Платон (427-347 гг. до н. э), высказывал много замечательных экономических идей. В частности, он первым дал классификацию благ, проанализировал причины порчи монет и ее экономические последствия, разделил торговлю на оптовую и розничную, ввел понятие колониальной экономики и даже обосновал не5обходимость государственного контроля над ценами. Платон ставил перед собой задачу упрочить положение аристократии и защитить ее интересы. С этой целью он написал книгу "Политика или государство", в которой нарисовал новое идеальное государство, наделяя его утопическими чертами. Все население делится им на три сословия. Первые два - философы, управляющие государством, и воины, образующие государственный аппарат управления. Собственность разрешается иметь только "черни", третьему сословию, состоящему из землевладельцев, ремесленников и купцов. Рабы не относились ни к одному из сословий. Наиболее важной отраслью экономики Платон считал земледелие, менее почетным занятием - ремесло, непочетным - торговлю.
Первая попытка теоретически осмыслить и более или менее системно изложить экономические проблемы была осуществлена Аристотелем (384-322 гг. до н.э.). Он заинтересовался двумя ключевыми проблемами экономической науки того времени: эффективным использованием имущества в рабовладельческой латифундии и эквивалентным обменом. Аристотель ставит проблему рационального использования богатства, впервые формулирует понятия общественного разделения труда, эквивалентного обмена и меновой стоимости, а также потребностей.
Аристотель объяснял деление общества на рабовладельцев и рабов природными различиями людей. Он признавал "Естественное богатство", а совокупность произведенных товаров и связанную с ними деятельность относил к экономике. Другой сферой деятельности, по его мнению, является хрестоматика - искусство наживать состояние путем торговли, в котором никогда не бывает предела, а целью оказываются богатство и обладание деньгами.
Аристотель полагал, что товары становятся соизмеримыми между собой благодаря деньгам. Будучи приверженцем натурального хозяйства, Аристотель признавал обращение товаров, связанное с удовлетворением потребностей, а движение торгового и ростовщического капитала считал противоестественным и относил к хрематистике[3].
В I - II вв. до н.э. В Римском государстве начал развиваться экономический и политический кризис. Попытку приостановить его предприняли братья Гракхи - Тиберий (162-133 гг. до н. э) и Гай (153-121 гг. до н. э), выдвинувшие проект аграрной реформы, суть которой состояла в ограничении крупного землевладения и в упорядочении положения разорявшихся крестьян.
Проблемы рациональной организации рабовладельческого хозяйства нашли отражение в трудах агрономов - Варрона (116-24 гг. до н. э) и Колумеллы (I в. до н. э). В отличие от Катона, Варрон рекомендовал сочетать развитие земледелия с животноводством. Он отождествлял рабов с говорящими орудиями. Колумелла понимал неэффективность рабского труда и рекомендовал передать землю для обработки свободным колонам, т.е. перейти к мелкому производству.
Экономические идеи арабов в период раннего Средневековья выражал Коран, который был создан мекканским купцом Мухаммедом. Мухаммед утверждал принцип неприкосновенности частной собственности и имущества, большое внимание уделял торговле, требовал строгого соблюдения мер и весов при торговых операциях, но выступал против ростовщичества[4].
Крупным мыслителем второй половины XIV в. был Ибн-Халдун (1332-1406 гг.). Ему принадлежит теория общественного прогресса, согласно которой человеческое общество проходит в своем развитии два основных этапа: а) примитивность; б) цивилизацию. На первом этапе люди занимаются земледелием и скотоводством, на втором - ремеслом, торговлей, искусством и наукой. Он выдвинул также тезис о том, что товары приобретаются путем равноценного обмена, а золото и серебро служат воплощением ценности всего, что создал человек.
В период раннего Средневековья (XII-XIV вв) феодальное общество принимает ярко выраженный сословный характер. Идеологами церковных и светских феодалов выступали канонисты. Крупным представителем канонистов является Фома Аквинский (1225-1274 гг.) защищавший сословные интересы. Основанием для обмена товаров Аквинский считал равенство пользы обмениваемых вещей. Но феодалы могли продавать вещи дороже их естественной цены, что, на его взгляд является справедливым потому, что представители привилегированных сословий больше значат для общества, чем крестьяне и ремесленники.
Экономические идеи феодальной Росси (IX-XVI вв) выражал Ермолай Еразм (10-е гг. XVI в. - ок. сер. XVI в). в основе его экономических воззрений лежит тезис о труде крестьян как источнике богатства. Он отводил крестьянскому сословию первое место в государстве и считал необходимым улучшить его материальное положение. С этой целью он предлагал ограничить повинности только натуральной рентой в размере 1/5 урожая.
В позднее Средневековье в различных странах возникает утопический социализм, ярким представителем которого был англичанин Томас Мор (1478-1535 гг.). В своей книге "Утопия" (1516 г) он отразил разорение огромной массы населения Англии в связи с первоначальным накоплением капитала и пришел к выводу о том, что "там, где царит частная собственность, все богатства попадают в руки немногих"[5]. Вымышленную страну Утопию он характеризовал наличием общественной собственности, всеобщим трудом, регулированием производства, ограничением рабочего дня шестью часами, ликвидацией денег, уравнительным распределением и отсутствием захватнических войн.
Итальянский мыслитель Томмазо Кампанелла (1568-1639 гг.) в книге "Город солнца" критикует, праздную жизнь немногих, причину неравенства видит в частной собственности. Общественная собственность и свободный творческий труд, по его мнению, являются основой этого города.
Вообще можно сказать, что по мере становления науки вырабатывались определения ее предмета, формировался понятийный аппарат.
Первыми достойный вклад в развитие политической экономии внесли меркантилисты, считавшие, что общественное богатство прирастает в сфере обращения - торговле.
Меркантилисты выделили две экономические проблемы:
1) внешней торговли и торгового баланса страны;
2) природы денег и уровня процента. По мнению меркантилистов, богатство страны связано с максимальным накоплением золота и серебра посредством эффективной внешней торговли, т.е. превышения вывоза товаров из страны над их ввозом в страну. Они считали естественным свойством благородных металлов быть деньгами. Отсюда и их ошибочное представление о том, что товары имеют стоимость постольку, поскольку обмениваются на золото и серебро. А, следовательно, величина стоимости товара зависит от того, сколько благородного металла могут дать за него.
Антуан де Монкретьен (1575-1621) считается одним из самых талантливых представителей меркантилизма. Именно он впервые употребил термин "политическая экономия". Отдавая дань значению торговли, прибыли как цели любых ремесел, значению золота для могущества государства, он все же сумел вникнуть в экономические проблемы глубже, чем его современники.А. де Монкретьен предвосхитил (сам того не понимая) и физиократов, и классиков. "Не обилие золота и серебра, не количество жемчугов и алмазов делает государство богатым, но наличие предметов, необходимых для жизни и для одежды, у кого их больше, у того больше благосостояние".
Меркантилизм владел умами людей почти два с половиной столетия. Первый этап его развития пришелся на XVI - первую половину XVII в., когда формировались основные постулаты меркантилистов, а именно:
1) золото, серебро, в целом "сокровища" представляют собой богатство общества;
2) внешняя торговля должна служить средством притока золота в страну, с этой целью, товары нужно продавать подороже, а покупать - подешевле;
3) заработная плата должна быть на невысоком уровне с целью повышения прибылей торговцев и производителей.
По существу, меркантилисты первыми сформулировали учение о торговом балансе страны и о том, что он должен быть активным.
Поздние меркантилисты, по сути, ими были весьма относительно. У. Петти (1623-1687) впервые сформулировал понятие естественной цены, под которой подразумевал стоимость товара, определяемую затратами труда. Труд есть отец всякого богатства, а земля - его мать. Таким образом, в своей главной экономической идее У. Петти уже опровергает основной тезис меркантилизма - прирост богатства в сфере торговли. "Труды У. Пети и других экономистов XVII-XVIII вв. готовили революцию в политической экономии, осуществленную классиками. Смысл этой революции заключался в переходе от исследования сферы обращения к исследованию сферы производства как источника вещественного и стоимостного богатства"[6].
Джон Локк (1632-1704) пытался примерить непримиримое, утверждая, что главным средством увеличения богатства является внешняя торговля, а главным источником его - труд.
Таким образом, идея меркантилизма в наиболее общей форме сводится "в экономической политике - к всемирному накоплению драгоценных металлов в стране и в государственной казне; в теории - к поискам экономических закономерностей в сфере обращения"[7].