По сравнению с другими развитыми странами японские малые и средние предприятия имеют большие производительные силы, и очевидно уже нельзя считать верным утверждение теории «двойственной структуры», гласящее, что существует излишек мельчайших предприятий.
На смену этой теории пришло понимание и более полное использование фактора гибкости малых и средних предприятий. В этой связи одной из мер политики Японии в отношении этих предприятий в период 1963–1972 гг. стало стимулирование их модернизации.
В период стабильного роста (1973–1984 гг.) основное внимание было сосредоточено на создании предпосылок для интенсификации знаний – деятельности персонала малых и средних предприятий, улучшения информационного обеспечения. В конце двадцатого века была продолжена политика стимулирования создания новых малых и средних предприятий, которые подтвердили пятидесятилетний историей свою значимость и полезность для японской экономики.
Начало XXI века ознаменовалось достаточно высоким уровнем безработицы, хотя, по мнению аналитиков, ситуация постепенно меняется в лучшую сторону. Для поддержания высоких темпов развития экономики страны необходима активность малых и средних предприятий.
Правительство в этих условиях инициировало пересмотр политики в данной сфере с тем, чтобы особо важные инструменты, применяемые для поддержки малых и средних предприятий соответствовали изменениям, происходящим вокруг них.
«Малые и средние предприятия XXI века рассматриваются как хорошие пружины экономического развития и динамизма, которые демонстрируют свою живость, гибкость и творческий подход к делу. Меры в отношении малых и средних предприятий должны развивать и взращивать широкий диапазон независимых малых и средних предприятий».
Основными целями новой концепции являются:
– поддержка самостоятельных усилий в деле проведения хозяйственного новаторства и освоения новых видов продукции;
– создание более благоприятного климата, способствующего конкуренции;
– создание необходимой системы безопасности.
Первая цель состоит в поддержке позитивного роста активно добивающихся своих задач малых и средних предприятий и их самостоятельных усилий в хозяйственной деятельности и освоении новых видов продукции. Вторая цель состоит в облегчении доступа к ресурсам управления, таких, как капитал, людские ресурсы, технология, информация и прочие, а также в обеспечении честных условий конкуренции путем устранения несовершенства функции рынка. Третья цель состоит в смягчении воздействия, вызванного резким изменением окружающих условий, и в помощи малым и средним предприятиям адекватно реагировать на возникающие отклонения, и в то же самое время создать систему, которая предоставляет поддержку предприятиям, потерпевшим неудачу, а также возможности заново испытать судьбу на рынке.
Меры государственной поддержки, разрабатываемые с учетом выдвинутых на предстоящий период целей, предполагается дифференцировать для средних, малых, мельчайших предприятий; особо выделяются венчурные предприятия всех размеров.
Для начинающих новое дело венчурных компаний предусмотрена многосторонняя поддержка, включающая смягчение условий кредитования, необходимого для начала дел, обеспечение гибкими управленческими ресурсами, такими как кадры, технологии. Для уже существующих малых и средних предприятий будут внедряться такие меры поддержки по обеспечению управленческих ресурсов как оборудование и / или инженерно-технические средства, технология и людские ресурсы, будут также реализованы мероприятия в целях оптимизации перехода, направленного на укрепление управленческой базы.
Государственная концепция поддержки малого, среднего и мельчайшего бизнеса в наступившем XXI веке нашла отражение в новом Основном законе о малых и средних предприятиях, который был введен в действие в декабре 2000 года.
Примечательно, что на протяжении более чем 50 лет все меры государственной поддержки малого и среднего предпринимательства обязательно согласовывались с основными тенденциями, приоритетами в развитии экономики Японии.
В России до последнего времени не удалось встроить меры поддержки малого предпринимательства в общую политику реформирования экономики.
В России малые предприятия явились своеобразным локомотивом реформ только в конце 80-х – начале 90-х годов XX века, когда они явились своего рода полигоном апробации негосударственных форм хозяйствования. Позднее отсутствие четко обозначенных приоритетов экономического развития экономики в целом позволило (хотелось бы предположить только эту причину) выработать стратегии встраивания малого предпринимательства, переориентацию народного хозяйства на рыночное развитие.
С большим опозданием такая попытка предпринята в 2001 году, в связи с принятием в конце 2001 года Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации.
Динамичное развитие малого предпринимательства и его эффективное участие в решении социально-экономических проблем на федеральном, региональном и муниципальном уровнях во многом зависит от наличия необходимых институциональных основ.
К началу XXI века в регионах России создано 80 региональных фондов поддержки малого и среднего предпринимательства, 54 региональных бизнес-инкубатора, 46 центров, созданных межрегиональным маркетинговым центром «Москва», 36 бизнес-центров, 96 учебно-деловых центров. Полнота и комплексность институтов и инфраструктурной поддержки различаются по регионам России. Наиболее полно они представлены в Москве, которая является своего рода полигоном отработки управленческих и организационных решений в отношении МП.
Практически инфраструктура создает каналы, по которым государственная поддержка доводится до ее получателя. Одновременно через элементы инфраструктуры реализуются отдельные рыночные услуги. Кроме того, через объекты инфраструктуры налаживаются деловые контакты и кооперация, что способствует самоорганизации МП. Поскольку инфраструктура выполняет важную социальную функцию, ее создание и развитие должно (хотя бы частично) финансироваться государством. Наряду с этим (и такая практика имеется) для соответствующих целей привлекаются средства союзов предпринимателей, банков, а также финансовые ресурсы из частных источников на некоммерческой основе – субсидирование, гранты, благотворительность и т.д.
В настоящее время не существует общепринятой классификации элементов инфраструктуры, типичной для регионов. Более того, иногда применяются разнообразные определения для однотипных структур. Одним из базовых элементов инфраструктуры практически во всех регионах являются Фонды поддержки малого предпринимательства, которые оказывают финансовую поддержку эффективным проектам малых предпринимателей (как правило, в виде льготных кредитов). Кроме того, именно за счет средств этих фондов происходит частичное финансирование донасыщения инфраструктуры регионов или муниципальных образований отдельными элементами.
Задачей регулирования деятельности базовых элементов инфраструктуры является концентрация на ключевых проблемах поддержки малого предпринимательства. В ближайшей перспективе это:
– актуальность информации, включая вопросы передачи технологии, наличия свободных производственных мощностей, рынков ресурсов и готовой продукции;
– маркетинг, продвижение продукции и услуг на городской, региональные и внешние рынки, проведение выставок, рекламных кампаний, обучение, консалтинг.
В России сложилась парадоксальная ситуация, когда происходит постоянный рост количества разнообразных структур поддержки малого предпринимательства, формируются все новые общественные движения – союзы, ассоциации, объединения и даже создается новая предпринимательская партия, а бюджетная поддержка малого предпринимательства постоянно сокращается.
В этих условиях возрастает актуальность малобюджетных форм поддержки малых предприятий, их самоорганизации, развития общественных организаций и объединений. Достаточно прочное и заметное место среди негосударственных структур поддержки малого предпринимательства занимает Торгово-промышленная палата Российской Федерации (ТПП РФ), созданная в 1991 г. как общественное объединение предприятий и предпринимателей, представляющее интересы всех отраслей экономики, в т.ч. и МП.
Что касается других форм общественных организаций федерального, регионального и местного уровней, то в них участвует незначительная часть субъектов МП. При создании и обеспечении деятельности специальных объединений и союзов малого предпринимательства возникает много проблем, прежде всего финансового характера. Объединения малых предпринимателей функционируют на основе различных организационно-правовых форм. Часть из них является общественными структурами, другие – коммерческими структурами (хозяйствующими субъектами). Число членов таких организаций часто незначительно, они не имеют организационного опыта и финансовых средств, чтобы направлять свою деятельность на защиту интересов МП. Кроме того, общественные объединения МП плохо взаимодействуют друг с другом. Для консолидации предпринимательских объединений, концентрации их усилий на решении неотложных проблем, обеспечения нормального правового климата возникла идея создания Объединения предпринимательских союзов России (ОПОРы).
Практическая деятельность общественных объединений малого предпринимательства в значительной степени должна быть направлена на лоббирование. Система влияния на государственную политику получила распространение во всем мире. Для придания этим формам лоббирования правовых основ следует ускорить принятие законодательного акта «О лоббировании», как это практикуется в большинстве стран с развитой рыночной экономикой.