Смекни!
smekni.com

Использование интеллектуального потенциала аграрной науки (стр. 2 из 3)

На селекционные достижения законодатель Украины распространил правовой режим изобретений, и в этом аспекте их можно приравнять друг к другу. Важнейшая новация указанного закона заключается во введении патентной формы охраны результатов селекции, которая в нашей стране раньше не применялась. Срок патента составляет 20 лет от даты подачи заявки на сорт растений.

Автором сорта растений может быть физическое лицо, чьим творческим трудом он создан. Свидетельство на сорт растений выдается его автору. Если сорт растений создан в соавторстве, то право на получение патента принадлежит всем его соавторам.

При этом стоит заметить, что в Украине отсутствует опыт судебного рассмотрения дел о нарушении прав на патенты, тогда как в других государствах законодательная система четко определяет способы установления денежных компенсаций при рассмотрении исков о нарушении прав на патенты. Обозначенные факторы создают определенные негативы в процессе использования инновационных изобретений и человеческого фактора аграрной науки.

Много проблем существует также в сфере сохранения тайны о научных разработках в отрасли. Известна практика, когда исследователи на защите своих диссертационных работ удерживаются от того, чтобы полностью излагать информацию о своих научных результатах, сохраняя ее до момента подтверждения личного права интеллектуальной собственности.

Между тем, например, информация о выведении лучших сортов распространяется уже в период их сортоиспытания, и ученый не в состоянии ее скрыть. Поэтому, когда сорт запатентован и разработчик признан его собственником, эти инновации предприниматели уже могут перенять и использовать на практике. Иначе говоря, новые растения, выведенные селекционерами, нередко имеют способность к самовоспроизводству, в результате чего выпуск небольшого количества посадочного материала делает его доступным для всех. Опыт подтверждает, что селекционер не может обеспечить от первого выпуска посадочного материала такой доход, который бы мог гарантировать получение приемлемой прибыли от вложенных денежных средств и затраченных им усилий, то есть возмещение его интеллектуального потенциала.

При этом стоит учитывать, что предоставление селекционерам прав на исключительное использование сортов играет важную роль для стимулирования частных инвестиций при селекции многих видов растений. Как показывает зарубежный опыт, в развитых странах мира есть специальные службы, занимающиеся отслеживанием процесса использования новых сортов растений, и никто не имеет права бесплатно ими пользоваться. При выявлении таких нарушений дела рассматриваются в судебном порядке, и правонарушители платят штраф за самовольное пользование чужим изобретением. Как правило, предприниматели покупают сорта растений, заключая с их изобретателями договора, на основе которых в течение многих лет платят авторам около 6% суммы, вырученной за инновационную продукцию. Это, безусловно, является важным фактором эффективного использования и воспроизводства интеллектуального потенциала науки, а также способствует реализации инновационных разработок.

Применительно к отечественной аграрной науке следует отметить, что информация о новых разработках в отраслях растениеводства и животноводства детально освещается в научных журналах, в докладах на семинарах и конференциях, и т. п. При этом она тоже может быть использована без согласия автора.

Существует также проблема, когда очень часто о научных достижениях и изобретениях (в том числе о тех из них, на которые выданы свидетельства о праве интеллектуальной собственности) мало кто из предпринимателей знает. Чтобы их продавать и возмещать понесенные расходы, авторам нужно самостоятельно искать клиентов, организовывать выставки, презентации, консультации и семинары, что при дефиците времени и денежных средств не всегда возможно.

В процессе "продвижения" таких разработок, как новые сорта, у ученых нередко возникают проблемы с проведением сортоиспытаний. Так, если сорт не зарегистрирован в Министерстве аграрной политики Украины, то получить разрешение на проведение сортоиспытаний невозможно. При этом изобретателям нужно самостоятельно решать проблемы с оплатой сортоиспытаний, осуществляя их или за собственные денежные средства, или за денежные средства инвесторов, что не всегда бывает возможно.

Можно обозначить и наличие такой проблемы, как уплата денежных средств за патент. Получив право собственности на свою разработку, ученый-селекционер должен ежегодно в течение 6 лет платить Государственному департаменту интеллектуальной собственности, выдавшему соответствующий патент, определенную сумму денежных средств. При нарушении этого требования патент считается недействительным. Как свидетельствуют исследования, для ученых-селекционеров учебных заведений такие денежные средства не предусмотрены, и они платят за патенты из собственного кармана, что далеко не всем новаторам под силу, ведь некоторые из них имеют по 5-6 и более изобретений. Иначе говоря, такая ситуация не создает у разработчиков заинтересованности в получении новых патентов, а также не обеспечивает возможности эффективного использования их знаний и опыта. Ведь, если оплату патента будет осуществлять учебное заведение, где работает ученый, то оно и будет считаться собственником изобретения, то есть иметь полное право им распоряжаться.

Служебные изобретения также имеют много проблемных аспектов. Например, в США изобретатель считается первичным собственником патентных прав. Работодатель владеет изобретением своего наемного работника, если последний заключил контракт о передаче этого изобретения работодателю.

Согласно украинскому законодательству, личные неимущественные права интеллектуальной собственности на объект, созданный в связи с выполнением трудового договора, принадлежат работнику, создавшему этот объект. Но в случаях, предусмотренных законодательством, отдельные личные неимущественные права на такой объект могут принадлежать тому юридическому лицу, где или у которого его автор работает. Имущественные права интеллектуальной собственности на такой объект принадлежат совместно работнику, создавшему его, и юридическому или физическому лицу, где или у которого он работает, если иное не определено договором. Аналогичные нормы определены для объекта права интеллектуальной собственности, созданного на заказ. Но отдельного закона, который бы регулировал вопросы служебных изобретений, в Украине нет. Поэтому авторы, занимающиеся научной деятельностью и имеющие изобретения, нередко не могут их самостоятельно продавать, а следовательно - возмещать связанные с ними расходы.

Многие ученые, имеющие новые разработки, то есть новые сорта, и получившие на это свидетельства, подтверждающие право их интеллектуальной собственности на них, не в состоянии продать свои инновации, поскольку фактически их собственником является та организация, где они заняты. Это в определенной степени препятствует осуществлению процесса коммерциализации инноваций и эффективному использованию интеллектуального потенциала ученых.

Целесообразно отметить и тот факт, что методика формирования самого патента также нуждается в усовершенствовании. Согласно существующим в Украине требованиям к патентам, авторы разработок вынуждены предоставлять о своих изобретениях достаточно подробную информацию. Это, в свою очередь, не обеспечивает ее конфиденциальность, то есть инновации достаточно доступны. Понятно, что при таких условиях не обеспечивается необходимая защита интеллектуальной собственности ученых. Нередко новые сорта и новые разработки используются многими предпринимателями, а платят за это мало. Как показывает зарубежный опыт, в патентах может предоставляться лишь краткая и ограниченная информация о разработке, что делает ее не доступной для использования и в определенной степени обеспечивает защиту интеллектуальной собственности. Очевидно, такой подход мог бы получить распространение и в отечественной практике.

Определенные недостатки имеет существующая система взаимоотношений на основе государственного Реестра сортов Украины, которая практически лишает авторов разработок права на продажу своей продукции на рынке инноваций. При этом такая система не гарантирует самому автору разработки никаких прав на дополнительную прибыль, созданную покупателями с ее помощью. В 2005 г. в Реестр сортов Украины введена новая графа - "Собственник сорта", что позволило использовать сорт и гибрид как товар. А это, в свою очередь, повлекло за собой резкое расширение перечня гибридов в государственном Реестре сортов Украины.

При отсутствии в Украине необходимых законодательных актов и служб, которые бы отслеживали соответствующие процессы, не обеспечивается соблюдение конфиденциальности информации об инновациях, что становится препятствием для получения учеными достойной компенсации за свой интеллектуальный труд.

Кроме того, можно отметить, что публикации в отечественной печати в большинстве своем раскрывают результативность и актуальность проведенных исследований. А серьезных статей о существующих противоречиях и проблемах в науке, а также о путях их преодоления очень мало.

В последнее время определенную положительную роль в воспроизводстве интеллектуального потенциала отечественных научных кадров играют новые коммерческие структуры, которые недавно появились на рынке Украины. В их числе -такие крупные компании, как "Райз", "Тредента", "Габен", "Амако", "Мали" и др. Так, компания "Райз" заключает соглашения с научно-исследовательскими учреждениями, опытными станциями, ведущими специалистами, которые, например, предоставляют ей право размножать семена новых сортов. Заключая взаимовыгодные контракты, компания четко оговаривает условия выплаты материального вознаграждения авторам новых сортов и размеры роялти. При этом деятельность компании по отношению к ученым в определенной степени открыта, "прозрачна". Ведь она берет новые сорта для размножения на собственных полях, а ученые их видят, то есть имеют возможность инспектировать, следовательно - наперед знают, сколько при этом будет получено семян новых сортов и какой размер вознаграждения их ждет. Такое сотрудничество является взаимовыгодным, поскольку обеспечивает коммерциализацию научных разработок, материальную заинтересованность ученых и эффективное использование их интеллектуального потенциала.