О подавленной инфляции следует сказать особо. Она порождена неверной деятельностью государства. Например, введение им временного замораживания доходов и цен, установление верхних пределов их роста; стремление удержать динамику заработанной платы на уровне, не превышающем темпы роста производительности труда; или даже тотальный административный контроль над ценами и доходами.
Такие действия, обусловленные противоестественным монополизмом и администрированием в сфере ценообразования, ведут к глубинной деформации рыночных механизмов. Что, конечно, не ликвидирует инфляцию, но изменяет формы ее проявления. Прежде всего, это выражается в нехватке людям необходимых товаров и услуг. Но главное зло, которое несет подавленная инфляция - это лишение изготовителей ценовых стимулов, препятствие развертыванию инвестиционного процесса, расширению производства и предложения. Поскольку зависимость цен от спроса исчезает, инвесторы теряют ориентировку, а отраслевое распределение финансовых, материальных и человеческих ресурсов становиться заведомо неоптимальным. Итак, подавленная инфляция представляет собой большую опасность для нормальной экономической жизни страны. [5]
Теперь рассмотрим виды инфляции с точки зрения второго критерия – соотносительности роста цен по различным товарным группам, т. е. по степени сбалансированности их роста: сбалансированная инфляция; несбалансированная инфляция.
При сбалансированной инфляции цены различных товаров неизменны относительно друг друга, а при несбалансированной – цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях.
Сбалансированная инфляция не страшна для бизнеса. Приходится лишь периодически повышать цены товаров: сырье подорожало в 10 раз, и соответственно увеличивается цена конечной продукции. В этом случае по результатам среднегодового роста цен поднимается процентная ставка Государственного банка и таким образом ситуация становится равносильной ситуации со стабильными ценами. Риск потери доходности присущ только тем предпринимателям, которые стоят последними в цепочке повышения цен.
Несбалансированность инфляции – большая беда для экономики. Но еще страшнее, когда нет прогноза на будущее, нет уверенности хотя бы в том, что товарные группы-лидеры роста цен останутся лидерами и завтра, и через неделю, и через год. Невозможно рационально выбрать сферы приложения капитала, рассчитать и сравнить доходность вариантов инвестирования. Промышленность развиваться в таких условиях не может. Возможны лишь короткие спекулятивно-посреднические операции, удобренные стихийными, несбалансированными скачками относительных цен как в отраслевом, так и в территориальном аспектах.
С точки зрения третьего критерия, инфляция может быть ожидаемая и неожидаемая.
Ожидаемая инфляция может предсказываться и прогнозироваться заранее с достаточной степенью надежности, она зачастую даже может является прямым результатом действий правительства.
Неожидаемая инфляция характеризуется внезапным скачком цен, что негативно сказывается на системе налогообложения и денежного обращения[6].
В случае наличия у населения инфляционных ожиданий такая ситуация вызовет резкое увеличение спроса, что само по себе создает трудности в экономике и искажает реальную картину общественного спроса, что ведет к сбою в прогнозировании тенденций в экономике и при некоторой нерешительности правительства еще сильнее увеличивает инфляционные ожидания, которые будут подстегивать рост цен. Однако в случае, когда внезапный скачок цен происходит в экономике, не зараженной инфляционными ожиданиями, то возникает так называемый “эффект Пигу”, резкое падение спроса у населения в надежде на скорое снижение цен. Вследствие снижения спроса производитель становится вынужден снижать цену, и все возвращается в состояние равновесия.
Большинство развитых стран тяготеет к умеренной инфляции, нарастание инфляции от умеренной через галопирующую к гиперинфляции не является неизбежным. Настойчивая государственная политика в силах если не остановить рост цен, то, по крайней мере, сделать его более ожидаемым или сбалансированным. К сожалению, от отдельных предприятий здесь мало что зависит. Влияние на правительство могут иметь только ассоциации промышленников, мощное промышленное лобби в парламентах[7].
Количественная теория денег возникла еще в 16 веке и завоевала наибольшую известность, в том числе и с точки зрения объяснения проблемы инфляции в конце 19 - в первые десятилетия 20 вв. В наиболее четком виде она сформулирована американским экономистом И. Фишером в его работе «Покупательная сила денег» (1911 г.): уравнение обмена –
MV=PQ,
где: M - количество денег в обращении; V - скорость обращения денег;
P - средний уровень цены в товарной сделке; Q - количество товарных сделок.
Данная теория предстает как наиболее простой вариант теории инфляции, объясняющий рост цен и связанное с ним обесценение бумажных денег исключительно увеличением количества денег в обращении.
Надо отметить, что количественная теория денег как метод основного объяснения инфляционных процессов подвергалась серьезной критике даже в период своего господства. А точнее, ставилось под сомнение наличие пропорциональной зависимости уровня цен от объема денежной массы. Отмечалась крайняя условность представления скорости обращения денег и количества товарных сделок в качестве постоянных величин.
30 – ые годы ознаменовались в западной экономической мысли ростом влияния кейнсианской теории. Ее суть заключалась в признании того, что рыночная экономика не обладает постоянно функционирующим механизмом саморегулирования, что при определенных условиях эта экономика может оказаться в глубокой стагнации. Таким образом, признавалась необходимость государственного регулирования экономики.
Главным направлением регулирования называлось стимулирование спроса с помощью увеличения государственных расходов и либеральной кредитно-денежной политики. На базе этого сформировался новый подход к инфляции. Была признана необходимость учета изменений скорости обращений денег и объема товарных сделок. Отклонялась идея о пропорциональности в изменении денежной массы и уровня цен, но и защищался тезис о полезности низкой «ползучей» инфляции для стимулирования производства и деловой активности[8].
Низкая инфляция признавалась как неизбежный спутник нормального развития, при определенных условиях играющая полезную роль. Галопирующая инфляция и гиперинфляция считались уже отрицательными, т.к. связанные с ней социально-экономические и политические издержки превосходят все возможные выгоды.
Также, была доказана обратная связь между инфляцией и безработицей («кривая Филлипса»). С «кривой Филлипса» в экономику вошла дилемма: высокая безработица или высокая инфляция.
В теории инфляции были выделены два типа - инфляция спроса, т.е. роста цен, обусловленного факторами на стороне денежного обращения и платежеспособного спроса, и инфляция издержек, т.е. роста цен, обусловленного факторами производственного и рыночного характера.
Среди факторов инфляции издержек особо начали выделять спираль «зарплата-цена» - давление на цены со стороны зарплаты как важнейшего элемента издержек, принимающее опасный характер при низких темпах роста производительности труда. Было признано, что в полномасштабной инфляции факторы обоих типов инфляции действуют взаимосвязано, что заметно усложняет проблему сдерживания роста цен.
В 70-80-е годы происходит ренессанс неоклассической теории, прежде всего в виде монетаризма. Виднейший представитель монетаристской теории – известный американский экономист М. Фридмен. Ключевую роль в функционировании хозяйства монетаристы приписывают деньгам. Инфляция, в понимании монетаристов, - чисто денежное явление, и вызывается она лишь чрезмерным количеством денег в обращении. Большую роль монетаристы придают «инфляционным ожиданиям» и полностью отрицают существование инфляции издержек.
В латиноамериканском регионе сформировалась идея структурной инфляции. Под ней подразумевают процесс, вызванный диспропорциями между отраслями и секторами хозяйства, негибкостью цен в сторону их снижения. В механизм структурной инфляции включают наряду с внутренними факторами также и внешнеэкономические аспекты, например, частые девальвации национальной валюты, резкие изменения в экспортном доходе, дефицит твердой валюты, быстрое увеличение импорта и т.д.
Структуралисты, также как и кенсианцы, одобряют стимулирующее воздействие инфляции на экономический рост. Причем, они считают при определенных условиях экономически полезную галопирующую инфляцию.
Различные теории инфляции рекомендуют различные методы борьбы с инфляцией. Количественная теория денег подразумевала собой, прежде всего уменьшение количества бумажных денег в обращении, что в период войн или следующих за ним хозяйственных разрух, когда прекращался обмен бумажных денег на золото и количество бумажных денег полностью определялось работой печатного станка оказывалось вполне достаточным[9].
При господстве кейнсианской теории было выдвинуто два варианта антиинфляционной политики – дефляционная политика и «политика доходов». Дефляционная политика направлена против факторов инфляции спроса; в нее включаются различные меры, нацеленные на уменьшение платежеспособного спроса (снижение государственных расходов, повышение налогов, рестрикционная кредитно-денежная политика при поддержке высоких процентных ставок.). «Политика доходов» направлена против факторов инфляции издержек; она предусматривает меры либо по параллельному замораживанию цен и зарплаты, либо – что гораздо чаще – по допущению их роста в определенных, заранее заданных пределах.