Взаимное кредитование предприятий в трансформируемой экономике становится средством борьбы отечественных производителей за рынок. Они получают возможность увеличивать издержки, не увеличивая цен и при неизменном характере производства. Это нетипично для рыночных экономик: производитель, функционирующий при увеличивающихся издержках, вынужден сокращать их или закрывать производство. Взаимное кредитование предприятий российской экономики позволило сохранить им свою ориентацию на объем продаж как на главную цель своей работы.
При почти полном отсутствии у производителей мотивации к повышению цен на их продукцию из-за возможного сокращения сбыта возникает вопрос о тех факторах, которые в конечном итоге вызывают повышение цен на продукцию в реальном секторе экономики. В этой связи можно выделить две группы предприятий в экономике: находящиеся в условиях жестких спросовых ограничений (большинство предприятий) и не испытывающие ограничений спроса (естественные монополии и экспортоориентированные предприятия).
Предприятия первой группы придерживаются в основном модели поведения, описанной выше. Важнейшим их приоритетом является сохранение сбыта безотносительно к тем убыткам, которые могут быть с этим связаны. Повышение цен в данной группе инициируется только спросом. Процесс же повышения цен происходит следующим образом. Увеличение покупательной способности конечных потребителей приводит к смягчению спросовых ограничений для предприятий, замыкающих технологическую цепочку. Это стимулирует последних к расширению сбыта и увеличению цен на продукцию в пределах, соответствующих увеличению покупательной способности потребителей. Такая сбытовая политика вынуждает предприятия, производящие конечные продукты обращаться за дополнительными объемами комплектующих. Чтобы стимулировать предприятия, производящие промежуточные товары, наращивать выпуск конечные производители вынуждены либо предлагать более высокую цену, либо увеличить объем “живых” денег в платежах. Процесс увеличения цен таким образом захватывает всю технологическую цепочку. Так продолжается до тех пор, пока весь “прибавок” ликвидности не распределится между предприятиями согласно их неформальному положению.
При этом изменение цен на всех стадиях технологической цепочки зависит от повышения цен на конечную продукцию. Это связано с ориентированностью предприятий на сохранение сбыта. Причем эта установка действует на всех стадиях, т.к. прекращение работы одного предприятия повлечет за собой остановку всей технологической цепочки. Поэтому групповые интересы рассматриваются наравне с личными.
Таким образом, увеличение большинства цен в промышленности России представляет собой не инфляцию издержек в чистом виде, а эффект распространения на реальный сектор ценовых импульсов инфляции спроса.
Иная ситуация наблюдается на предприятиях второй группы, спрос на продукцию которых не только не сократился в ходе рыночной трансформации, но в ряде случаев даже возрос. Ввиду того, что спрос на их продукцию относительно неэластичен и увеличение цен на нее обычно не приводит к уменьшению выручки, такие предприятия могут выступать в качестве источника инфляции издержек. Однако таких процессов не наблюдается, что обусловлено значительной вовлеченностью этих предприятий в процессы взаимного кредитования.
Возможности данных предприятий увеличивать цены на свою продукцию ограничены нехваткой у потребителей ликвидных денежных средств. В результате повышение цен происходит в несколько иной форме, чем в рыночной экономике: в поступающих к предприятиям платежах увеличивается доля низколиквидных платежных инструментов.
Таким образом, в трансформируемой экономике можно выделить три структурных элемента инфляции: спросовая инфляция в потребительском секторе, открытая инфляция в реальном секторе, вызванная изменением потребительских цен и скрытая форма инфляции издержек в виде прироста задолженности предприятий.
Спецификой инфляции в переходной экономике являются две особые формы реализации инфляции издержек. Первая отражает рост цен в реальном секторе под воздействием факторов спроса и может рассматриваться как квазиинфляция издержек. Вторая порождается на производствах, чья продукция является “дефицитной” на внутреннем рынке, и проявляется в скрытой форме: увеличении в обращении низколиквидных платежных средств, что выступает превращенной формой инфляции издержек, т.е. рост задолженности предприятий.
Таким образом, можно сделать следующие выводы.
Инфляция в трансформируемой экономике России – сложное социально-экономическое явление. В этой связи нельзя с уверенностью утверждать, что оно вызывается только лишь монетарными или исключительно затратными факторами. В конечном итоге эти группы факторов оказываются взаимосвязанными. Рост денежной массы, обусловленный необходимостью покрытия бюджетного дефицита, а также возросшей потребностью хозяйствующих субъектов в деньгах (вследствие выросших цен), вызывает повышение уровня инфляции и ускорение ее темпов. Быстрое обесценение денег приводит к переориентации предприятий и отдельных граждан на расчет наличными средствами. Рост же удельного веса высоколиквидных активов в денежной массе, как известно из практики, подпитывает инфляцию.
В то же время растущие издержки производства в условиях финансового ограничения для предприятий приводят к росту взаимозадолженностей между ними. Возникает кризис неплатежей и увеличение количества низколиквидных платежных средств в сфере обращения. Сфера обращения принимает безденежный характер. Этот факт позволяет некоторым специалистам говорить о снижении в трансформируемой экономике значения монетарных факторов инфляции. Это представляется не совсем верным. Поскольку кризис неплатежей означает уклонение от уплаты налогов, недопоступления в бюджет и как следствие, появление бюджетного дефицита – первопричины инфляции. Неплатежи придают инфляции скрытый характер, т.к. сопровождаются ростом цен, с которыми заинтересованным сторонам приходится считаться из-за безысходности.
Возрастает потребность в деньгах, и если правительство идет навстречу и включает печатный станок, то вновь уровень инфляции увеличивается вследствие роста денежной массы.
Возможен и другой вариант развития инфляции. При повышающейся внутренней задолженности государства, сохранении высоких процентных ставок, отсутствии доверия к национальной валюте спрос на деньги не растет, а уменьшается. Но тогда при прочих равных условиях повышается скорость денежного обращения, что больше усиливает инфляцию.
Таким образом, нельзя говорить о приоритетности тех или иных факторов в развитии инфляционного процесса в экономике России.
2.3 Антиинфляционная политика в России
Антиинфляционная политика экономического роста требует проведения поэтапных мер, направленных на подавление инфляции. Для этого же сначала необходимо выстроить “дерево целей” для сдерживания ее основных факторов.
Общеэкономические меры.
Необходимо завершить начатые реформы предприятий, бюджетной, налоговой, банковской систем в целях формирования цивилизованной рыночной инфраструктуры.
Но реальное оздоровление финансовой, денежной, банковской систем невозможно без подъема национального производства. Поэтому первоочередной антиинфляционной мерой является преодоление кризиса инвестиций путем оживления инвестиционного процесса, концентрации средств на приоритетных проектах. Россия должна, во что бы то ни стало выбраться из “ловушки ликвидности”, о которой говорил Кейнс. Мировая практика показывает, что возможно добиться максимального привлечения капиталов из частного сектора благодаря реальным гарантиям и страхованию инвестиционного риска.
“Правительственная комплексная программа стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику России” предусматривала рост доли государственных инвестиций с 1,5 до 5%. Но жесткий контроль за ее исполнением отсутствовал и за 6 лет не заработала ни одна схема по поддержке инвестиций и НТП.
Важную роль в регулировании инвестиций должны сыграть комиссии по инвестиционным конкурсам, рассматривающие проекты под частичные государственные гарантии (от 40 до 85%).
Потенциальным источником инвестиций остается репатриация капиталов, переведенных за рубеж по нелегальным и легальным каналам.
Традиционно делается ставка на иностранные инвестиции. Но здесь Россия не может рассчитывать на их большой приток, т.к. во-первых, мало реально свободных капиталов ,во-вторых инвесторы обеспокоены социально-экономической обстановкой в стране и заняли выжидательные позиции, и в-третьих интересуют прямые вложения капиталов, а иностранные инвесторы предпочитают портфельные инвестиции.
Сдерживание финансовых факторов инфляции.
Ключевое место в антиинфляционном регулировании должно занимать оздоровление бюджетов всех уровней и преодоление специфических форм бюджетного кризиса в России. Последний проявляется в неисполнении бюджета, секвестировании расходов незащищенных статей бюджета ради “пожарных” мер по выплате пенсий и заработной платы, нецелевом использовании бюджетных средств (предвыборная “черная касса”), слабом контроле за исполнением бюджета. С 1995г.в Росси преобладала политика по покрытию бюджетного дефицита, но за счет выпуска не денег, а государственных ценных бумаг, которые размещались как среди резидентов, так и среди нерезидентов. Это привело к тому, что Россия кроме внутреннего долга по ГКО приобрела и внешний.