Смекни!
smekni.com

Валютный контроль и валютное регулирование (стр. 2 из 3)

Объем экспортных операций с расчетами денежными и иными платежными средствами, охваченных технологиями валютного контроля, за 2008 год составил 462,2 млрд. долларов США и по сравнению с 2007 годом увеличился на 30%.

Объем импортных операций с расчетами денежными и иными платежными средствами, охваченных технологиями валютного контроля, за 2008 год составил 240,5 млрд. долларов США, что на 27% превышает объем импортных операций за 2007 год.

За 2008 год таможенными органами проведено более 23 тыс. проверок соблюдения участниками ВЭД валютного законодательства Российской Федерации, в ходе которых выявлено более 37 тыс. нарушений на сумму 105,6 млрд. рублей. По сравнению с прошлым годом количество проверок сократилось на 30%, административная нагрузка на участников ВЭД снизилась, однако количество выявленных нарушений выросло на 34%, а их сумма – в 2,8 раза, что говорит о значительном росте эффективности проверочной работы подразделений валютного контроля.

По нарушениям валютного законодательства, выявленным в 2008 году, таможенными органами возбуждено 9,3 тыс. дел об АП, предусмотренных статьей 15.25 КоАП РФ, что на 28% превышает показатель 2007 года. Рассмотрение дел данной категории осуществляет орган валютного контроля – Росфиннадзор.

Рис. 2. Сведения о перемещении наличной иностранной валюты физическими лицами и юридическими лицами в 2007 – 2008 годах

За 2009 год по делам о нарушениях валютного законодательства, возбужденным таможенными органами, Росфиннадзором наложены штрафы на сумму 4 млрд. рублей, что на 28% больше, чем за 2008 год.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 80 между ФТС России и Росфиннадзом централизованно осуществляется обмен информацией и документами о нарушениях валютного законодательства. За 2009 год ФТС России передала в Росфиннадзор 37,5 тыс. сообщений о выявленных таможенными органами нарушениях валютного законодательства на сумму 105,6 млрд. рублей, а также направила 13,3 тыс. документов, подтверждающих данные нарушения.

2.2 Перспективы валютного регулирования

Истощающая валютные резервы страны спекулятивная атака на рубль требует серьезной инвентаризации мер валютного контроля.

Российские экономисты спорят, что более оправданно: проводить обесценение рубля в несколько этапов или обвалить курс разом, а потом, если не будет противопоказаний, начать постепенный разворот? Другими словами, предлагается выбор между «плохим» и «очень плохим» сценариями, которые рассматриваются как вынужденная мера ввиду отсутствия разумных альтернатив.

При этом продолжают по инерции повторяться мысли о необходимости диверсификации экономики, об уменьшении ее экспортной и сырьевой направленности, о погашении внешнего долга, о превращении рубля в полноценную мировую валюту, о снижении инфляции - хотя решение всех этих системных задач серьезно усложняется в условиях интенсивного ослабления курса национальной валюты.

В последние годы (до нынешних кризисных событий) население и бизнес стали более охотно работать с рублями и сберегать в рублях. Эта тенденция была крайне важна, ведь доверие и предпочтения в валютной сфере - вещи очень инерционные, они формируются в течение длительного времени, и их весьма трудно переломить. И вот с начала острой фазы финансового кризиса за какие-то неполные шесть месяцев доля валютных депозитов предприятий и граждан вновь возросла до уровня восьмилетней давности, и этот показатель продолжает быстро расти. Как же можно рассчитывать на оживление внутреннего спроса, необходимое для оживления всей экономики, когда обесценение национальной валюты ведет к прямо обратному - обесценению рублевых активов и депозитов населения и бизнеса и, следовательно, сжатию спроса?

Конечно, роль валюты определяется в первую очередь положением внутри самой экономики, но с помощью целенаправленной курсовой политики можно ситуацию как улучшить, так и ухудшить, причем существенно.

В условиях кризиса весь мир переходит на принципиально иную идеологию и иные подходы в регулировании.

В российской ситуации проблемы должны решаться с учетом глобальных изменений качественного плана. Если снижение резервов и связанное с этим обесценение рубля приближаются к границам, создающим угрозу платежеспособности компаний и страны в целом, необходимо, чтобы участники рынка знали, какие рычаги могут быть применены для нормализации положения.

В первую очередь важны не запретительные меры, а экономические стимулы, делающие операции с рублями более оправданными.

Акцент может быть сделан на нормативно-регулирующие механизмы, которые должны установить более привлекательный режим работы с национальной валютой. Балансовые и иные нормативы (норматив достаточности капитала, нормы резервирования и др.) в этом случае должны будут трактовать операции с рублями как предпочтительные по сравнению с размещением средств в валюте, делая рублевые инвестиции экономически более целесообразными.

В российских условиях при расчете действующих нормативов, таких как достаточность капитала, риск на одного заемщика и т. п., целесообразно принимать во внимание фактор риска с учетом страновых критериев, специфики контрагентов (резидентов, нерезидентов и др.), отдельных финансовых инструментов, с тем чтобы стимулировать рублевые операции. При этом важно, чтобы переход в рублевые активы подкреплялся соответствующими изменениями в пассивах, чтобы избежать нарушений в валютной позиции.

Одним из стимулов, способствовавших использованию трансграничных операций и наращиванию внешнего корпоративного долга в России в 2000-е годы, был более льготный режим резервирования по обязательствам перед банками-нерезидентами по сравнению с ресурсами, привлеченными с внутреннего рынка (нормы составляли 2 и 3,5% соответственно).

Эти преференции в пользу валюты и банков-нерезидентов действовали с августа 2004-го по сентябрь 2006 года, когда формировались новые опоры внешних связей в условиях валютной либерализации, и на том этапе в комплексе с другими факторами дали импульс увеличению иностранных заимствований. Лишь когда рост внешних заимствований стал чрезмерно быстрым, в течение примерно одного года (с середины 2007-го до октября 2008 года) Банк России начал применять более высокие нормы резервирования по внешним ресурсам. Затем, в разгар кризиса, ставки были резко снижены и выровнены по всем источникам привлечения. Возможно, в настоящий момент, для того чтобы переломить курсовую тенденцию и дать рублю дополнительные точки опоры, стоило бы вновь рассмотреть дифференцированное резервирование, создав преимущество для рублевых операций? А запланированное на май повышение нормы резервирования по рублям осуществить не в полном размере? Естественно, этот шаг должен дополняться комплексом других мер по увеличению привлекательности операций в рублях.

Для недопущения неоправданного сокращения резервов можно рассмотреть и те рычаги, которые применялись в разгар валютно-финансового кризиса в конце 1998 года, когда ЦБ сделал для банков обязательным поддержание нулевой валютной позиции по конверсионным операциям. По существу, действовавший тогда порядок строго ограничивал нетранзакционный (отличный от обеспечения внешнеторговой деятельности клиентов, бесперебойной работы обменных пунктов и операций с банковскими картами) спрос банков на валюту. Эта мера была достаточно жесткой, но в условиях кризиса помогла восстановить стабильность на валютном рынке.

Кроме того, для пополнения резервов можно вновь обратиться к практике частичной продажи валютной выручки. Для начала эти нормативы могут быть достаточно низкими и выполнять скорее сигнальную функцию для участников внешнеэкономической деятельности, и лишь при ухудшении положения они могут затем повышаться.

Возможно, эти шаги не потребуются и будут применены совсем иные меры. Но в любом случае не нужно бояться использовать те механизмы, которые диктуются новыми условиями.

Так же в области совершенствования валютного контроля Министерство финансов РФ подготовило законопроект «О внесении изменения в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», которым уточняется перечень нарушений норм валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, предусматривающих административную ответственность.

В частности, предлагается предусмотреть административную ответственность за несоблюдение установленных порядка и (или) сроков представления отчётов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ с подтверждающими банковскими документами, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, а также за нарушение установленных сроков хранения учётных и отчётных документов по валютным операциям. Предполагается, что закон вступит в силу по истечении 90 дней со дня его официального опубликования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Валютное регулирование - деятельность государственных органов по управлению обращением валюты, контролю за валютными операциями, воздействию на валютный курс национальной валюты, ограничению использования иностранной валюты. Валютный контроль – контроль со стороны государства за порядком приобретения юридическими и физическими лицами иностранной валюты и проведения валютных операций, за перемещением валюты через таможенную границу.

При осуществлении валютных операций на территории Российской Федерации резиденты и нерезиденты обязаны: а) представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов; б) вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора; в) выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования.