Смекни!
smekni.com

Инфляция и её влияние на макроэкономические процессы в России (стр. 13 из 15)

Все это приводит к выводу, что ограничение темпов инфляции методами финансовых и денежных рестрикций имеет свои объективные пределы, а при определенных условиях жесткая антиинфляционная политика может превращаться в свою противоположность, поддерживая в экономике постоянный «инфляционный фон». Это, в свою очередь, позволяет предположить, что на определенных этапах переходного периода становится целесообразным перенесение акцентов в хозяйственной политике со стабилизаций на реструктуризацию и стимулирование инвестиционной активности (при сохранении рестриктивного в целом монетарного курса).

Основания для такого предположения дает то обстоятельство, что расширение производственных инвестиций, как отмечалось выше, способствует ускорению инфляции лишь в краткосрочном плане, тогда как в средне- и долгосрочном плане оно оказывает скорее дефляционное воздействие. Кроме того, значительная недогрузка производственных мощностей в целом ряде отраслей и кризисное финансовое состояние предприятий позволяют рассчитывать на то, что и краткосрочные последствия стимулирования инвестиционной деятельности не перечеркнут результаты проводившейся ранее антиинфляционной политики. Следует также отметить, что политика поощрения инвестиций отнюдь не должна означать отказа от жесткой монетарной политики; напротив, льготы инвесторам должны носить строго целевой характер, а использование ими финансовых ресурсов должно строго контролироваться.

В условиях, которые сложились сейчас в России, без целенаправленной государственной политики стимулирования трудно рассчитывать в обозримом будущем на активизацию инвестиционной деятельности предприятий, испытывающих огромные финансовые трудности. В стремлении компенсировать колоссальную нехватку оборотных средств, предприятия не инвестируют, а «проедают» основную часть прибыли и амортизационных отчислений. Многие предприятия фактически приостановили инвестиционную деятельность.

В сложившихся условиях потенциально весьма значительную роль в оживлении инвестиционной активности могут сыграть банки. Как показывает мировой опыт, при дефиците ресурсов на первый план в финансировании инвестиций, как правило, выступает кредит. В последние месяцы в условиях сокращения возможностей получения прибыли за счет «коротких денег» (валютных операций и межбанковских кредитов) отмечается повышение интереса банков к долгосрочным вложениям. Отмечается активизация деятельности финансово-промышленных групп, в состав которых в качестве центрального звена входят банки и которые ставят в качестве одной из своих целей развитие производства предприятий -членов.

В то же время пока преобладает действие факторов, препятствующих развитию долгосрочного кредитования. Большинство российских банков в настоящее время не располагает достаточной финансовой базой для крупных операций, особенно инвестиционного характера. В инвестициях крупных банков и финансово-промышленных групп значительный удельный вес занимают финансовые активы, что свидетельствует о том, что их деятельность направлена пока скорее на захват и передел сфер влияния, чем на развитие реального производства. Наконец, львиная доля банковских ресурсов поглощается рынком государственных обязательств, доходность которых пока существенно превышает доходность инвестиционных проектов.

Важным источником ресурсов для инвестирования могли бы стать сбережения населения, размеры свободных средств которого сейчас оцениваются в размере 25-30 млрд. долл. и 30-40 трлн руб. Однако значительная часть этих средств (по оценкам, около 75% их объема) является очень неустойчивым ресурсом, подверженным значительным колебаниям в зависимости от изменений хозяйственной конъюнктуры и различных спекулятивных моментов, а потому может служить лишь источником краткосрочного кредитования. Кроме того, банковский кризис, разразившийся в конце августа 1995 г., подорвал доверие населения к банкам. Привлечение и размещение средств населения на долгосрочной основе предполагает как создание соответствующих макроэкономических предпосылок, так и восстановление доверия к коммерческим банкам, для чего, в свою очередь, необходимо оздоровление банковской системы, создание систем страхования депозитов и других механизмов, «обкатка» которых потребует немалого времени.

В качестве паллиативной меры, призванной «запустить» механизм льготного финансирования инвестиций, возможно использование способности эмиссионного банка «создавать кредиты» (подобно тому, как это делалось в послевоенной Японии). Этот путь предполагает создание государственного инвестиционного банка, исключительной задачей которого являлось бы льготное кредитование инвесторов и который рефинансировался бы в том числе путем продажи своих облигаций Центральному банку, направляя полученные средства непосредственно инвесторам. Для тех же целей можно использовать и сеть территориальных управлений самого Центрального банка. Предпосылкой успеха таких мер является жесткий контроль за целевым использованием средств путем их зачисления на специальный (инвестиционный) счет и списания только по мере фактического выполнения определенных этапов работ.

При этом льготные кредиты могут предоставляться только инвесторам, которые осуществляют капиталовложения в развитие материального производства и проекты которых получили «аттестат качества» соответствующих государственных инстанций (например, Министерства экономики). Монетарный же курс в целом должен оставаться рестриктивным. Создание такой «двухуровневой» системы позволит сочетать антиинфляционную направленность кредитно-денежной политики с политикой стимулирования капиталовложений.

Панацея от недугов постсоциалистического развития вряд ли существует. Приемлемое разрешение экономических проблем переходного периода, скорее всего, может быть найдено на путях накопления практического опыта в использовании всего арсенала средств воздействия на хозяйственное развитие.

3.2 Перспективы инфляции в России

Одним из возможных путей регулирования инфляции является тргетирование. Режим таргетирования инфляции (inflation targeting) подразумевает публичное объявление целевых значений инфляции на определенную перспективу, а стабильность цен становится долгосрочной целью. Другие цели, такие как полная занятость или относительная стабильность обменного курса, также могут учитываться, но являются второстепенными. При этом если власти четко придерживаются поставленных целей и добиваются их, режим таргетирования инфляции ведет к снижению инфляционных ожиданий.

Режим таргетирования инфляции является достаточно новым методом денежно-кредитной политики, который тем не менее уже сейчас широко распространен в мире. Впервые о переходе к прямому таргетированию уровня инфляции заявила Новая Зеландия в 1990 г. Впоследствии этот режим был применен денежными властями Канады, Великобритании, Швеции, Финляндии, Австралии, Испании, Израиля, Чехии и Чили. Сначала таргетирование инфляции использовалось исключительно в развитых странах, а развивающиеся страны практически повсеместно использовали режим фиксированного обменного курса. Однако уже в конце 1990-х годов его начали использовать развивающиеся страны и страны с переходной экономикой. В настоящее время 23 страны применяют таргетироваиие инфляции, из которых лишь 7 являются развитыми.

На протяжении ближайших лет число стран, использующих режим инфляционного таргетирования будет расти. Опрос, проведенный экспертами МВФ среди представителей денежных властей 88 развивающихся стран и стран с переходной экономикой, показал, что более половины этих стран скорее всего перейдут в ближайшее время к инфляционному таргетированию. Более того, практически три четверти стран из их числа планируют перейти к таргетированию инфляции в 2010 г.

До недавнего времени в экономической литературе доминировала точка зрения, согласно которой режим таргетирования инфляции является гораздо более требовательным к институциональной и макроэкономической среде по сравнению с альтернативными режимами денежнокредитной политики. Достаточно жесткие условия, при выполнении которых считалось целесообразным переходить к таргетированию инфляции, заставляли развивающиеся страны и страны с переходной экономикой очень нерешительно подходить к реализации нового режима денежно-кредитной политики. Такая точка зрения подробно изложена в работе Б. Айхенгрина и др., авторы которой утверждали, что без необходимых технических навыков и независимости ЦБ не стоит и пытаться переходить к таргетированию инфляции. Более того, в исследовании рекомендовалось развивающимся странам, перешедшим к использованию инфляционного таргетирования, вернуться к режимам денежно-кредитной политики, которые они применяли ранее.

В последнее время, после того как стали очевидны положительные результаты, достигнутые странами, перешедшими к режиму таргетирования инфляции, в экономической литературе также стала преобладать более нейтральная точка зрения. Например, А. Караре и др. утверждают, что не существует абсолютно жестких условий, выполнение которых необходимо для внедрения режима инфляционного таргетироваиия. Другими словами, невыполнение каких-либо из ряда условий не должно становиться препятствием для перехода к инфляционному таргетированию. По мнению Е. Трумэна, многие из условий, указываемых в качестве необходимых для успешного применения режима таргетирования инфляции, являются на самом деле желательными, а не обязательными.