Третья беседа И. Сталина и У. Черчилля состоялась 15 августа и носила примирительный и дружественный характер. Обе стороны выразили удовлетворение, что встретились, познакомились и подготовили почву для будущих соглашений. Черчилль информировал Сталина о планах проведения в августе 1942 года рейда на французское побережье, имеющего целью держать Германию в состоянии напряжения. Десант должен был находиться на французском побережье сутки, взять пленных и вернуться в Великобританию. На встрече так же была достигнута договорённость о необходимости согласовывать налёты советских и английских бомбардировщиков на Берлин.
Черчилль остался весьма доволен этой встречей. Для него имело огромное значение вынесено из бесед со Сталиным уверенность, что Советский Союз будет продолжать сражаться с гитлеровской Германией даже без открытия второго фронта в 1942 году.
Победы под Сталинградом с 19 ноября 1942г по 2 февраля 1943 года и зимнее наступление 1942-1943 года на огромном фронте от Ленинграда до Кавказского хребта оказали большое влияние на правящие круги и руководителей Великобритании и США. У. Черчилль и Ф. Рузвельт направили И. В. Сталину поздравление в связи с изумительной “победой”, как писал британский премьер – министр. Рузвельт назвал Сталинградскую битву “поворотным пунктом войны союзных наций против сил агрессии”. Правящие круги этих стран сознавали, что решение основных проблем послевоенного мирного урегулирования теперь уже будет невозможным без участия Советского Союза. К концу 1942 года Англия и США понимали необходимость перейти к более активным военным действиям, иначе Европа может быть освобождена от Гитлеровских агрессоров без их участия. Обсуждению этих проблем и выработки общей военной стратегии на 1943 год была посвящена англо-американская конференция, проходившая в Касабланке в январе 1943 года. Важное значение конференции в Касабланке состояла в том, что Рузвельт выступил с заявлением: США и Великобритания будут продолжать войну с Германией, Италией и Японией до их безоговорочной капитуляции. Однако практических действий по разгрому гитлеровских армий в Европе правительство США и Великобритании не предпринимало. На конференции западные союзники ушли от решения главной военно-стратегической проблемы – открыть второй фронт в Европе в 1943 году.
Проблема открытия второго фронта обсуждалась и на последующих сепаратных конференциях глав правительств США и Великобритании, состоявшихся в Вашингтоне (май1943г.) и Квебеке (август 1943г.).
Главы правительств США и Великобритании на этих конференциях ограничились лишь подтверждением ранее принятого ими решения в Касабланке открыть второй фронт во Франции весной 1944 года.
Выиграв битву на Курской дуге (лето 1943г.), советские войска завершили коренной перелом в Великой Отечественной войне, окончательно и бесповоротно овладели стратегической наступательной инициативой. По мере того как вырисовывалась победа над блоком фашистских агрессоров, в отношениях между СССР, США и Великобритании все более стали выступать вопросы мирного урегулирования и послевоенной организации мира. Советское правительство считало необходимым обсудить эти вопросы на конференции союзных государств на высшем уровне.
Советское правительство, желая сделать предстоящую встречу глав правительств действительно эффективной и цементирующей антифашистскую коалицию, предложило совершенно новую форму её подготовки. В послании И. В. Сталина У. Черчиллю от 9 августа 1943 года предлагалось: “Чтобы не откладывать выявление вопросов, интересующих наши страны, целесообразно было бы организовать встречу ответственных представителей наших государств”. И далее: “Следует заранее условиться о круге вопросов, подлежащих обсуждению и о тех проектов предложений, которые должны быть приняты. Без этого встреча едва ли даст какие-либо ощутимые результаты”.
Главы трёх правительств договорились о созыве конференции министров иностранных дел трёх держав. Рузвельт и Черчилль согласились с предложением Сталина провести эту встречу в Москве. Всё это свидетельствовало о возросшем международном авторитете Советского Союза, о признания союзниками его ведущей роли в войне.
Московская конференция министров иностранных дел трёх держав проходила с 19 по 30 октября 1943 года. От СССР в ней участвовал В. М. Молотов, от США – К. Хэлл, от Великобритании – А. Идеен. По предложению Советского Союза, она обсудила вопрос о мероприятиях по сокращению сроков войны против Германии и её союзников в Европе и в этой связи об открытии второго фронта в Западной Европе. Иден и Хелл заверили, что, согласно решению Квебекской конференции, второй фронт будет открыт в Европе в 1944 году. 30 октября был принят документ – Декларация четырёх государств по вопросу о всеобщей безопасности, которую подписали министры иностранных дел СССР, США, Великобритании и представитель Китая. Декларация заложила фундамент будущей Организации Объединенных Наций. Очень важное значение имела выработанная конференцией Декларация об ответственности гитлеровцев за совершаемые зверства, которая была подписана Рузвельтом, Сталиным и Черчиллем от имени Объединенных Наций. Этот документ стал международно-правовым основанием для судебного преследования и наказания военных преступников. Московская конференция получила большой международный резонанс. Она создала благоприятные условия для организации первой встречи глав правительств трёх великих держав антифашистской коалиции. Но всё же потребовалась длительная переписка между Сталиным, Рузвельтом и Черчиллем для согласования места и времени их встречи. Довольно сложно было договориться о месте и времени ее проведения. Сталин не хотел покидать территорию, занятую Красной армией.
Тегеранская конференция, в отличие от Московской, не имела заранее согласованной повестки дня. Каждая делегация имела право выдвигать на рассмотрение любые вопросы, которые она считала нужными. Проходили не только совместные пленарные совещания, но и двусторонние встречи. Последние во многом способствовали сближению точек зрения и успеху Тегеранской конференции в целом.