Наиболее скрупулезно условия выплаты пособий по безработице разработаны в ФРГ, где, кстати, они довольно жесткие.
К примеру, чтобы в случае увольнения независимо от возраста получить право на пособие в течение 4 месяцев, трудящийся должен иметь как минимум предшествующий трехлетний трудовой стаж и при этом в течение одного года делать отчисления в личный фонд по безработице.
Пособия по безработице на 14 и 16 месяцев могут получить только трудящиеся старше 44 лет и при условии 7 – летнего трудового стажа.
Трудоустройство лишившихся постоянного места работы и служащих в возрасте 49 лет и старше, и тем более, 54 лет и старше в современных условиях представляет особые сложности.
Для того, чтобы при увольнении иметь возможность 3 месяца получать пособие по безработице, во Франции достаточно проработать на предприятии или в учреждении один год. Кроме того, выплачивать свою долю в страховой фонд достаточно 3 месяца.
Особо льготным следует считать положение, когда прудящийся проработав 3 года и выплатив свою долю в страховой фонд по безработице в течение 2 лет, при увольнении в возрасте 55 лет и старше – до 5 лет.
Распространённость в Японии пожизненного найма и связанная с этим сравнительно невысокая безработица (2,6% в 1985 году против 7,9% в ФРГ, 10,2% во Франции и 7,2% в США) определяет две характерные особенности, свойственные этой стране в данном отношении, - отсутствие как непременного условия предварительного стажа работы и небольших относительно других стран сроков выплаты пособия: минимум – 3 и максимум – 10 месяцев.
В Швеции безработные получают одно из наиболее высоких в мире ежемесячных пособий. По данным 1985 года, оно составляло 993 марки ФРГ. Это больше чем в США (969), Швейцарии (946), Франции (925) и других странах. Длительность его получения в Швеции также весьма продолжительна. Она колеблется от 60 до 90 недель, в то время как в США максимальный срок получения пособия – 26-30 недель, в Швейцарии – 50, в Японии – 43. Только в ФРГ и Франции максимальны сроки получения пособия больше и составляет 104 и 260 недель соответственно. В Швеции размер пособия не увязан с уровнем получаемой ранее зарплаты. К особенностям Швеции относится также и то, что безработный до 55 лет получает пособие не больше 60 недель, а старше – не более 90 недель.
Отличительной особенностью Швеции представляется и то, что фонд пособий по безработице формируется только на 5% за счёт средств трудящихся. Остальные 95% состоят на 2/3 из поступлений предпринимателей и на 1/3 – из государственного бюджета.
2.3 Пособие по безработице.
Принято считать, что безработица – один из источников пополнения бедного населения. В то же время существует мнение, что безработные – не столько бедняки, столько лица, не желающие искать работу и стремящиеся получить от государства более или менее постоянный источник дохода.
Что же такое пособие по безработице и каковы размеры источника этого дохода? Действительно ли столь выгодно в материальном отношении быть безработным?
В соответствии с российским законодательством пособие по безработице составляет в первые 3 месяца 75% средней заработной платы на последние месяцы работы, в течении следующих трёх месяцев – 60%, а в оставшиеся полгода – 45%, но не ниже установленного минимума заработной платы и не выше средней заработной платы в регионе.
В декабре 1993 года среднее пособие по безработице было эквивалентно 1,1 минимума заработной платы и составляло 38% платы прожиточного минимума. В декабре 1994 года размер средних выплат на одного безработного увеличился до 2,3 минимальной заработной платы, но снизился до 36% прожиточного минимума. В 1995 году средние выплаты на одного безработного составили 96 тыс. рублей по сравнению с 48,1 тыс. рублей в декабре 1994 года, или 2,2 минимальной заработной платы (30 % прожиточного минимума). В сравнении за 1995 год пособие выплачивалось половине безработных , имеющих право на получение пособия. Остальные либо не имели такого права, либо им приостановили выплату пособия на срок до трех месяцев. Из общего числа безработных – обладатели пособия в 1995 году, 49,2 % получали его в минимальном размере, равном минимальной заработной плате.
В регионах с высоким уровнем безработицы доля получавших пособие в минимальном размере оказалась существенно выше: в Республике Дагестан – 85,5 %, в Республике Ингушетия – 66 %, в Ивановской области – 57,3 %. Можно сделать вывод, что уровень безработицы определяет и размер выплачиваемых пособий. Однако согласно информации Федеральной службы занятости, в ряде регионов политика местных властей направлена на сокращение данной статьи расходов региональных фондов занятости. так, в Республике Адыгея при условии безработицы 2,2 % получали минимальное пособие 2/3 безработных, но при этом в структуре расходов фонда занятости на статью “Пособие по безработице” приходилось 32 %, как и на статью “Финансовая поддержка”, весьма спорную по своему назначению. В Республике Алтай, где 68 % безработных получали выплаты в минимальном размере (уровень безработицы – 1,9 %), расходы на пособия оказались меньше расходов на финансовую поддержку и общественные работы.
Осенью 1995 года впервые возникли проблемы с выплатами пособий по безработице. Если в начале 1996 года во многих российских регионах задержки с выплатой пособий составляли три месяца, то к концу года они увеличились до 4-6 месяцев. Особенно острая ситуация сложилась в регионах с высоким уровнем безработицы, число которых возросло с 58 в конце 1995 года до 65 в конце 1996 года. Поступающие на расчетные счета служб занятости средства сразу же расходуются на выплату пособий. Но поскольку поступление денег происходит не равномерно, службы занятости не могут выплатить пособия всем безработным, кто их должен получать. Поэтому в ряде регионов разработаны “приоритеты” в выплате задержанных пособий. Так в одной из областей выплаты производятся в первую очередь безработным, в семьях которых есть другие безработные, во вторую – одиноким матерям, воспитывающим несовершеннолетних детей, в третью – одиноким безработным и так далее.
Расчеты показывают, что в 1996 году на пособия, включая выплаты иждивенцам должно было приходится 37,2 % общих расходов фонда занятости, а в 1997 году их доля составила 27 %. Сокращение на 10 процентных пунктов планировалось, из-за либо уменьшение численности безработных, либо из-за значительного увеличения суммы средств аккумулируемых в фондах занятости. но эти предположения оказались неверны, поскольку экономический кризис в стране продолжается, и число простаивающих, не кредитоспособных предприятий растет. Следовательно, сокращается и налогооблагаемая база для отчислений в фонды занятости.
Данные обстоятельства учитывались разработчиками Федеральной программы содействия занятости населения на 1996-1997 годы. И хотя были указаны лишь общие суммы расходов фонда занятости, можно подсчитать, что годовая сумма на одного безработного, который получил бы все причитающиеся ему средства, составила бы 1 миллион 90 тыс. рублей, или 90,8 тыс. рублей в месяц. Поскольку с мая 1996 года минимальная заработная плата уже составляла 75,9 тыс. рублей в месяц, а 1997 году повышена до 83,5 тыс. рублей, вряд ли следует ожидать какого-либо улучшения материального положения безработных. В большинстве стран с рыночной экономикой пособие или страховка по безработице не выплачивается работникам, уволившихся по собственному желанию. В российской экономике число подобных увольнений намного опережает количество высвобождений работников по инициативе администрации. Введение же такого ограничения на получение пособия, как увольнение по собственному желанию, фактически будет означать резкое сокращение числа регистрируемых безработных. В наибольшей степени это затронет самую бедную категорию граждан, для которых даже мизерное пособие по безработице нередко является единственной формой денежных поступлений в семейный бюджет. Обследование безработных, проводимое в 1996 году, показало, что для 14,8 % семей зарегистрированных безработных пособие – первый по значимости источник существования, а для 34 % семей – второй.
2.4 Безработица в Кузбассе.
Сегодня в Яйском районе на одно рабочее место претендуют 44 человека, а завтра будет и того больше. По прогнозу к концу года на учет будет поставлено около 800 безработных. Куда их устраивать, если уже сейчас на весь район 9 вакантных мест! Что же тогда может реально предложить этим людям государство?
Две мощные волны высвобождений рабочей силы рынок труда в Кузбассе уже пережил. Пришлись они на 1993-1994 и 1995-1996 годы. Тогда служба занятости сильно не горевала: были средства на выплату пособия и переобучения. Грядет третья волна, которая воспринимается как “девятый вал”. Она уже приносит на бирже людей не только рабочих профессий, но и специалистов со средним и высшим образованием. А отягчающим для их трудоустройства обстоятельством является паралич местной промышленности. Все попытки реанимировать швейную фабрику потерпели фиаско. Завод лесного машиностроения за текущий год отработал всего лишь два месяца. Акционерное общество “Яялес”, дорожное управление, муниципальное предприятие “Яяагросервис” и некоторые другие еще как-то пытаются противостоять кризису.
Третью часть стоящих на учете безработных составляют яяни. По прогнозам управления сельского хозяйства к концу года соотношение может измениться 50 на 50.
Чем могут помочь им на бирже? Предложить заняться фермерством или расширенным крестьянским хозяйством. Сельскохозяйственное предприятие “Марьевское” задолжало безработным 100 тыс. рублей. Вот и пусть в счет погашения долга поможет новому фермеру зерном, молодняком крупного рогатого скота или продуктивными животными.