Нужно уметь отличать подверженность оценки ошибкам и вероятность какого-либо типа. Путаница образуется из-за оценки нами качества, надёжности мнений и оценок, по форме похожее на вероятностное суждение: «Но на самом деле бессмысленно говорить о какой-либо объективной вероятности того, что суждение окажется верным»[4]. Такие оценки, по предложению Найта, называются «третьим типом вероятности или неопределённости»[5]. Разница между связанной с мнением неопределённостью и вероятностью состоит в том, что в случае неопределённости невозможно отделить детерминированные факторы («более или менее неизменная способность индивида выносить суждения»[6]) от случайных факторов. И именно неопределённостью пренебрегает экономическая теория, несмотря на то, что она мешает безупречному функционированию экономической организации.
Измеримая неопределённость обозначается термином «риск», а неизмеримая – неопределённостью. В большинстве случаев «риск» употребляется, для выражения неблагоприятного исхода, тогда как неопределённость, наоборот, положительного. Говорят «о риске убытков» и «о неопределённости выигрыша». Для обозначения «риска» и «неопределённости» используются термины, соответственно, «объективная» и «субъективная» вероятность, которые придают им особый смысл. Говоря о «субъективной вероятности» (или по-другому о «субъективной неопределённости»), предполагается, что побуждением человека идти на жертвы ради будущего выигрыша, когда размер ожидаемого вознаграждения неясен, может быть только большее вознаграждение, чем когда вознаграждение гарантированно.
В чём же конкретное различие между двумя терминами «риск» и «неопределённость»? Когда мы говорим о риске, то вероятностное распределение исходов известно или благодаря априорным вычислениям, или статистическим данным. В случае неопределённости нельзя создать какую-нибудь группу случаев, ситуация здесь уникальна. Прекрасной иллюстрацией неопределённости может служить суждение или мнение о будущем повороте событий (к слову говоря, не научные знания, а такие мнения управляют нашим целенаправленным движением).
В основании проблемы неопределённости находится нацеленность в будущее, которое принадлежит всему экономическому процессу. Стоит ввести два элемента, присущие этому процессу. Сначала, чтобы что-нибудь произвести, необходимо сформулировать цель дальнейших операций. Приступив таки к производственному процессу, мы не можем наверняка знать, каким будет результат наших действий, какими будут расходы ресурсов и т.д. Производящиеся блага служат для удовлетворения потребностей, которые, в свою очередь, непосредственно относятся к будущему, и так или иначе связаны с неопределённостью. Производитель будет должен оценить спрос, ради которого будут производиться блага. Естественно, целенаправленное поведение агентов стремится свести к минимуму неопределённость. Это вовсе не означает, что неопределённость это «нечто отвратительное роду человеческому»[7] – Найт отрицает совершенную рационализацию отношений. Но что же заставляет гнаться человека за достижением своей цели? Как ни странно, именно невозможность достичь нашей цели! Поэтому мы всячески стремимся к уменьшению неопределённости в жизни.
К счастью неопределённость можно уменьшить. Это уменьшение зависит от фактически двух условий. Во-первых, это то, что если начать разносить исходы по группам, то неопределённость, безусловно, будет меньше, чем если бы это не сделать. Например, когда мы имеем дело с априорной вероятностью, то неопределённость совсем исчезает с увеличением группы. Во-вторых, разные люди по-разному относятся к неопределённости. Есть два основных способа уменьшения неопределённости. Ими являются «объединение» и «специализация». К этим двум можно прибавить ещё два других, которые являются довольно очевидными: управление будущим и повышение способности к прогнозированию. Можно ещё сказать про пятый способе – «диффузию», как последствие неблагоприятных ситуаций. Случай, заключающий потерю тысячи долларов у каждого из ста человек выигрышнее, чем случай, когда один человек потерял сто тысяч.
Теперь перейдем к анализу влияния неопределённости на предприятие и его прибыль. В условиях отсутствия неопределённости, когда каждый индивид обладает совершенным знанием, не возникало бы проблем «ответственного управления» или, например, «контроля за производственной деятельностью»[8]. Не существовало бы маркетинга, какого-либо вида, а так же поток сырья, производственных услуг проходил бы без помех все стадии производства и попадал к потребителям практически автоматически. Когда же мы вносим в это прекрасное состояние неопределённость, где нужно действовать в соответствии с мнениями, а не знаниями, в силу недостатка осведомлённости о положении дел.
Неопределённость влечёт к установлению специализации многих групп. Это достигается с помощью выявления индивидов, обладающих выдающимися качествами и необходимыми способностями. Это порождает тенденцию к специальному отбору людей и специализации их функций:
1) отбор людей по их способности к суждениям;
2) отбор людей по их способности к прогнозированию
3) специализация внутри групп (отбор на руководящие должности)
4) отбор людей, готовых принять на себя бремя риска.[9]
Благодаря такой специализации появляется предприятие с использованием наёмного труда. Главная цель этого предприятия – специализация функций правильного и ответственного управления экономической жизнью, где есть два неотделимых элемента: ответственность и контроль. Специализация функций ведёт и к различию вознаграждений за проделанную работу. Продукция поделена на две части дохода: первая – доход по контракту (или рента в экономической теории), вторая – остаточный доход, или другими словами – прибыль. При неопределённости вообще невозможно определить, какая часть относится к одному виду, а какая к другому. И хотя частичное разграничение можно провести, оно видится неотчётливо.
Прибыль, называемая разностью рыночной цены используемых производственных ресурсов является «суммой, которую конкуренция с другими предпринимателями вынуждает его гарантировать в обмен на предоставление производственных услуг, и выручкой от реализации продукта, изготовленного с помощью этих ресурсов под его руководством».[10] Предпринимательский доход на самом деле намного сложнее. Одним из элементов является контрактный доход, получаемый за выполнение рутинных операций. Довольно сложную структуру имеет и специфический элемент дохода, состоящий из расчёта и удачи.
Найт утверждает, как и Кантильон, что предприниматель не может знать с самого начала цену продажи его продукции, однако владельцам факторов производства выплачивает определённые « контрактные» доходы. Важной частью принятия решений предпринимателем является его мнение. Оно формируется в процессе становления его представлений об истинной ценности, стратегии и прогнозе. Если предприниматель плохо умеет оценивать свои и чужие возможности, то прибыль будет зависеть от того, склонен ли он переоценивать или наоборот переоценивать перспективы деловых операций. Например, предприниматель-оптимист с большей вероятностью может потерпеть убыток, и напротив, если бы он был пессимистически настроен то с большей вероятностью мог бы получить прибыль. Понимание человеком своих собственных сил заключает в себе и знание степени неопределённости, с которым сопряжено доверие к своему суждению. При большом масштабе операций и полном знании неопределённость почти отсутствует. Таким образом, истинная прибыль связана с абсолютной неопределённостью в оценке ценности суждения.[11]
При совершении человеком покупки капитального имущества или инвестиций, он рассчитывает на некоторые будущие доходы, от продажи продукции, разумеется, за вычетом текущих расходов, который связаны с выпуском. Такие доходы называются ожидаемым доходом от инвестиций.
Цена, побуждающая производителя к выпуску дополнительной единицы имущества, называется восстановительной стоимостью, или по-другому – ценой предложения, противостоящей ожидаемому доходу от инвестиций. Из отношения между ожидаемым доходом от капитального имущества и ценой единицы имущества, получается предельная эффективность капитала. Таким образом мы видим, что предельная эффективность капитала, полученная из ожидаемого дохода и цены предложения капитального имущества, зависит от нормы дохода, которую намеревается получить инвестор, вкладывая деньги в имущество.
В случае, когда наблюдается увеличение инвестиций в какой-нибудь вид капитала, его предельная эффективности падает, и это происходит, пока растёт уровень инвестиций. Инвестиции будут расти, пока предельная эффективность каких-либо капитального имущества будет больше нормы процента по нему. Иначе говоря, необходимо равенство предельной эффективности и нормы процента. Таким образом, инвестиции частично зависят от инвестиционного спроса и частично от нормы процента.