По мнению В. Путина, рост цен на некоторые виды продуктов (молоко, подсолнечное масло, зерновые), достигший, в середине 2008 г., 60%, связан в том числе с ростом потребления альтернативного топлива, то есть так называемого биоэтанола, который производиться из зерна и используется в различных энергосмесях. Кроме того, он заметил, что региональные и муниципальные власти должны "не крышевать перекупщиков, а создавать рыночные условия" для их работы.
Общепризнано, что рост цен на энергоносители выступает важнейшим фактором инфляции для стран – экспортеров. Механизм его действия – частый случай явления называемого "голландской болезнью" второго рода. Не очевидны причины, по которым в России продолжается в последние годы рост обрабатывающих производств при многократном росте цен на нефть и газ, а следовательно, и рентных доходов от их экспорта.
При этом рост экспортных цен "возвращается" странам – экспортерам в виде повышения цен на ввозимые ими товары. Например, важнейшим фактором повышения мировых цен на продовольствие является именно рост производства биотоплива из сельскохозяйственного сырья (кукурузы, пшеницы, рапса, сахарного тростника, пальмового масла). Но его эффективность объясняется многократным ростом цен на нефтепродукты в последние годы. Так что "продовольственный" фактор в российской инфляции – это косвенный результат действия основного фактора – роста цен на нефть.
Между тем международные финансовые институты, уже в середине 2008 года, фиксировали внимание на проявившейся угрозе финансово – денежной нестабильности российской экономики. ВБ и МВФ заранее предупреждали, что инфляция выйдет за прогнозируемую границу в 10% и составит 12 – 14 % по итогам года.
Западные аналитики считают, что именно политика массированного наращивания бюджетных инвестиций в инфраструктуру и социальную сферу стала источником макроэкономической дестабилизации и инфляции. С этим трудно спорить, так как бюджетный дефицит в 2008 году вырос с 3,7 до 5,9 %.
Дефицит бюджета России в 2009 году может достигнуть 1,5-2,5 триллионов рублей, инфляция превысит 13 процентов, Кудрин уверен, что 2009 год будет самым трудным для российской и мировой экономики за последние десятилетия. По его словам, "девальвация вызовет дополнительную инфляцию", и инфляция в России сохранится на высоком уровне.
2.2 Антиинфляционная политика. Таргетирование инфляции
При обсуждении антиинфляционных мер принято выделять антиинфляционную политику в широком и узком смысле слова. В широком смысле – это экономическая политика правительства и центральных банков, опирающаяся на классические меры денежно – кредитного регулирования, взвешенную бюджетную стратегию в обеспечении низкого целевого уровня инфляции.
К инфляционной политике в узком смысле слова моно отнести реагирование денежных властей на высокий уровень инфляции, то есть на допущенные неэффективные действия.
В течение ряда лет российские власти придерживались тактики, согласно которой они стремились сдерживать инфляцию и то же время не допускать слишком быстрого укрепления рубля. Однако во второй половине 2006 года, после окончательной либерализации валютного регулирования, эта тактика претерпела изменения. ЦБ РФ отказался от ориентирования на укрепление рубля. В представленных в августе 2006 г. "Основных направлениях денежно – кредитной политики на 2007 год" Банк России впервые за последние годы явно обозначил свою главную задачу – борьбу с инфляцией, которая должна была составить 6,5 – 8 % по итогам 2007 года. Что касается целевого ориентира по индексу реального курса рубля, то в документе сказано, что диапазон его изменения составляет от 0 до 10 %. Все это свидетельствует о том, что ЦБ РФ постепенно движется в направлении перехода к режиму таргетирования инфляции, то есть такой политики, когда именно параметры инфляции объявляются основной целью денежных властей.
Главным уроком использования фиксированных обменных курсов в конце ХХ в. стало понимание того, что такой режим не способен справиться с нестабильностью на денежном и валютном рынках в условиях высокой мобильности капитала. Завышенные обменные курсы, недостаточное доверие экономических агентов к денежно – кредитной и бюджетно – налоговой политике, увеличение объёмов внешнего долга способствовали повышению вероятности спекулятивных атак на национальные валюты и возникновению финансовых кризисов в странах, использовавших режим фиксированного обменного курса (напомним, что именно поддержание фиксированного обменного курса в условиях масштабного оттока капитала из страны стало одной из существенных характеристик кризиса 1998 г. в России). Поэтому, по мере того как финансовые рынки стран становятся более открытыми, их уязвимость к шокам при использовании режима фиксированного курса увеличивается.
Режим таргетирования инфляции подразумевает публичное объявление целевых значений инфляции на определенную перспективу, а стабильность цен становится долгосрочной целью. Другие цели, такие как полная занятость или относительная стабильность обменного курса, также могут учитываться, но являются второстепенными.
Режим таргетирования инфляции является достаточно новым методом денежно – кредитной политики, который сейчас широко распространен в мире. Впервые о переходе к прямому таргетированию уровня инфляции заявила Новая Зеландия в 1990 году. Впоследствии этот режим был применён денежными властями Канады, Великобритании, Швеции, Финляндии, Австралии, Испании, Израиля, Чехии и Чили. Сначала таргетирование инфляции использовалось исключительно в развитых странах, а развивающиеся страны повсеместно использовали режим фиксированного курса. Однако уже в конце 1990 – х годов его начали использовать развивающиеся страны и страны с переходной экономикой. В настоящее время 23 страны применяют таргетирование инфляции, из которых лишь 7 являются развитыми.
Отметим также, что страны, не опиравшиеся на данный метод ДКП (США, страны Еврозоны, Япония), добились в 1990 – е годы таких же результатов, как и страны, использующие инфляционное таргетирование. Инфляционное таргетирование не применяется ни в одной из стран с недиверсифицированным экспортом. Это, скорее всего, связано с низкой степенью прогнозируемости макроэкономической ситуации в них, а также со значительными колебаниями конъюнктуры мировых товарных рынков.
Банк России намерен в период до 2011 года в основном завершить переход к режиму таргетирования инфляции, предполагающему приоритет цели по ее снижению. Основным механизмом достижения указанной цели является воздействие на инфляционные ожидания хозяйствующих субъектов. Но при этом в качестве инструмента ДКП применяется краткосрочная процентная ставка. Таким образом, стремление центрального банка оказать на хозяйствующих субъектов психологическое воздействие и побудить их рассчитывать инвестиционные проекты с учетом последующего снижения инфляции основывается на регулировании "цены" денег. Иными словами, инфляционное таргетирование не базируется на объективных взаимозависимостях между макроэкономическими показателями. Его основой выступает устойчивость взаимосвязанных и сбалансированных процессов, которые сложились в экономической системе в предшествующий период. Поэтому стоит отметить, что существует ряд желательных условий необходимых для внедрения режима инфляционного таргетирования:
1. институциональная независимость органов денежно – кредитного регулирования - в России это условие выполняется частично, так как ЦБ РФ обладает автономией, однако регулярно испытывает давление со стороны как исполнительной, так и законодательной власти;
2. высокая квалификация аналитиков и надежная статистика - это условие также выполняется частично. Квалификация экспертов ЦБ РФ позволяет осуществлять достоверное прогнозирование инфляции, однако всей необходимой и достоверной статистики для прогнозирования, на настоящий момент нет;
3. требования к структуре экономики заключаются в том, чтобы цены в стране были свободными, экономика не испытывала сильной зависимости от цен на экспортируемое сырьё и колебаний обменного курса, а долларизация экономики была минимальной. Это условие в России, однозначно, не выполняется.
4. развитая финансовая система, условие выполняется частично, так как развитие финансовой системы страны идет быстрыми темпами, однако по сравнению с другими странами с переходной экономикой она всё ещё невелика и подвержена значительным рискам.
Таким образом, ни одно условие в России не выполнено. Поэтому у денежных властей нашей страны существует множество оппонентов, которые в целом не согласны с проводимой ДКП. Например, в записке "Снижение инфляции не должно быть главной целью экономической политики России", направленной академиком В.М. Полтеровичем в правительство РФ, изложены результаты исследований многих зарубежных авторов, доказывающие, что при темпе менее 10-15 % инфляция не оказывает на экономический рост значительного отрицательного воздействия. То есть усилия по снижению темпов инфляции, например, с 10 до 5 % могут дорого обойтись обществу, но не дать положительного эффекта даже в будущем.
Перед правительством и ЦБ не должен стоять выбор: "борьба с инфляцией или экономическое развитие". Они должны выбирать комплекс мер, в наибольшей мере способствующих достижению фундаментальных целей социально – экономического развития (с учетом ущерба, наносимого инфляцией, высокими процентными ставками, утечкой капитала и неразвитостью денежно – кредитной системы).
Заключение
В настоящее время инфляция - один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций. По своему характеру, интенсивности, проявлениям инфляция бывает весьма различной, хотя и обозначается одним термином. В итоге процесс инфляции - в различных его проявлениях - носит не случайный характер, а весьма устойчивый.