Смекни!
smekni.com

История развития экономических учений (стр. 3 из 7)

В отличие от меркантилистов первые русские экономисты отождествляли богатство деньгами. Они заботились об увеличении товарооборота внутри страны, а внешнюю торговлю рассматривали как орудие развития промышленности и сельского хозяйства. Этот принцип проводил в жизнь А.Л. Ордин-Нащекин. Главным источником богатства он считал промышленный труд. Ю. Крижанич так же критиковал меркантилистов и провозглашал богатством производство, а его источником - труд. Он является первым теоретиком денег в России. Он пришел к выводу о том, что для осуществления преобразовательной программы необходима ликвидация крепостничества. [8]

Главной заслугой меркантилистов было то, что они осуществили первую попытку осмысления общеэкономических задач на уровне всей национальной экономики. Попытка не совсем удалась, но послужила отправной точкой для следующей волны экономистов - физиократов.

Физиократы по сравнению с меркантилистами сделали громадный шаг вперед в развитии экономической науки. Они перенесли проблему происхождения богатства из сферы обращения в сферу производства. Обоснование такого переноса было поразительно убедительным для того времени. Франсуа Кенэ (1694-1774), "отец" физиократов, вывел его из принципа эквивалентности обмена. Поскольку обмениваться могут только равновеликие стоимости, значит "обмен или торговля не порождают богатств, совершение обмена ничего, стало быть, не производит". А раз это так, то источник богатства надо искать вне сферы обращения, т.е. в производстве. По его мнению, деньги выполняют только функцию средства обращения.

И хотя физиократы считали, что единственная сфера производства, где создается национальное богатство, - это сельское хозяйство, а единственной формой прибавочной стоимости признавали земельную ренту, их вклад в развитие экономической науки оказался весьма значительным.

За всю историю развития экономической науки проблема характеристики общественного воспроизводства был впервые объяснен Ф. Кенэ в его знаменитых "Экономических таблицах" (1757). И хотя недостатков в этих таблицах кругооборота общественного продукта было много (обращался только продукт сельского хозяйства), в них была впервые показана принципиальная возможность общественного воспроизводства.

При построении своих экономических таблиц, Ф. Кенэ исходил из следующих предпосылок:

1) цены неизменны в течение года;

2) все доходы расходуются на потребление;

3) покупки и продажи внутри каждого класса не принимаются во внимание;

4) внешняя торговля игнорируется;

5) вся обрабатываемая крестьянами земля арендуется у землевладельцев;

6) промышленные товары производятся ремесленниками[9].

При этих условиях весь годовой сельскохозяйственный продукт обращается между тремя классами: крестьянами, землевладельцами и ремесленниками. Поскольку у последних потребление рано производству, доходов они не имеют, отсюда и их определение - "бесплодный класс". По Ф. Кенэ, доходы имеют только землевладельцы в виде арендной платы за землю. При этих условиях в экономике наблюдается равновесие, поддерживаемое постоянным кругооборотом доходов. Ф. Кенэ из изложенного делает революционный вывод о том, что налоги должны платить только землевладельцы.

Воспевая труд в сельском хозяйстве, Ф. Кенэ писал: "Среди всех средств для приобретения имущества нет ни одного, которое было бы для человека лучше, выгоднее, приятнее и приличнее, даже достойнее для свободного человека, чем земледелие"[10].

Наряду с Ф. Кенэ наибольший вклад в развитие учения физиократов внесли Виктор Рикети де Мирабо-старший (1715-1789), Дюпон де Немур (1739-1817), основатель и ныне одной из могущественнейших американских корпораций, и Анн Роббер Жак Тюрго (1727-1781).

А.Р.Ж. Тюрго усовершенствовал классовую структуру общества, разделив класс ремесленников-производителей на предпринимателей и наемных рабочих, и такое деление определяет бережливостью и старательностью одних и расточительностью других. Предвосхищая Т. Мальтуса, А. Тюрго утверждал, что заработная плата рабочих естественно тяготеет к своему минимуму в результате конкуренции между рабочими в условиях перманентного превышения предложения труда над спросом на него.

А. Тюрго впервые отчетливо разделяет промышленную и торговую прибыль. Он писал, что в основе обмена лежит потребность товаровладельцев в товарах друг друга. Именно поэтому и уравнивает ценность обмениваемых благ.

Вклад физиократов в развитие экономической науки в целом можно определить следующими четко сформулированными положениями[11]:

1) богатство создается не в сфере обращения, а в сфере производства;

2) функции государства в экономике должны быть ограничены;

3) воспроизводство представляется как сатирическое равновесие;

4) необходима свободная торговля;

5) налогообложение должно быть прямым.

Меркантилисты и физиократы подготовили переход экономической науки к ее расцвету, когда она, по существу, не только сформировалась как единая, целостная наука, но и ответила практически на все вопросы, поставленные быстро прогрессирующим капиталистическим способом производства. Наступила эпоха классической[12] политической экономии.

Зачинателем классической политэкономии выступил английский меркантилист У. Петти. Он впервые, еще в 1662 г., ясно и недвусмысленно заявил, что источником всякого богатства является труд. Так экономическая мысль заново открывает забытую идею Аристотеля. В то же время У. Петти различал две стороны цены: одна, постоянно меняющаяся в зависимости от рыночной конъюнктуры, - рыночная цена и другая - естественная, не меняющаяся уже после производства, - стоимость товара.

У. Петти соединял в себе две ипостаси: меркантилиста и классика политической экономии. Заслуга его - и в определении земли как особого товара, не являющегося продуктом труда. Следовательно, цена земли должна определяться доходом, который она приносит, т.е. рентой.

Особое место в развитии экономической науки принадлежит Адаму Смиту (1723-1790), выдающемуся английскому экономисту, классику политической экономии. Особое место А. Смита в экономической науке определяется уже тем, что он впервые изложил экономическую теорию как целостную науку, во взаимосвязи всех ее элементов.

Разрабатывая экономическую теорию в целом и опираясь на трудовую теорию стоимости, А. Смит открывает две стороны товара: стоимость и потребительскую стоимость (полезность) и указывает на различия между ними. Важным шагом в развитии теории стоимости было ограничение им простого и сложного труда, а, следовательно, определение основы сопоставимости, соизмеримости различных форм труда. По его мнению, в обмене человека интересует не то, сколько стоит покупаемый товар, а то, сколько можно сэкономить собственного труда.

А. Смит определил, говоря современным языком, институциональные, объективные и субъективные условия эффективного развития рыночной системы. По А. Смиту, этих условий вполне достаточно для существования рынка:

1. Государство должно гарантировать неприкосновенность собственности как своей, так и, особенно, граждан;

2. Каждый хозяйствующий субъект должен строго и честно выполнять взятые на себя обязательства, ибо доверие друг другу и всех хозяйствующих субъектов к государству становится мощной экономической силой;

3. Гражданин, хозяйствующий субъект, должен быть совершенно свободен в выборе места, времени, отрасли производства.

Непреходящую славу одного из лучших экономистов всех времен А. Смиту принесла общая теория рынка. Он убедительно обосновал то положение, что каждый хозяйствующий субъект, преследуя свою личную цель, достигает тем самым выполнения общественных целей. Его идея "невидимой руки рынка" есть ни что иное, как объяснение механизма саморегулирования рыночной системы. "Мы ожидаем получить свой обед не потому, что мясник, пивовар и булочник благосклонны к нам, а потому, что они заботятся о своей собственной выгоде… каждый индивидуум все время прилагает усилия к тому, чтобы изыскать наиболее выгодное применение любому капиталу, которым он располагает. Стремясь извлечь из этого производства продукт наибольшей стоимости, он преследует только собственную цель, и в этом случае, как и во многих других, его ведет невидимая рука, ведет к результату, не имеющему ничего общего с его намерениями"[13].

Дальнейшее развитие классическая политэкономия получила в трудах Давида Рикардо (1772-1823) - английского экономиста. Он очистил экономическую науку от многих заблуждений предшественников и освободил трудовую теорию стоимости от внутренних противоречий. Экономическая теория предстает у Д. Рикардо в виде последовательной, логической концепции. Прежде всего, анализу Д. Рикардо свойственна объективность.

Д. Рикардо является весьма необычным предшественником Т. Мальтуса, хотя и был его современником. Он считает, "что норма прибыли постепенно падает вследствие повышения заработной платы и увеличивающейся трудности снабжения возрастающего населения предметами насущной необходимости". Поэтому по Д. Рикардо, "естественной ценой труда является та, которая необходима, чтобы рабочие имели возможность существовать". То есть, поскольку заработная плата всегда есть вычет из прибыли капиталиста, она должна стремиться к минимуму.

Д. Рикардо решил много конкретных экономических проблем. От расчетов экономической эффективности международной торговли и теории сравнительных преимуществ до… определения печально известного "минимального уровня заработной платы" или прожиточного минимума.

И, наконец, заслуга Д. Рикардо заключается в том, что он изложил политическую экономию в строгой логической последовательности, в системном виде, на том уровне развития, на котором она находилась в его время. Это видно из названия его главного труда "Начала политической экономии и налогового обложения"[14]. Теория Д. Рикардо - вершина классической политической экономии.