Смекни!
smekni.com

История институционализма: проблема поиска истоков (стр. 3 из 3)

Г. Спенсер, используя выводы позитивизма и успехи биологии, проводил функциональную аналогию между процессами в организме и обществе. В работе "Социальная статика" (1851 г.) он рассматривает общество как организм: законы организации общества и организма - подобны. Природа единицы неизбежно объясняет природу агрегата. Подобно тому, как природа клетки помогает понять свойства организма, природа "социального атома" - отдельного человека - основа для понимания общества. Ученый полагает, что, подобно эволюции биологического мира, в обществе происходит прогрессирующая дифференциация структуры и ее функций. По его мнению, существует органичная взаимосвязь частей, относительная самостоятельность целого (структуры) и частей как в обществе, так и в организме.

П. фон Лилиенфельд в работе "Мысли о социальной науке будущего" (1872 г.) подчеркивает реальность общества как организма. Если О. Конт отмечает солидарность частей, Г. Спенсер вводит понятие роста и структуры, то П. фон Лилиенфельд определяет понятия "единство" (равняющееся солидарности у О. Конта) и "целесообразность" (равняющуюся приспособлению внутренних отношений к внешним у Г. Спенсера).

В отличие от Г. Спенсера, П. фон Лилиенфельд деление общества основывает не на общем строении тела, а на трех наиболее общих функциях действующих в нем сил: физиологической (питании), морфологической и тектологической, которым в обществе соответствуют три сферы - экономика, право, политика. В социальном организме реально существует функциональное единство его составляющих элементов, что, по мнению ученого, является лишним доказательством того, что общество - такое же реальное существо, как другие организмы 31. Прогресс в экономической сфере - это увеличение собственности одновременно с расширением свободы; в правовой - четкое определение и обеспечение прав индивида и общества; в политической - единство действий вместе с расширением политической свободы. Три сферы - собственность, право и власть - отвечают материи в природе, а свобода, которая всегда связана с прогрессом, - силе.

В изучении структуры социальной системы как единства компонентов и связей представителями социологии XIX - начала XX в. наблюдаются такие особенности:

1. Стремление осуществить декомпозицию системы, выделить все ее уровни, вплоть до элементарного.

Так, в понимании Г. Спенсера отдельный человек - это "социальный атом"; Г. де Грееф выделяет семь социальных сфер: экономику, семейные отношения, искусство, науку, мораль, право и государство; П. фон Лилиенфельд определяет в обществе три сферы: экономику, право и политику. Немецкий социолог и экономиста. Шеффле в работе "Строение и жизнь социальных тел" (1875-1878 гг.) под структурой подразумевал индивида - элемент социального организма и семьи, социальные союзы, состоящие из индивидов.

2. Изучение структуры подсистем и специфики элементов системы. Например, Г. де Грееф в построенной иерархии социальной структуры описывает взаимозависимость социальных сфер и их внутреннюю эволюцию. В работе "Введение в социальную философию" (1895 г.) английский философ Дж. Мекензи, выделив пять форм единства, которые имеет любой объект (мо-надное, монистическое, механическое, химическое, органичное), осуществил анализ взаимосвязей между элементами структуры общества. Лучше всего, по его мнению, общество характеризует органичная форма единства32.

3. Выяснение функций, выполняемых элементами в системе. Скажем, у М. Ориу социально-экономические институты анализируются с точки зрения их интегративной функции: разделение труда структурирует "социальное пространство", формирует распространение социальных отношений. По мнению ученого, прогресс сопровождается усложнением структуры общественной организации. Г. Спенсер аналогией между размножением клеток и прогрессивным разделением труда иллюстрирует информационную функцию институтов. Социальные союзы у а. Шеффле проявляют свою сущность посредством регулирующей (распределительная и регулирующая экономия) и неэнтропийной (войско, полиция, производство, торговля) функций.

Представители методологии "биологических" ("органичных") социальных систем XIX в. стремились создать концепцию структуры и функциональных связей социума как целостности, содержащей также экономическую составляющую. Сочетание концептуального подхода к обществу как к целостному организму с эволюционными подходами создало условия для распространения стурктурализма в экономических науках и использования методологии структурного функционализма в исследованиях современного институционализма.

Следовательно, для социологических исследований XIX - начала XX ст. характерно постепенное выделение в особый объект исследования экономических институтов, занимающих большое место в институциональном анализе конкретно-исторических и национально-специфических форм экономической жизни. Это:

- в определенной мере объясняет истоки идеи немецкой исторической школы о взаимодействии экономической науки с другими общественными дисциплинами, в особенности с социологией;

- позволяет понять стремление институционализма расширенно трактовать предмет экономики, который должен не только охватывать экономические отношения, но и учитывать всю целостность условий и факторов, влияющих на хозяйственную жизнь, - правовые, социальные, психологические, политические.

Понимание истоков институционализма (см. рисунок) может быть использовано в контексте моделирования современной институциональной структуры экономики Украины, которое предполагает глубокое исследование эволюции неофициальных ограничений и официальных правил с целью создания эффективного механизма, обеспечивающего адекватное восприятие политического и экономического порядков.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социология через теорию прогресса, широкое использование исторического метода способствовала исследованиям эволюции социально-экономических явлений. Такой эволюционный подход со временем заимствовал институционализм через посредничество немецкой исторической школы. Следовательно, развитие методологии в отрасли исторических и социологических исследований XVIII-XIX вв. можно считать существенным источником возникновения институциональной парадигмы.


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Ходжсон Дж. Экономическая теория и институты: Манифест современной институциональной экономической теории (Пер. с англ.). -М., "Дело", 2003, с. 29—31

2. Институциональная архитектоника и динамика экономических преобразований (Под ред. д-ра экон. наук А. А. Гриценко). - X., "Форт", 2008, с. 20-22.

3. Кун Т. Структура научных революций (Пер. с англ.).- М., "Издательство ACT", 2003, с. 17).

4. Жамс Э. История экономической мысли XX века. (Пер. с фр.) (Под общ. ред. И. Г. Блюмина). - М., Изд-во иностранной литературы, 1959, с. 91

5. Нуреев Р. М. Эволюция институциональной теории. Постсоветский институционализм. Монография (Под ред. Р. М. Нуреева, В. В. Дементьева). -Донецк, "Каштан", 2005, с. 8-9

6. Xоджсон Д ж. М. Какова сущность институциональной экономической теории? (Пер. с англ. Д. С. Алексеева) "Journal of Exonomic Issues" Vol. 34, June 2000, Issue 2, p. 317.

7. Histoire des pensees economiques: les fondateurs. Collecton dirigee par Alain Geledan. Paris, Editions Dalloz, 1993, p. 254.

8. Негиши Т. История экономической теории. Учебник (Пер. с англ. под ред. Л. Л. Любимова и В. С. Автономова). - М., АО "Аспект Пресс", 1995, с. 36.

9. Корнійчук Л. Я. Інституціоналізм. Історія економічних учень. Підручник (Заред. Л. Я. Корнійчук, Н. О. Татаренко) - К, КНЕУ, 1999, с. 455.

10. Історія економічних учень. Підручник, у 2 ч. Ч. 2 (За ред. В. Д. Базилевича). - К, "Знання", 2005, с. 419-420.

11. Московский А. И. О предмете и методе современной экономической науки. "Вестник Московского университета". Сер. "Экономика" № 3, 2002, с. 21-39

12. Московський О.І. Інституціональні напрями в сучасній економічній теорії. "Економічна теорія" № 2, 2004, с. 34.

13. Шумпетер Й. А. История экономического анализа. Истоки. Вып. 3.- М., Высшая школа экономики, 1998, с. 399-400.

14. Поланьи К. Взгляды на место экономической системы в обществе: от Шарля Монтескье до Макса Вебера. "Великая трансформация" Кала Поланьи: прошлое, настоящее, будущее (Под общ. ред. проф. Р. М. Нуреева). Гос. ун-т "Высшая школа экономики". - М., Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2006, с. 143.

15. Яковенко Н. Вступ до історії.- К., "Критика", 2007, с. 109-112.

16. Арон Р. Етапи розвитку соціологічної думки (Пер. з фр.). - К., "Юніверс", 2004, с. 60

17. Бартъ П. Философия истории как социология (Пер. с нем.). - С.-Петербург, 1902, с. 25.

18. Hauriou М. La science sociale traditionelle. - Paris, 1896, p. 195.

19. Квашницкий В. Истоки эволюционной экономики. Истоки: из опыта экономики как структуры и процесса (Под ред. Я. И. Кузьминова).- М, Изд. дом ГУВШЭ, 2006, с. 92.

20. История социологии в Западной Европе и США. Учебник для вузов (Отв. ред. академик РАН Г. В. Осипов). - М., "НОРМА" (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2001, с. 94.

21. Кузьмина Г. П. Социально-философская теория Лилиенфельда - Тоаля. "Вестник Московского университета". Серия 7. "Философия" № 5,1997, с. 76-87. Бартъ П. Указ. труд, с. 153-154.