Пункт 7 ст. 49 закона в части определения условий, при которых акционер вправе обжаловать в суд решение общего собрания акционеров, изменений не претерпел: акционер может обжаловать решение общего собрания, если оно принято с нарушением требований закона, иных правовых актов, устава общества, при условии, что он не принимал участия в общем собрании акционеров или голосовал против принятия такого решения и указанным решением нарушены его права и законные интересы. Однако эти положения существенно дополнены указанием на то, что подобное заявление должно быть подано в суд в течение 6-ти месяцев со дня, когда акционер узнал или должен был узнать о принятом решении. Это дополнение весьма существенно и позитивно, поскольку позволяет ограничить период неопределенности, который связан с возможностью обжалования решений общего собрания.
Решен в новой редакции Закона давно назревший вопрос об обществах с единственным акционером. В соответствии с п. 3 ст. 47 закона решения таким акционером принимаются единолично, оформляются письменно, т. е. на основании этой нормы единственный акционер должен оформить решение, а не протокол. Установлено при этом, что положения закона, определяющие порядок и сроки подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров, в данном случае не применяются, за исключением положений, касающихся сроков проведения годового общего собрания акционеров.
3.2.2. Совет директоров (наблюдательный совет)
Что касается определения компетенции совета директоров (наблюдательного совета), то новая редакция Закона не меняет принципиальный подход законодателя к месту этого органа в системе органов управления акционерным обществом и закрепляет, как и ранее, его достаточно широкие полномочия.
Закон, как и прежде, относит к компетенции совета директоров вопросы общего руководства деятельностью общества (за исключением тех, которые входят в компетенцию общего собрания акционеров): полномочия, касающиеся созыва и проведения общего собрания, определение приоритетных направлений деятельности, ряд других серьезных вопросов. По-прежнему сохраняется положение, в соответствии с которым компетенция совета директоров (в отличие от компетенции общего собрания акционеров, которая определяется исключительно в законе) может быть расширена уставом общества.
Однако и в части определения компетенции совета директоров произошли некоторые изменения, как расширяющие ее, так и ограничивающие:
- совет директоров лишен права решать вопрос об увеличении уставного капитала путем изменения номинальной стоимости акций (это составляет компетенцию общего собрания акционеров). Уставом общества может быть предусмотрено только право совета директоров принимать решения об увеличении уставного капитала путем размещения дополнительных акций;
- существенно ограничено в подп. 13 п. 1 ст. 65 Закона право совета директоров на утверждение внутренних документов общества за счет отнесения этих полномочий как к компетенции общего собрания акционеров (документы, определяющие порядок деятельности органов управления общества), так и к компетенции исполнительных органов общества (документы, перечень которых определяется уставом общества);
- к положениям, расширяющим компетенцию совета директоров, необходимо отнести предусмотренную подп. 17 п. 1 ст. 65 Закона обязанность совета директоров утверждать регистратора общества и условий договора с ним. Это связано с необходимостью оперативного решения этих вопросов и нецелесообразностью созыва по этому поводу собрания акционеров;
- абсолютной новеллой законодательства стало введение понятия "временный исполнительный орган общества", правом образования которого в случаях, предусмотренных законом, обладает совет директоров. К таким случаям относится установленное уставом общества право совета директоров принять решение о приостановлении полномочий исполнительного органа общества или управляющей организации, и закрепленное законом право на создание временного исполнительного органа в случае, если директор общества или управляющая организация не могут исполнять свои обязанности.
К новеллам Закона можно отнести также п. 1 ст. 66 Закона, где предусматривается правило избрания совета директоров на срок до следующего годового общего собрания акционеров. Старая норма о том, что совет директоров избирается сроком на 1 год, создавала массу затруднений на практике. Новая формулировка вносит предельную ясность и определенность, позволяет избежать недоразумений. Необходимо только помнить, что в случае не проведения годового общего собрания акционеров в установленный срок полномочия совета директоров все же прекращаются, кроме тех, что связаны с подготовкой, созывом и проведением общего собрания.
В соответствии с новым Законом члены коллегиального исполнительного органа не могут составлять более 1/4 от всего состава совета директоров (ранее могли составлять ровно половину). Указанное изменение следует признать позитивным и устраняющим несостыковки "англо-американской" и "немецкой" модели управления обществом в российском законодательстве.
Принятие решений советом директоров в определенных случаях процедурно упрощается, т. к. новая редакция закона предусматривает наряду с возможностью проведения заочного голосования возможность учета при определении наличия кворума и результатов голосования по вопросам, включенным в повестку дня, письменного мнения члена совета директоров.
К процедурным новшествам следует также отнести четкое закрепление в Законе (п. 3 ст. 68) правила о недопустимости передачи права голоса членом совета директоров другому лицу, сокращение срока составления протокола заседания с 10-ти до 3-х дней и др.
Новеллой является норма об ответственности представителей государства или муниципального образования в совете директоров наряду с другими членами совета директоров открытого акционерного общества.
3.2.3. Общая характеристика исполнительного органа
Руководство текущей деятельностью общества в соответствии с п. 1 ст. 69 закона могут осуществлять (как и раньше) либо единоличный исполнительный орган, либо единоличный исполнительный орган и дирекция. В Закон внесены дополнения, уточнившие, что исполнительные органы подотчетны общему собранию акционеров и совету директоров.
Закон от 7 августа 2001 года внес поправку, касающуюся необходимости установления в уставе при наличии коллегиального исполнительного органа положений, касающихся определения только его компетенции, поскольку перераспределение функций генерального директора не может осуществляться уставом.
Компетенция исполнительных органов определяется, как и ранее, по принципу: все, касающееся руководства текущей деятельностью, за исключением отнесенного к компетенции общего собрания и совета директоров, - прерогатива исполнительного органа.
Удельный вес изменений, касающихся исполнительных органов общества, относительно невелик: к нововведениям можно отнести предусмотренную законом возможность формирования временного исполнительного органа; утверждения положения о коллегиальном исполнительном органе общим собранием; возможность отнесения уставом к компетенции исполнительного органа принятие ряда внутренних документов общества с ограничением в этой части возможностей совета директоров.
Уточнены некоторые процедурные вопросы. Так, урегулированы правила определения кворума для проведения заседания коллегиального исполнительного органа (подп. 1 п. 2 ст. 70), установлен прямой запрет на передачу права голоса членом коллегиального исполнительного органа иному лицу, в том числе другому члену коллегиального исполнительного органа (подп. 4 п. 2 ст. 70).
Важно подчеркнуть, что помимо единоличного или коллегиального исполнительного органа, в соответствии с абз.3 п.1 ст.69 Закона, по решению общего собрания акционеров полномочия единоличного исполнительного органа общества могут быть переданы по договору коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему). Решение о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющей организации или управляющему принимается общим собранием акционеров только по предложению совета директоров (наблюдательного совета) общества.
С доверительным управляющим заключается соответствующий договор. К компетенции исполнительного органа общества относятся все вопросы руководства текущей деятельностью общества, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров или совета директоров (наблюдательного совета) общества.
Единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор) без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы, совершает сделки от имени общества, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками общества.
Образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий осуществляются по решению общего собрания акционеров, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров общества [2, п.3 ст.69].
Права и обязанности исполнительного органа как единоличного, так и коллегиального, управляющей организации или управляющего по осуществлению руководства текущей деятельностью общества определяются помимо Закона и иных правовых актов РФ регулируются договором, заключаемым каждым из них с обществом. Договор от имени общества подписывается председателем совета директоров (наблюдательного совета) общества или лицом, уполномоченным советом директоров (наблюдательным советом) общества.