Во второй четверти XIX века значительное распространение получили изделия с накладными ажурными муфтами, или «сорочками». Поверхность таких предметов полировалась до зеркального блеска, и на нее накладывалась рельефная композиция из античных фигур или танцующих нимф с гирляндами и рогами изобилия в руках. Это можно видеть на работах московских мастеров Федора Фролова и мастера с клеймом Н. Г. Накладной декор, исполненный из матового золоченого серебра, рельефно выделялся на полированном фоне и сообщал таким изделиям большую привлекательность. Сложный узор покрывал не только корпус вещи, но часто располагался на ручках, ножках, крышках различных сосудов. Интересна работа московского мастера с нерасшифрованным клеймом I. С., исполнившего округлый серебряный чайник с литой рокайльной ручкой и изящным носиком в виде утиной головки. На чеканных вертикальных долах расположены пышные букеты. Пятилепестковый цветок завершает крышку чайника. Наряду с новыми механическими способами орнаментации серебра
широко использовались и традиционные приемы декорировки -чернь, скань, эмаль, гравировка. Известно, что на крупных ювелирных фабриках существовали специализированные мастерские, где работали опытные серебряники, владеющие сложными профессиональными навыками и художественными приемами.
В собрании музеев Кремля необычайно богат и многообразен набор сканых изделий. Русские сканые портсигары, декоративные сосуды, ларцы, коробочки, детские игрушки середины и второй половины XIX века отличаются от более ранних присутствием накладных деталей, усложненными формами ручек, ножек. В работах Ивана Попова, виртуозно владевшего техникой скани, умело выделен основной рисунок изгибами утолщенной расплющенной проволоки, выступающими над мелким кружевным плетением фона.
Большая группа изделий с чернью, выполненных в XIX веке - различные сосуды, табакерки, портсигары, созданные в Вологде, Москве, Петербурге и других городах, - представляет несомненный интерес. Для украшения своих произведений мастера часто избирают архитектурные пейзажи, столичные памятники, растительные мотивы. Издавна славилась ювелирами-серебряниками, работавшими в области черневого искусства, Вологда. Мастера на своих изделиях изображали виды городов Великого Устюга, Вологды, Архангельска, их планы и гербы, выполненные в четкой графической манере. Одним из выдающихся художников черневой гравюры был Сакердон Скрипицын. Работы С. Скрипицына отмечены яркой индивидуальностью. Его вещи отличаются непревзойденным искусством гравировки, соединяющей высочайшее мастерство резчика по металлу с красотой линий, изяществом рисунка. В каждом его произведении -целостность композиции, формы и декора.
На гладком серебряном фоне кастрюли, выполненной им в 1837 году, -черневое изображение Дворцовой площади Петербурга и географической карты Вологодской губернии.
Середина и вторая половина XIX века отмечены в прикладном искусстве обращением к мотивам и сценам из народного быта, крестьянской жизни, русских сказок. На коробочках, табакерках этого времени охотно изображали русскую тройку, крестьянку в национальной одежде, царевну-лебедь. На серебряном портсигаре работы Ивана Хлебникова живописной эмалью изображена молодая женщина в русском сарафане и кокошнике. Многокрасочная эмаль придает всей вещи яркость и праздничность. Большое распространение в 1860-1880-е годы получили серебряные изделия, поверхность которых проработана наподобие ткани, дерева, меха или плетения из лыка. Эти предметы привлекали современников мастерством исполнения. Таковы плетеная сухарница, созданная московским мастером П. Л, на которой изображено узорное полотенце, чернильница в виде шапки с меховой опушкой, выполненная неизвестным петербургским мастером. Виртуозное владение техникой обработки металла в этих вещах проявилось с исчерпывающей полнотой, но отступили на второй план природные свойства серебра, и это привело к нарушению художественной ценности предметов. Во второй половине XIX века все чаще используют древние формы и старинные узоры, разработанные мастерами Золотой и Серебряной палат Московского Кремля. Иногда, чтобы избежать прямого копирования предметов XVI-XVII веков, ювелиры обращались к сильной стилизации или соединению новых орнаментальных мотивов с исконными традиционными формами. В собрании музеев Кремля представлены богатые ковши и братины XIX века, служившие в качестве юбилейных подношений. Характерна в этом плане большая братина работы фирмы Карла Фаберже. Борт и основание братины украшают рельефные стилизованные травы и сканые жгутики. В нижней части -крупные сердцевидные клейма, над которыми располагаются прочеканенные с большим мастерством сказочные существа, птицы, растения. Изделия с клеймом крупнейшей русской фирмы Карла Фаберже - столовые сервизы, ювелирные украшения, сюрпризы-подарки, декоративные сосуды, часы, небольшие скульптурные фигурки из драгоценных и полудрагоценных камней – пользовались большим спросом и в России и за границей.
Изделия мастера Николая Зверева , работавшего в конце XIX – начале XX века, отличаются изысканностью и необычайностью эмалевых соцветий. Широко используя растительный орнамент, он вводит в него изображения лилий, камыша, цикламенов, ирисов,сказочных птиц с гибкими длинными шеями. Вариации этого орнаментального мотива перекликаются с узорами, встречающимися на архитектурных деталях, тканях, керамических и стеклянных изделиях в последнем десятилетии XIX века.
В 1880-1890-е годы в русском серебряном деле и ювелирном искусстве доминирует новый стиль, получивший название модерн. Наряду с изображением цветов и растений возникает своеобразный орнамент, в основе которого лежали волнистые, текучие линии. Так, например, группа стаканов украшена чеканным и гравированным растительным, оттененным цветным золочением, узором колеблющихся на длинных стеблях подсолнухов и сполохов. В текучести орнаментальных форм модерна хорошо используется пластичность металла. Видимый беспорядок, «случайность» в расположении цветных акцентов - средство подчеркнуть динамическую асимметрию форм, показать сам материал, его фактуру и цвет, выявить заложенные в самой его природе декоративные возможности. Изящная небольшая конфетница выполнена в стиле модерн. Текучие изгибы тонкой фигурной ручки, переходящие в изогнутые, стилизованные стебли-ножки, подчеркивают изысканную форму изделия. Резной растительный орнамент из плодов, стеблей, листьев очень декоративен.
Стакан. 1896-1908 Фрагмент
В фондах музеев Кремля есть интересные изделия петербургского мастера Владимирова. Это столовые приборы и небольшая прекрасно исполненная ваза для цветов. В своих работах мастер с большим умением использует самые разнообразные растительные мотивы, располагая их по всей поверхности предмета. На вазе по чеканным проканфаренным долам расположены рельефные распустившиеся цветы ириса с переплетающимися тонкими изогнутыми стеблями, переходящими в четырехлепестковое основание.
Поднос. 1896-1908 Деталь
Своеобразна серебряная бутылочная передача работы московского ювелира Андриана Иванова. В декоре этого произведения сочетаются растительные и геометрические мотивы. Гравированный орнаментальный узор усилен цветным золочением. Различные оттенки золота создают цветовой контраст и делают вещь более нарядной. В работах московского ювелира Ф. Я. Мишукова, относящихся к концу XIX-началу XX века, почти не присутствует стиль модерн, нет на них и стилизованного псевдорусского орнамента, к которым часто обращались его современники. В 1912 году он выполнил для Успенского собора в Кремле одну из самых интересных своих вещей - большую серебряную золоченую лампаду. Высокое мастерство и безупречный вкус в полной мере проявились в замысле и исполнении вещи. Необычно композиционное построение лампады: в середине ее верхней ажурной прямоугольной части помещено литое изображение Казанской богоматери. Подвешенные на цепях, три чаши украшены скаными арочками с жемчужной обнизью. По краю чаш и внизу на спнях размещены неграненые цветные камни. В уборе этой вещи при всей ее нарядности нет перегруженности. Особую прелесть сообщают ей переливы цвета неярких, подвижно закрепленных кабашонов турмалинов и изумрудов.
В послереволюционные годы Ф. Мишуков становится одним из создателей методических основ советской реставрационной практики. С его именем связана огромная работа по сохранению культурного наследия.