность отрасли или отраслевого комплекса, следует учитывать такой важный фактор, как работа отрасли, рассматриваемой в качестве органичной части национального хозяйства. В связи с этим необходимо рассматривать степень выполнения данной отраслью специфических функций, например, применительно к птицепродуктовому подкомплексу обеспечение населения страны продовольствием.

Микро и мезоуровень конкурентных сред могут иметь как национальный, так и международный масштаб. Исходя из этого, можно выделить конкурентные среды, возникающие в результате международной конкуренции предприятий и фирм, отдельных отраслевых объединений, а также между группами стран, объединенных по каким-либо признакам экономического и политического характера и осуществляющих согласованную политику, которая способствует повышению их общей конкурентоспособности по сравнению с третьими странами.

При этом могут возникать определенные противоречия между внешнеэкономическим аспектом конкурентоспособности отрасли и ее ролью в национальной хозяйственной системе. Противоречия эти разрешимы посредством выработки государственной структурной политики, учитывающей факторы социального характера и национальной безопасности страны. Государственная политика соответствует конкретной экономической ситуации. В частности, в современных условиях развитие системы международных экономических отношений происходит под воздействием ускоряющейся глобализации мирового хозяйства. Движущей силой этого процесса выступают наиболее мощные государства, а также транснациональные корпорации, интегрирующие национальные и региональные рынки и обеспечивающие расширение и углубление мирохозяйственных связей, прежде всего, в своих интересах. При этом субъекты управления национальными хозяйственными комплексами, в том числе – стран, входящих в ВТО, вынуждены соблюдать определенные диктуемые извне общие правила и способны решать порождаемые глобализацией сложные проблемы только на межгосударственном уровне. Фактически в настоящее время на первый план выходят вопросы конкурентоспособности национальных экономик и роли национальных правительств в процессе глобализации.