В Англии во второй половине XVIII века ломка общественных отношений и бедствия трудящихся масс, порожденные промышленной революцией, создали питательную среду для распространения радикально-демократической идеологии. Английские "якобинцы" Джон Селуолл Спенс (1750—1814 гг.), социалисты-утописты Чарльз Голл (1745—1825 гг.) и Уильям Годвин (1756—1836 гг.), отстаивая интересы ремесленников и крестьян, призывали их к борьбе против лендлордов. Они представляли себе будущий строй как совокупность небольших общин, образованных путем добровольных объединений производителей. [4]
Самые ранние потребительские общества возникли в Англии в XVIII в. В 1777г. возникли потребительские общества в городе Бирмингеме и в селе Гован близ города Глазго. В первой трети XIX в. в стране было около 500 обществ, которые вскоре разорились, так как были неспособны противостоять конкуренции с частными торговцами. Новое оживление кооперативного движения в Англии было связано с усилением борьбы трудящихся за свои экономические и политические права в 40-х гг. XIX в.
2. Мировоззрения Р. Оуэна и У. Кинга
Важную роль в выработке теоретических основ кооперативного движения и становлении кооперативной системы сыграл великий социалист-утопист англичанин Роберт Оуэн (1771-1858), выступивший на общественной арене на рубеже двух столетий.
Окончив всего два класса, Оуэн начал трудиться с десяти лет, к двадцати годам энергия и талант позволили ему стать управляющим огромной фабрикой, а в конце века он уже директор и совладелец еще более крупной компании в Нью-Ленарке. Здесь он начал проводить свои социальные эксперименты: сократил рабочий день, отменил штрафы с рабочих, повысил заработную плату, открыл для них столовую и магазин, образцовую школу для их детей и т.п. Так появился новый социальный островок в бурном океане предпринимательства.
Постепенно Оуэн становится убежденным реформатором, сторонником мирного преобразования общества путем создания образцовых общин кооперативного типа. Чтобы увлечь людей личным примером, в 1824 г. он с сыновьями отправился в Северную Америку, где на свои средства приобрел поселок с 10 тыс. гектар земли и организовал колонию "Нью-Гармони". Эта трудовая коммуна, или производственно-потребительская община, объединяла до 800 человек и руководствовалась принципами равенства, всеобщности труда, общности имущества. Материальные блага между членами общины распределялись по труду, но вскоре перешли к уравнительному распределению, что привело ее к краху. На эксперимент, продолжавшийся четыре года, ушло 4/5 состояния Оуэна.
Вернувшись на родину, он развернул свою деятельность в рабочей среде. Утверждают, что в течение своей жизни он произнес более 1000 речей, написал порядка 500 воззваний, опубликовал около 2000 статей. Величайшим из всех зол Оуэн считал нетрудовую частную собственность, большие надежды первоначально возлагал на нравственное перевоспитание человека, "индивидуалистической системе" противопоставлял "социальную систему".
Оуэн всей своей деятельностью оказал значительное влияние на кооперативное движение в период его зарождения и становления. В 1817 году он начал пропагандировать "поселки единения и кооперации". В1821 году в Лондоне при его участии было создано "Кооперативное экономическое общество", членами которого стали главным образом городские наборщики. Это был потребительский кооператив, имевший собственную лавку и продававший своим членам-пайщикам товары по более низким ценам, чем цены частной торговли. Во главе кооператива стоял выборный комитет. В 1824 году сторонники Оуэна создали "Лондонское кооперативное общество", которое посредством публичных лекций, диспутов, брошюр и газетных публикаций начало агитацию за устройство общин на коммунистических началах. В 1826 году "Лондонское кооперативное общество" стало издавать "Кооперативный журнал", который популяризировал взгляды Р.Оуэна и обсуждал проблемы движения за создание общин и кооперативов[5].
В июне 1826 г. было создано Общество фонда кооперативной общины. Существенная особенность этой организации заключалась в том, что общество это стремилось открыть доступ в него более обширным группам, для чего была введена очень низкая купюра паев и сами паи должны были составляться незначительными еженедельными взносами.
В апреле 1827 г. эта организация объявила об образовании дополнительного фонда, который должен был составляться следующим образом. Общество продаёт своим членам разного рода продукты, причём вся прибыль поступает в распоряжение общества. При этом первоначально имелось в виду продавать продукты труда членов общества, но с течением времени выдвинулась мысль продавать членам общества вообще всякие предметы потребления независимо от того, кем они произведены, выигрывая между розничной и оптовой ценой.
В майской книжке «Cooperative Magazine» за 1827 г. появляется статья, озаглавленная «Как собрать средства для устройства коммунистической общины», автор которой советует лица, желающим образовать общину, продавать друг другу продукты своего труда или же иные предметы потребления, купленные по низким ценам, и известный процент прибыли отчислять в общий фонд. Таким образом, мало-помалу образуется достаточный фонд для устройства общины, и в то же время члены данной организации привыкнут к общему хозяйству и узнают друг друга.
Дело пошло удачно, и скоро обороты этого общества, которое можно считать первым потребительским обществом, возникшим в связи с пропагандой Оуэна, значительно возросли. Однако оно продержалось недолго и, по-видимому, не просуществовало и одного года. [6]
В начале 30-х годов Оуэн принимал участие в первых кооперативных конгрессах Англии, причем на IV конгрессе в октябре 1832 г. он был избран в группу "'апостолов кооперации". Некоторые кооперативные общества видели в Оуэне своего пророка. Оуэн и его сторонники исходили из того, что к устранению противоречий существующего строя прекрасно приспособлена “система общественной кооперации”.
Поистине в Англии семена кооперативной системы были посеяны Оуэном, и он явился духовным отцом кооперативных фабрик и кооперативных лавок[7]
Ученик и последователь Оуэна, врач по специальности Уильям Кинг (1786-1865) явился одним из первых теоретиков и практиков кооперативного движения. Будучи оуэнистом, он всячески стремился развивать кооперацию, видел в ней средство уничтожения бедности на основе самодеятельности и взаимопомощи трудящихся. Поселившись в г. Брайтоне, он развернул бурную пропагандистскую деятельность, для этой цели с 1828 по 1830 г. издавал ежемесячный журнал "Кооператор", чем способствовал значительному развитию теории кооперации и оживлению кооперативного движения.
Таким образом, в мае 1828 г. в Англии было только 4 кооперативных общества, а в 1830г. их насчитывалось уже около 300.Огромное большинство этих обществ возникло, по-видимому, с непосредственной целью собрать средства для коммунистической общины.
Через два года число кооперативных обществ, большинство которых было одновременно и потребительскими обществами, и сырьевыми товариществами, определялось уже в 400-500. [8]
Оуэн, как известно, рассчитывал на финансовую помощь фабрикантов в создании общин. Кинг отходит от этой идеи, отказывается от надежды на богатых и власть имущих, основное внимание обращает на кооперативную самодеятельность рабочих и ремесленников, призывает их своими усилиями и на собственные средства строить новый мир. Он призывал профсоюзы вкладывать свои средства в организацию потребительских и производственных кооперативов.
По мнению Кинга, для освобождения труда от капитала необходимо проделать путь от простого к сложному, а именно: 1) создать общество для кооперативной пропаганды и сбора средств путем взносов; 2) на собранные деньги организовать потребительские кооперативы для снабжения их членов нужными предметами и накопления капитала; 3) открывать производственные предприятия этих кооперативов для увеличения капитала и обеспечения заработками членов кооперативов; 4) наконец, накопив кооперативные капиталы, приобрести в. собственность или в аренду земельные участки, создать производственные кооперативы, промышленно-земледельческие общины. В итоге трудящиеся перестают работать на хозяев; труд как сущность жизни освобождается от гнета капитала.
Так полагал Кинг. Он надеялся достичь этого без вмешательства государства, правда, при материальном содействии профсоюзов кооперативам.
История свидетельствует, что Кинг как кооператор был оригинален в теории и неудачлив на практике[9].
На первом кооперативном конгрессе в Манчестере в мае 1831 г. было единогласно постановлено, что «конгресс признаёт в высшей степени желательным, чтобы в Англии была организована настолько скоро, насколько это возможно, коммунистическая община владения, равенства труда и источников удовольствия». Конгресс принял шаги к немедленному осуществлению этого пожелания и с этой целью обратился, по предложению Виллиама Томпсона, ко всем кооперативным обществам страны с приглашением, чтобы каждое из них назначило особого делегата и ассигновало ему 30 фунтов для немедленного устройства в Англии первой коммунистической общины на 200 человек.
Обращение это никакого успеха не мело отчасти потому, что его не одобрил Оуэн, незадолго перед тем испытавший горькое разочарование со своей американской общиной. [10]
3. Кризис мелкого производства и кооперации. Рочдельское общество. Общества Оптовых Закупок. Страховое Общество
Разнообразные кооперативные общества 20-30 –х гг. явились сложным результатом факторов двоякого рода. С одной стороны, их происхождение находилось в несомненной связи с определённым циклом общественных идей – социальной системы Оуэна. Коммунистическая идеал Оуэна был тем семенем, из которого выросли эти кооперативные организации. И это верно не только в смысле генетической зависимости, исторического происхождения первых кооперативов – нет, это происхождение кооперативов самым существенным образом определяло всю их внутреннюю структуру. Им был присущ в высокой степени идеалистический дух, их целью оставалась коммунистическая община. И хотя эта цель не только не была ими достигнута, но и была недостижима, тем не менее только эта недостижимая цель придавала им жизненную силу, сплачивала в одну тесную организацию сотни и тысячи рабочего люда. [11]