ИДЕИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА И ЕГО ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ.
П Л А Н
Введение.
1.Идеи правового государства в древности.
2.Идеи правового государства в эпоху феодализма.
3.Идеи правового государства в период ранних буржуазных революций.
4.Развитие концепций правового государства в России.
5.Взгляды современных исследователей государства и права
6.на проблему правового государства.
7.Правовое государство по Хропанюку В.Н.
8.Основы правового государства.
9.Основные признаки правового государства.
Заключение.
- 3 -
Правовое государство как определенная теоретическая кон-
цепция и соответствующая практика имеет долгую и поучительную
историю. Сам термин "правовое государство"(Rechtsetaat) прочно
утвердился в немецкой литературе в первой трети ХIХ века( в
трудах К.Т. Вельнера, Р. фон Моля и др.), а в дальнейшем полу-
чил широкое распространение, в том числе и в России, где среди
видных сторонников теории правового государства были Б.Н. Чиче-
рин, Б.Ф. Кистяковский, П.И. Новгородцев и др.
Но различные теоретические концепции, выражавшие идею и
понятие правовой государственности, сформировались гораздо
раньше.
Уже в древности начинаются поиски принципов, форм и конс-
трукций для установления надлежащих взаимосвязей, взаимозависи-
мостей и согласованного взаимодействия права и власти. В про-
цессе углублявшихся представлений о праве и государстве доволь-
но рано сформировалась идея о разумности и справедливости такой
политической формы общественной жизни людей.
Символическим выражением подобных представлений стал образ
Богини Правосудия(с повязкой на глазах, с мечом и весами право-
судия), олицетворяющей единение силы и права: охраняемый боги-
ней порядок в равной мере обязателен для всех. По представлени-
ям древних этот образ правосудия(остающийся, кстати говоря, и
сегодня наиболее подходящим символом для правового государства)
выражает смысл и идею не только справедливого суда как специ-
ального органа, но и идею справедливой государственности вооб-
ще(справедливой организации власти в человеческом обществе).
Целый ряд положений, значимых для последующих представлений о правовом государстве, был разработан уже античными авторами. В их числе положения о власти закона как сочетании силы и права(Аристотель и другие); о различении правильных и неправильных форм правления, о смешанном правлении и о роли права в типологии государственных форм(Сократ, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон); о соотношении естественного и воле установленного права(Демокрит, софисты и др.); о равенстве людей по естественному праву(некоторые софисты, римские юристы); о праве как мериле справедливости и регулирующей нормы политического общения(Аристотель); о государстве(республике), как "деле народа", как правовом общении и "общем правопорядке"(Цицерон); о
сферах частного и публичного права; о свободном индивиде как
юридическом лице, субъекте права(римские юристы).
В эпоху перехода от феодализма к капитализму решающее зна-
чение приобретают проблемы политическом власти и её формально
равной для всех правовой организации в виде упорядоченной сис-
темы разделенных государственных властей, соответствующей но-
вому отношению социально-классовых и политических сил. Юриди-
ческое мировоззрение нового восходящего класса требовало ут-
верждения новых представлений о свободе человека посредством
режима господства права и в частных, ив публично-политических
отношениях.
В период начавшегося разложения феодализма идеи правовой
государственности с позиции историзма изложили прогрессивные
мыслители того времени Н. Макиавелли и Ж. Боден. В своей теории
Макиавелли на основе многовекового опыта существования госу-
дарств прошлого и настоящего предпринял попытку объяснить прин-
цип политики, осмыслить движущие развития политической жизни с
тем, чтобы изобразить контуры идеального государства, наилучшим
образом отвечающего потребностям его времени. Цель государства
он видел в возможности свободного пользования имуществом и
обеспечения безопасности для каждого. При рассмотрении вопроса
о государственных формах предпочтение отдавалось республике, так как именно республика в большей мере отвечает требованиям равенства и свободы.
Боден же определяет государство как правовое управление
многими семействами и тем, что им принадлежит. Задача государс-
тва, по его мнению, состоит в том, чтобы обеспечить права и
свободы.
В период ранних буржуазных революций в разработку концеп-
ции правового государства значительный вклад внесли филосо-
фы-мыслители и просветители, такие как Г. Гроций, Б. Спиноза,
т. Гоббс, Ш. Монтескье, Д. Дидро, П. Гольбах, Т. Джефферсон и
многие другие.
Из этих учений мы выделим наиболее важные положения в пра-
вовом государстве.
- 6 -
Гроций был первым выдающимся теоретиком школы естественно-
го права. Правовые институты феодализма Гроций считал противо-
речащими природе человека, поэтому он выдвинул требования ново-
го права, "отвечающего законам разума". Целью государства он
считал охрану частной собственности, посредством таких правоус-
тановлений, которые обеспечивали бы каждому человеку свободное
пользование своим достоянием с согласия всех. Источником любой
формы государства по учению Гроция является общественный дого-
вор, поэтому при создании государства народ может избрать любую
форму правления, но, избрав её, народ обязан повиноваться пра-
вителям.
Так же как и у Гроция, у Дидро государственная власть воз-
никает как продукт общественного договора, который придает об-
ществу организованную политическую форму. Люди лишь частично
передают государству свою естественную независимость, с целью
обеспечения интересов и объединения воли и силы всех. Государс-
твенная власть, следовательно, основана на воле народа, который
является сувереном.
"Лишь нация есть истинный суверен; истинным законодателем
может быть лишь народ, лишь воля народа является источником по-
литической власти."
Главная цель государства, по Дидро, есть обеспечение не-
отъемлемых прав граждан и их счастья. Идеи Дидро продолжил и
обосновал Кант в своей теории правового государства.
Одним из первых, кто дал теоретическое обоснование демок-
ратического государства, был Спиноза. Будучи связано законами,
государство обеспечивает действительные права и свободы челове-
ка. Он утверждал, что государство могущественное только тогда,
когда оно гарантирует каждому гражданину не только сохранение
жизни, но и удовлетворение его интересов, и предостерегал пра-
вителей от посягательств на собственность, безопасность, честь,
свободу и иные блага подданных.
Т. Гоббс был защитником абсолютной монархии в Англии, но
тем не менее он разработал ряд прогрессивных положений о гос-
подстве права в общественной жизни, которые впоследствии были
развиты революционными буржуазными мыслителями. К их числу от-
носится обоснование формального равенства перед законом, незыб-
лемость договоров. Свободу человека Гоббс рассматривал как пра-
во делать все то, что не запрещено законом, и тем самым закон-
чил теоретические основы наиболее эффективного принципа право-
вого регулирования общественных отношений.
В трактовке Д. Локка, который, по словам К. Маркса, был
"классическим выразителем правовых представлений буржуазного
общества в противоположность феодальному". Идея господства пра-
ва воплощается в государстве, где верховенствует закон, соот-
ветствующий естественному праву и признающий неотчуждаемые естественные права и свободы индивида, и осуществлено разделение
властей. Такое государство с господством права он противопос-
тавляет деспотизму. "Свобода людей, находящихся под властью
правительства, - отмечал он, - заключается в том, чтобы иметь
постоянное правило для жизни, общее для каждого в этом обществе
и установленное законодательной властью, созданной в нем; это -
свобода следовать моему собственному желанию во всех случаях,
когда этого не защищает закон, и не быть зависимым от постоянной, неопределенной, неизвестной, самовластной воли другого че-
ловека." Обоснованный здесь Локком правовой принцип, как и у
Гоббса, индивидуальной свободы лишь словесно несколько расхо-
дится с последующей, ставшей актуальной и для нас, формулой:
"разрешено все, что не запрещено законом".
Новые представления о разделении властей получили система-
тическую разработку в творчестве Монтескье. Различая в каждом
государстве три рода власти - законодательную, исполнительную,
судебную, он отмечает, что для предотвращения злоупотреблений
властью необходим такой порядок вещей, при котором различные
власти могли бы взаимно сдерживать друг друга. Разделение и
взаимное сдерживание властей являются, согласно Монтескье,
главным условием для обеспечения политической свободы в её от-
ношениях к государственному устройству.
Идеи Локка и Монтескье оказали заметное влияние не только
на последующие теоретические представления о правовой государс-
твенности, но и на раннебуржуазное конституционное законодательство и государственную практику.
Это влияние отчетливо проявилось, например, в Конституции США 1787 года. Она практически воплощает идею правового государства на американском континенте. Автор "Декларации Независи-
мости США" Джефферсон подвергает критике монархическую форму
правления с позиции теории общественного договора и естествен-