Смекни!
smekni.com

Государство и право зарубежных стран (стр. 3 из 6)

В странах Африки и некоторых странах Азии в 60 – 80-х годах существовала своеобразная формапрезидентскоймонократической (советской) республики, хотя данная форма правления применяется только в «социалистических» странах, где политический режим, как правило, тоталитарный, то есть максимально удалённый от демократического. Независимо от того, как конкретно именуются «представительные» органы в «социалистических» странах – народные советы и Национальное собрание (парламент) во Вьетнаме, собрание народных пред­ставителей в Китае, народные собрания в КНДР, ассамблеи народной власти на Кубе, в док­трине этих стран более или менее общепризнанно, что всё это – органы советского типа. Такую форму республики использовали как лидеры стран, провозглашавшие социалистическую ориен­тацию (например Гвинеи), так и в ёще большей степени государств, развивающихся по капита­листическому пути (Тунис, Уганда, Центрально – Африканская Республика, затем империи – Малави, Гвинея и др.).

Советская типажность проявляется в первоначальных признаках таких, как производственно-территориальный признак формирования представительных органов, обеспечивающих «чистоту классового состава», избрание вышестоящих ступенями нижестоящих. В большинстве «социа­листических» стран эти признаки либо в последствии исчезли, как в СССР, либо вообще не по­являлись, как в Румынии. «Выборы» в эти органы, как правило, считались и сегодня считаются всеобщими, равными, прямыми при тайном голосовании.

Для советской республики характерно:

1. Верховенство и полновластие советов либо «представительных» органов под иными на­именованиями – все остальные государственные органы (кроме жестко централизованной прокуратуры) формируются советами соответствующего уровня, ответственны перед ними и (или) подотчётны им (включая даже суды).

2. Советы всех ступеней образуют единую систему, внутри которой существуют отношения руководства и подчинения.

3. Поскольку депутаты советов выполняют свои функции, не оставляя основной работы, сес­сии советов редкие и краткие, а их текущие полномочия осуществляются их исполнитель­ными органами на местах и особыми сравнительно узкими коллегиальными органами в центре, решения которых обычно подлежат последующему утверждению советами.

В условиях установленной законом однопартийности руководитель партии провозглашался пожизненным президентом (название ключевой должности государства может быть и другим). Парламент, состоявший из членов партии, подчинённых президенту, реальных полномочий не имел. Президент сам был министром многих министерств, имевших решающее значение. По­следней формой этого рода была КНДР до 1995 г., ныне форма президентской монократической республики не существует, хотя сын покойного президента и генерального секретаря правящей партии теперь является фактическим руководителем страны, не занимая решающих государст­венных должностей.

Данная форма правления напоминает парламентарную республику, поскольку правительство формируется «парламентом» и юридически ответственно перед ним, но она и резко отличается от парламентарной формы тем, что никакого баланса властей здесь нет – разделение властей даже теоретически не признаётся; ему противопоставлен принцип единства власти трудового народа, воплощённого в советах.

Форма монократической президентской (советской) республики отличается от правления воен­ных хунт и других подобных «республиканских» форм тем, что она зачастую одета в пышные «демократические» одежды, скрывающие её диктаторскую сущность.

ВЫВОД: Из сказанного выше видно, что тенденция мирового развития форм правления за­ключается в создании смешанных и гибридных форм. Соединяются не только черты прези­дентской и парламентарной республики, но иногда и некоторые черты республики и монархии.

3.Конституционное закрепление форм государственного устройства. Виды форм государствен­ного устройства

Конституционное закрепление форм государственного устройства.

Конституция государства определяет название государства, его сущность, содержание, форму правления, форму государственного устройства и политический (государственный) режим.

Для примера привожу несколько статей из конституций некоторых государств.

Основной закон Федеративной Республики Германии.

Статья 20.

1. Федеративная Республика Германия является демократическим и социальным федеративным государством.

Конституция Австрийской Республики.

Статья 2.

1. Австрия является федеративным государством.

2.Федеративное государство образуется из самостоятельных земель: Бургенланда, Каринтии, Нижней Австралии, Зальцбурга, Штирии, Тироля, Форарльберга, Вены.

Конституция Бельгии.

Статья 1.

Бельгия является федеративным государством, состоящем из сообществ и регионов.

Конституция Португальской Республики.

Статья 6.

Государство является унитарным и уважает в своей организации принципы автономии местных органов власти и демократической децентрализации государственного управления.

При анализе приведённых выше статьей конституций, и конституций других государств видно, что форма государственного устройства может закрепляться в конституции прямо, то есть в конкретной статье или пункте статьи ( как в конституциях Португалии, Бельгии, Германии, Австрии и др.), и косвенно, то есть когда в конституции нет прямого указания на форму государственного устройства конкретного государства, но она вытекает из общего текста конституции (Греция, Франция и Испания Италия и др.).

Форма государственного устройства – это территориальная организация государственной вла­сти, территориальное устройство, взаимоотношение между государством и составляющими его частями, между отдельными частями государства, между центральными и местными органами власти. Принято различать три основные формы государственного устройства: унитарное госу­дарство, федерацию и третья форма – так называемое регионалистическое (конфедерация) госу­дарство (Италия, Испания и др.), но это в основном переходная форма, соединяющая некоторые черты унитаризма, автономии и федерализма.

Унитарное государство (от латинского unus – один)– это целостное централизованное госу­дарство, административно-территориальные образования которого не имеют статуса государст­венных образований. Оно состоит из администраивно-территориальных единиц – областей, провинций, губерний, которые затем делятся на районы, уезды, а последние – на общины, ком­муны и др. в отдельные административно-территориальные единицы обычно выделяются го­рода, особенно крупные, города и крупные сёла тоже часто имеют статус общин, иногда органы местного самоуправления существуют и в мелких, входящих в общину (выборные старосты, со­лтысы – в Польше, кметы в Болгарии). Число звеньев в административно-территориальном де­лении может быть различным. В единичных очень мелких государствах, например Науру и Ту­валу в Океании, каждое из которых насчитывает менее 10 тыс. жителей, вообще нет админи­ст­ративно-территориального деления, в некоторых странах оно двухзвенное (округа или об­ласти и общины), в иных – четырёхзвённое (Франция). Наиболее распространено трёхзвённое админи­стративно-территориальное деление типа: область–район–община. Некоторые из таких единиц рассматриваются в качестве территориальных коллективов, и тогда в них создаются ме­стные органы самоуправления, другие такого статуса не имеют, и в этом случае создаются только ор­ганы местного управления.

Наряду с административно-территориальными единицами в унитарном государстве могут быть одно или несколько автономных образований. В зависимости от этого различаются про­стые и сложные унитарные государства. В простом унитарном государстве существуют только административно-территориальные единицы, в сложном есть автономия. В отдельных унитар­ных государствах Африки являющихся республиками (Уганда, Гана, Намибия и др.), есть свое­образные единицы – традиционные королевства, восстановленные в 90-х годах.

По степени централизации принято различать централизованные и относительно децентрали­зованные унитарные государства (всякое унитарное государство в определённой степени цен­трализованно). В централизованном унитарном государстве на места (в региональные, а ино­гда, в частности, в некоторых развивающихся странах и в общинные звенья) назначаются из центра чиновники, которые либо управляют этими территориями (нередко это бывает в район­ном звене, в Болгарии и Польше – в областном), либо руководят определёнными сферами (по­ли­цией, охраной общественного порядка) и осуществляет контроль за законностью деятельно­сти органов местного самоуправления (например, в режьонах и департаментах Франции), либо за­ниматься и тем и другим. Полностью централизованных унитарных государств нет, в общин­ном (низовом) звене существуют те или иные выборные органы местного самоуправления, ко­торые нередко сохраняются даже в условиях военных режимов (в современной Нигерии).