Это, прежде всего, относительная стабильность политической обстановки в стране. Вторая главная черта – необычайно высокие темпы экономического роста с середины 50-х и до начала 70-х гг., выход страны в 1968 г. на 2-е место в капиталистическом мире по объёму промышленного производства, успешное преодоление кризиса середины 70-х., нынешнее лидирующее положение в мировой экономике. Оба эти момента находятся в тесной взаимосвязи.
Роль Японии в мировой экономике 90-х годов XX и в современности.
В настоящее время Япония является одной из ведущих капиталистических стран мира. Её внешнеполитическая деятельность была первоначально направлена на обеспечение собственных зарубежных экономических интересов, на активизацию как в азиатско-тихоокеанском регионе, так и в решении проблем глобальной политики.
В Японии создаются технологии будущего. Большая часть вещей, которыми мы пользуемся были изобретены в Японии: мини-магнитофон, караоке и многое другое; японские автомобили – самые экономные в отношении топлива и самые безопасные (в 2006 году немецкий журнал провёл опрос автолюбителей по поводу безопасности различных марок машин и выбрал из них семь самых безопасных; первые четыре строчки заняли автомобили марки Toyota).
Япония состоит в интеграции[7] Азиатско-Тихоокеанского региона, центром и инициатором которой сама же и является. В ноябре 1989 г. возникла Организация экономического сотрудничества азиатско-тихоокеанских государств (АПЭК). Кроме Японии в нее вошли Бруней, Индонезия, Малайзия, Сингапур и Филиппины, а также Австралия, Гонконг, Китай и Новая Зеландия – всего 11 государств. Цели этого альянса: создание зоны свободной торговли в течение 15 лет с одновременным развитием интеграции в других сферах сотрудничества.
Интеграция как ведущая тенденция мирового развития сопровождается острой конкурентной борьбой между тремя главными центрами мирового хозяйства: США, Западной Европой и Японией, которые оформились во второй половине XX века. В свою очередь, усиливающаяся конкуренция в известной мере стимулирует процесс интеграции внутри трех центров, постоянно подталкивая их к расширению орбиты своего действия.
Известное перераспределение позиций между тремя мировыми центрами является отражением важной особенности современного экономического развития, конкурентной борьбы на мировом рынке. Ни одна страна сегодня не в состоянии обеспечить свое полное превосходство практически по всем позициям, как это было, скажем, в XVIII, XIX вв. на примере Англии. Занять лидирующие позиции в условиях неизмеримо углубившегося процесса международного разделения труда можно лишь в некоторых сферах мировой экономики, что и подтверждают результаты соперничества США, Западной Европы и Японии.
Заключение.
Изучив материал о Японии, я выяснила для себя, почему эта страна смогла пройти все сложные этапы своей истории, но не была сломлена ими. Самую главную роль, как мне кажется, в становлении этого небольшого по площади занимаемой территории и мощного в экономическом отношении государства сыграл характер японского народа. Не смотря на постоянную спешку и нехватку времени в условиях современной цивилизации, у японцев обязательно найдётся время, чтобы отдать дань тысячелетним традициям своего народа, например таким, как уникальная «чайная церемония»[8]. Тайна успеха Японии давно была разгадана, однако добиться того, чего добилась она, не смог пока никто.
Список литературы.
1. Всемирная история. Учебник для вузов./ Г. Б. Поляк, А. Н. Маркова, Электронная библиотека Гумер.
2. Современная Япония. Справочное издание. Изд. 2-е./ М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1972.
3. Япония 1989. Ежегодник./ М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1991.
4. Япония: Справочник./ Под общ. Ред. Г. Ф. Кима и др., М.: Республика, 1992.
5. Японцы (этнопсихологические очерки). Издание 2-е, исправленное и дополненное./ М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1985.
[1] Айны (эбису) – коренное население японских островов; ныне живут на острове Хоккайдо, насчитывают не более 20 тыс. В результате сгона айнов в конце XIX в. С лучших угодий, заселённых японскими колонистами, и вынужденного перехода к новому, незнакомому типу хозяйства айнская культура теряет свою национальную самобытность. Айны живут компактными деревнями, занимаются земледелием и животноводством, нанимаются на рыбные промыслы. Им навязывают японский язык, быт и культуру. Лишь старшее поколение ещё сохраняет в домашнем быту айнский язык и некоторые специфические обычаи и предметы утвари. Для части айнов, живущих в городах и вблизи городов, показ своей старинной обрядности, костюмов, утвари, продажа изделий народных промыслов туристам стали важным средством существования.
[2] Бэминами и рабами становились члены побеждённых родов в борьбе отдельных кланов, а также те, кого обратили в рабство родовые старейшины, если они оказывались несостоятельными должниками, нарушали обычаи или совершали преступления.
[3] Тэнно - его выделение в III в. стало поворотным моментом в политической истории страны. Клан тэнно правил при помощи советников, владык округов (агатануси) и управляющих областями (кунино мияцуко), тех же вождей местных кланов, но уже уполномоченных царем. Назначение на пост правителя зависело от воли наиболее могущественного клана в царском окружении, поставлявшего также царской фамилии жен и наложниц из своих членов. С 563 по 645 гг. такую роль играл клан Сога.
[4] Однако многие японские историки считают, что в VII – XI вв. в Японии ещё существовала рабовладельческая формация.
[5] Даймё – крупные феодалы.
[6] Девятая статья конституции Японии - вступила в силу 3 мая 1947 г. – гласит: «Искренне стремясь к международному миру, основанному на справедливости и порядке, японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения силы как средства разрешения международных споров. Для достижения цели … никогда впредь не будут создаваться сухопутные, морские и военно-воздушные силы, равно как и другие средства войны. Право на ведение государством войны не признаётся». Не имеет аналогов среди конституций крупных стран мира.
[7] Интеграция (лат. Integer – целый) – объединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними. Наиболее развитой формой международной интеграции является Европейский Союз. Решение о его создании в форме Европейского экономического сообщества (ЕЭС) было принято Бельгией, Италией , Люксембургом, Нидерландами, ФРГ и Францией в 1957 г. Позднее в ЕЭС вошли Великобритания, Ирландия, Дания (1974), Греция (1984), Испания, Португалия (1986), Австрия, Финляндия, Швеция (1995). Главной целью объединения декларировалось создание единого рынка товаров, услуг, рабочей силы стран-участниц путем достижения «четырех свобод»; свободы передвижения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы между странами сообщества. К сожалению, общемировой процесс интеграции слабо выражен среди стран, ранее входивших в СССР, которые за многолетнюю совместную историю, казалось бы, создали все условия для быстрой и главное плодотворной интеграции.
[8] Чайная церемония – тяною – строго расписанный ритуал, который проводят по праздникам, а также по случаю встречи с друзьями, родственниками. Ч.ц. возникла в Китае. Предположительно была введена Лао-цзы, который ~ в V в. Предложил ритуал с чашкой «золотого эликсира». Этот ритуал процветал в Китае вплоть до монгольского нашествия Позже китайцы свели эту церемонию к простому завариванию подсушенных листьев чайного куста (этот метод и дошёл до нас). Японцы же, избежав монгольского завоевания, продолжали культивировать искусство чаепития, дополняя его особыми манипуляциями.