В странах Африки и некоторых странах Азии в 60 – 80-х годах существовала своеобразная формапрезидентскоймонократической (советской) республики, хотя данная форма правления применяется только в «социалистических» странах, где политический режим, как правило, тоталитарный, то есть максимально удалённый от демократического. Независимо от того, как конкретно именуются «представительные» органы в «социалистических» странах – народные советы и Национальное собрание (парламент) во Вьетнаме, собрание народных представителей в Китае, народные собрания в КНДР, ассамблеи народной власти на Кубе, в доктрине этих стран более или менее общепризнанно, что всё это – органы советского типа. Такую форму республики использовали как лидеры стран, провозглашавшие социалистическую ориентацию (например Гвинеи), так и в ёще большей степени государств, развивающихся по капиталистическому пути (Тунис, Уганда, Центрально – Африканская Республика, затем империи – Малави, Гвинея и др.).
Советская типажность проявляется в первоначальных признаках таких, как производственно-территориальный признак формирования представительных органов, обеспечивающих «чистоту классового состава», избрание вышестоящих ступенями нижестоящих. В большинстве «социалистических» стран эти признаки либо в последствии исчезли, как в СССР, либо вообще не появлялись, как в Румынии. «Выборы» в эти органы, как правило, считались и сегодня считаются всеобщими, равными, прямыми при тайном голосовании.
Для советской республики характерно:
1. Верховенство и полновластие советов либо «представительных» органов под иными наименованиями – все остальные государственные органы (кроме жестко централизованной прокуратуры) формируются советами соответствующего уровня, ответственны перед ними и (или) подотчётны им (включая даже суды).
2. Советы всех ступеней образуют единую систему, внутри которой существуют отношения руководства и подчинения.
3. Поскольку депутаты советов выполняют свои функции, не оставляя основной работы, сессии советов редкие и краткие, а их текущие полномочия осуществляются их исполнительными органами на местах и особыми сравнительно узкими коллегиальными органами в центре, решения которых обычно подлежат последующему утверждению советами.
В условиях установленной законом однопартийности руководитель партии провозглашался пожизненным президентом (название ключевой должности государства может быть и другим). Парламент, состоявший из членов партии, подчинённых президенту, реальных полномочий не имел. Президент сам был министром многих министерств, имевших решающее значение. Последней формой этого рода была КНДР до 1995 г., ныне форма президентской монократической республики не существует, хотя сын покойного президента и генерального секретаря правящей партии теперь является фактическим руководителем страны, не занимая решающих государственных должностей.
Данная форма правления напоминает парламентарную республику, поскольку правительство формируется «парламентом» и юридически ответственно перед ним, но она и резко отличается от парламентарной формы тем, что никакого баланса властей здесь нет – разделение властей даже теоретически не признаётся; ему противопоставлен принцип единства власти трудового народа, воплощённого в советах.
Форма монократической президентской (советской) республики отличается от правления военных хунт и других подобных «республиканских» форм тем, что она зачастую одета в пышные «демократические» одежды, скрывающие её диктаторскую сущность.
ВЫВОД: Из сказанного выше видно, что тенденция мирового развития форм правления заключается в создании смешанных и гибридных форм. Соединяются не только черты президентской и парламентарной республики, но иногда и некоторые черты республики и монархии.
3.Конституционное закрепление форм государственного устройства. Виды форм государственного устройства
Конституционное закрепление форм государственного устройства.
Конституция государства определяет название государства, его сущность, содержание, форму правления, форму государственного устройства и политический (государственный) режим.
Для примера привожу несколько статей из конституций некоторых государств.
Основной закон Федеративной Республики Германии.
Статья 20.
1. Федеративная Республика Германия является демократическим и социальным федеративным государством.
Конституция Австрийской Республики.
Статья 2.
1. Австрия является федеративным государством.
2.Федеративное государство образуется из самостоятельных земель: Бургенланда, Каринтии, Нижней Австралии, Зальцбурга, Штирии, Тироля, Форарльберга, Вены.
Конституция Бельгии.
Статья 1.
Бельгия является федеративным государством, состоящем из сообществ и регионов.
Конституция Португальской Республики.
Статья 6.
Государство является унитарным и уважает в своей организации принципы автономии местных органов власти и демократической децентрализации государственного управления.
При анализе приведённых выше статьей конституций, и конституций других государств видно, что форма государственного устройства может закрепляться в конституции прямо, то есть в конкретной статье или пункте статьи ( как в конституциях Португалии, Бельгии, Германии, Австрии и др.), и косвенно, то есть когда в конституции нет прямого указания на форму государственного устройства конкретного государства, но она вытекает из общего текста конституции (Греция, Франция и Испания Италия и др.).
Форма государственного устройства – это территориальная организация государственной власти, территориальное устройство, взаимоотношение между государством и составляющими его частями, между отдельными частями государства, между центральными и местными органами власти. Принято различать три основные формы государственного устройства: унитарное государство, федерацию и третья форма – так называемое регионалистическое (конфедерация) государство (Италия, Испания и др.), но это в основном переходная форма, соединяющая некоторые черты унитаризма, автономии и федерализма.
Унитарное государство (от латинского unus – один)– это целостное централизованное государство, административно-территориальные образования которого не имеют статуса государственных образований. Оно состоит из администраивно-территориальных единиц – областей, провинций, губерний, которые затем делятся на районы, уезды, а последние – на общины, коммуны и др. в отдельные административно-территориальные единицы обычно выделяются города, особенно крупные, города и крупные сёла тоже часто имеют статус общин, иногда органы местного самоуправления существуют и в мелких, входящих в общину (выборные старосты, солтысы – в Польше, кметы в Болгарии). Число звеньев в административно-территориальном делении может быть различным. В единичных очень мелких государствах, например Науру и Тувалу в Океании, каждое из которых насчитывает менее 10 тыс. жителей, вообще нет административно-территориального деления, в некоторых странах оно двухзвенное (округа или области и общины), в иных – четырёхзвённое (Франция). Наиболее распространено трёхзвённое административно-территориальное деление типа: область–район–община. Некоторые из таких единиц рассматриваются в качестве территориальных коллективов, и тогда в них создаются местные органы самоуправления, другие такого статуса не имеют, и в этом случае создаются только органы местного управления.
Наряду с административно-территориальными единицами в унитарном государстве могут быть одно или несколько автономных образований. В зависимости от этого различаются простые и сложные унитарные государства. В простом унитарном государстве существуют только административно-территориальные единицы, в сложном есть автономия. В отдельных унитарных государствах Африки являющихся республиками (Уганда, Гана, Намибия и др.), есть своеобразные единицы – традиционные королевства, восстановленные в 90-х годах.
По степени централизации принято различать централизованные и относительно децентрализованные унитарные государства (всякое унитарное государство в определённой степени централизованно). В централизованном унитарном государстве на места (в региональные, а иногда, в частности, в некоторых развивающихся странах и в общинные звенья) назначаются из центра чиновники, которые либо управляют этими территориями (нередко это бывает в районном звене, в Болгарии и Польше – в областном), либо руководят определёнными сферами (полицией, охраной общественного порядка) и осуществляет контроль за законностью деятельности органов местного самоуправления (например, в режьонах и департаментах Франции), либо заниматься и тем и другим. Полностью централизованных унитарных государств нет, в общинном (низовом) звене существуют те или иные выборные органы местного самоуправления, которые нередко сохраняются даже в условиях военных режимов (в современной Нигерии).