Борис Годунов, пожалуй, первым из русских царей сделал попытку сближения с Западной Европой, т.к. видел отставание своей страны от европейских держав. Он приглашал как можно больше специалистов-иноземцев на русскую службу – военных, мастеров различных профессий, ученых, врачей; освобождал их от налогов и предоставлял им право беспошленной торговли. 18 московских дворян впервые были посланы учится за границу (ни один из них не вернулся назад во время смуты). Правда, в начале XVII в. правительство стало испытывать большие денежные затруднения. Русским, обучающимся вдали от родины, перестали пресылать средства, и одни из них, так и недоучившись, с большими трудностями вернулись домой, а иные пропали где-то. Не осуществилось еще одно желание Годунова – открыть в Москве университет.
Главная задача нового царя и его советников заключалась в преодолении хозяйственной разрухи. Дав некоторые льготы дворянству и посадским людям, правительство в то же время пошло по пути дальнейшего закабаления крестьянства, что выразилось в политике его дальнейшего закрепощения в конце XVI в. Это, конечно, вызвало недовольство широких народных масс. Поэтому с именем Бориса крестьяне связывали ухудшение своего положения.
Немало сил правитель Борис ставил на борьбу с мздоимством (взяточничество), воровством и разбоем. Указы 1580 – 1590 гг. требовали «творить правый суд, невзирая на лица», не выносить приговоры против обвиняемого без достаточного количества улик. Чтобы отбить охоту у приказных и служилых людей жить взятками, Борис повысил им ежегодное жалование, были произведены новые поместные раздачи. Всем, кто попал в немилость при Иване Грозном, объявили амнистию.
Также Борис поднял международный престиж русской церкви. Благодаря его умелой дипломатической игре, в России в 1589 г. было утверждено патриаршество и метрополит Иов стал первым русским патриархом. Была окончательно утерена зависимость русской церкви от константинопольской.
Методы насильственного удерживания крестьян принесли плоды. Уменьшился отток населения из центра, хозяйство стало восстанавливаться. Это, а также новые поместные раздачи и освобождение имений служивых людей от «тяга» (т.е. от налогов) в 1586 – 1592гг. укрепили материальое положение основной массы дворян. Тем самым нормализовалась внутренняя обстоновка.
Но происходившее в конце XVII в. усиление эксплуатации зависимых крестьян и значительный налоговый гнет, как на сельское, так и на городское посадское население, подтачивали русское хозяйство изнутри, лишая его устойчивости. В итоге, первый же крупный неурожай 1601 г., который был вызван холодными продолжительными летними дождями в течение 10 недель, потом, в конце лета, мороз повредил хлеб, вверг Россию в голод и тяжелый кризис. Кажущаяся государственная мощь и восстановленный было порядок рухнули в одночасье. Началась Смута.
Приближение Смуты в 80 – 90 гг. XVI в. чувствовали иноземцы, заброшенные судьбой в Россию. Иностранные авторы «Записок о Московии» того времени предрекали Смуту, но сами русские , судя по отечественным документам, были опьянены своими успехами и не замечали приближения грозы. Следует отметить, что многие из аристократов тяготились всевластием Бориса Годунова, но вступить с ним в открытую схватку еще не решались.
Лжедмитрий I
Нестабильность экономики и социальные конфликты люди того времени объясняли, как Божью кару за неправедные действия незаконного, «безродного» царя Бориса Годунова. Бояре всячески стремились сохранить власть и убрать потенциальных претендентов. Так, одного из самых близких по крови к Федору Ивановичу его двоюродных братьев – Федора Никитича Романова (отца Михаила, будущего основателя династии Романовых) насиль постригли в монахи и сослали в Антониево-Сийский монастырь (неподалеку от Архангельска) под именем Филарета.
В обстановке всеобщего недовольства Годуновым широкое распространение получили слухи, что жив царевич Дмитрий, «чудесно спавшийся» в Угличе. В 1602 г. в Литве объявился человек, выдававший себя за царевича Дмитрия; он поведал польскому магнату Адаму Вишневецкому, что его подменили «в спальне угличского дворца». Покровителем Лжедмитрия стал самборский (вблизи Львова) воевода Юрий Мнишек.
Согласно официальной версии правительства Бориса Годунова, человек, выдававший себя за царевича Дмитрия Угличского, был монах Григорий (в миру – мелкий дворянин Юрий Богданович Отрепьев). Юшка, как его звали в молодости, проявлял незаурядные способности: знал латинский и польский языки, имел калиграфический подчерк, обладал редкой способностью быстро ориентироваться в конкретной обстановке. В молодости он был слугой Федора Никитича Романова, после ссылки которого постригся в монахи. В Москве он жил в расположенном в Кремле Чудовом монастыре и служил при патриархе Иове.
В.О. Ключевский справедливо писал, что Лжедмитрий был лишь испечен в польской печке, а заквашен в Москве. В марте 1604 года произошло окончательное сближение самозванца с иезуитами, а 24 апреля самозванец тайно принял католичество и сам известил об этом папу Климента VII торжественным письмом на польском языке, и пообещал римскому папе распространить католизм и в России. С этого момента началось, так сказать, официальное существование претендента на московский престол, и Борис должен был ожидать вторжения в пределы его царства вооруженного врага. Лжедмитрий также обещал передать Речи Посполитой и своей невесте Марине Мнишек, дочери сандомирского воеводы, Северские (район Чернигова) и Смоленские земли, Новгород и Псков. Авантюра Лжедмитрия не была его личным делом, он появился в обстановке всеобщего недовольства правительством Годунова как со стороны знати, так и со стороны русских крестьян, горожан, казаков. В кругу наиболее гонимого Борисом боярства с Романовыми во главе, по всей вероятности, и была высижена мысль о самозванце. Недаром Борис, как только услыхал о появлении Лжедимитрия, прямо сказал боярам, что это их дело, что они подставили самозванца.
Изо всех существующих мнений о происхождении самозванца наиболее вероятным представляется то, что это был московский человек, подготовленный к его роли в среде враждебных Годунову московских бояр и ими пущенный в Польшу. По крайней мере, письмо его к папе свидетельствует о том, что писано оно не поляком (хотя и сочинено на отличном польском языке), а москвичом, который плохо понимал тот манускрипт, какой ему пришлось переписать набело с польского черновика, услужливо подготовленного для него иезуитами. Напрасно будем мы искать в Польше или Литве такой круг лиц, которому могли бы приписать почин в деле измышления и подготовки московского царевича. Узнав истинное лицо самозванца, Годунов не колебался объявить об этом польскому правительству, хотя, разумеется, он легко бы мог это последнее обвинить не только в покровительстве самозванцу, но и в самой подстановке лица, принявшего на себя имя Димитрия. Не бросив такого обвинения полякам, Борис тем самым давал основания искать виновников интриги в Москве. Сам он, очевидно, подозревал корни интриги среди семей Романовского круга. На это указывают кое-какие обстоятельства. В 1605 году, объявляя народу о войне с самозванцем, правительство Бориса называло самозванца Гришкой Отрепьевым и указывало на то, что Гришка “жил у Романовых во дворе”. О том, что Отрепьев связан был со двором Романовых и Черкасских, свидетельствовали и многие другие обстоятельства.
Лжедмитрий понадобился польским магнатам для того, чтобы начать агрессию против России, замаскировав ее видимостью борьбы за возвращение престола законному владельцу. Это была скрытая интервенция.
Поход Лжедмитрия на Москву
Итак, борьба за престол и власть между московскими “желателями власти” приняла новый вид – породила самозванного Димитрия.
Благодаря высокому покровительству властей и содействию духовенства, самозванец получил возможность гласно готовится к походу на Москву. Устроившись у панов Мнишков в их замке Самборе, он вербовал войско и собирал средства. Вокруг него собирались самые разнородные люди. Такой сброд не сулил самозванцу прочных успехов, если бы даже его войско и было велико. В 1604 г. Лжедмитрий с помощью польских магнатов, используя недовольство казаков, предпринял поход на Москву. Его поддерживали многие дворяне и бояре, которые были недовольны Годуновым, и народные массы, связывавшие с ним надежды на избавление от гнета. Но есть данные думать, что эта сила не превышала 3500-4000 человек, и современники говорили поэтому, что вторжение “царевича” в Московское государство не было похоже на серьезное вражеское нашествие: вел самозванец только “жмню” (горсть) людей и “с одного только кута (уголка) украйны в рубеж Северский вшел”.
Но не в этом войске заключалась главная сила самозванца. С самого начала его деятельности в Польше шли у него сношения с населением Московской “украйны” и “Поля”. Его “прелестные письма” (прокламации) распространялись на московском юге всеми способами: их провозили через границу в мешках с хлебом, прятали в лодках. По этим “листам тайным” к самозванцу шли из Московского государства ходоки и с Дона казаки и, проведав “истинного царевича”, возвращались назад и поднимали народ за него против царя Бориса. Когда небольшое войско самозванца вошло в московские границы, на берегах Днепра и Десны к нему стали примыкать сотни и тысячи, и уже в Чернигове он имел, говорили, до 10 000 казаков. Таким образом, можно сказать, что самозванец и его агенты и вдохновители начали свою борьбу с Борисом тем, что организовали против московского правительства восстание южных областей государства. Именно это восстание и дало им победу.