Смекни!
smekni.com

История развития экономических учений (стр. 5 из 7)

Так же как и Д. Рикардо, Бем-Баверк определят капитал как фонд средств существования, предоставляемых рабочим, т.е. Только как оборотный капитал, как средства, связанные в виде незавершенного производства. Кроме того, Бем-Баверк развивает дальше идею о неодинаковых периодах производства товаров или об их обратной стороне, различных скоростях оборота капитала, впервые высказанную Д. Рикардо. В системе Бем-Баверка при условии, если количество труда неизменно, то потребность в оборотном капитале возрастает только с увеличением времени производства. Капитал можно увеличить, либо используя большое его количество, либо увеличив время, в течение которого он будет вовлеченным в процесс производства.

Как и у классиков, теория стоимости у Бем-Баверка служила основой для понимания доходов. Образование последних он рассматривал как результат вменения стоимости владельцам факторов производства в процессе ценообразования. Заработная плата рабочего исчисляется как дисконтированная стоимость произведенного им продукта. Аналогичным образом исчисляется доход от земли. Такой же вид дохода, как прибыль (процент), порождается произведенными факторами. Происхождение процента, к которому Бем-Баверк, по существу сводил прибыль, можно объяснить, по его мнению, роль фактора времени.

Процент в его теории играл столь же важную, а может быть, даже более важную роль, чем капитал. В работе "Капитал и прибыль" Бем-Баверк дает анализ теорий прибыли в истории экономической науки от Аристотеля до конца XIX в. исследуя каждую из них в отдельности и отмечая их недостатки, он выдвигает свою теорию прибыли (процента).

Отход от принципа монизма, означающего поиск единого источника стоимости, единого основания цен, связан с теорией ценообразования в конкурентных условиях А. Маршалла (1842-1924 гг.), он был представителем неоклассической экономической мысли. Если у экономистов-классиков стоимость (ценность) товара определялась количеством труда, затраченного на его производство (Рикардо), или в целом издержками производства (Смит, Сэй и др.), у австрийцев - субъективной предельной полезностью, то А. Маршалл соединил эти подходы, считая, что в определение цен существуют как спрос, так и предложение, являясь равноправными элементами рыночного механизма. С этого момента экономисты объясняли уже не стоимость, а цены, которые устанавливаются под влиянием многих факторов. Таким образом, с отказом от поиска первоосновы (субстанции) цен, под которой понималась некая объективная естественная или истинная стоимость, связан переход от теории стоимости (ценности) к теории ценообразования или микроэкономике. Последний означал так же поворот в экономической теории от "реализма" к методологическому "номинализму", господствовавшему в естественных науках. Методологический номинализм стремится не к постижению того, чем вещь является на самом деле, и не к определению ее подлинной природы, а к описанию того, как вещь ведет при различных обстоятельствах, и в частности к выяснению того, имеются ли в этом поведении какие-либо закономерности.

Исследуя проблему распределения, А. Маршалл заменил через 50 лет триаду Сэя (труд, земля, капитал) комбинацией четырех факторов, добавив к ним фактор организации, или институционального устройства бизнеса. По его мнению, с ростом корпораций и рассеиванием владения акциями функция управления попадает в руки профессиональных управляющих, вознаграждение которых (нормальная прибыль) должно быть достаточным, чтобы побудить их к предложению своих услуг[18]. Таким образом, А. Маршал подчеркнул, что с возникновением акционерной формы собственности вознаграждение за труд управления отделяется от экономической прибыли. Задачей теории распределения, по Маршалу, является исследование предложения каждого фактора и спроса на него.

Практически в то же самое время, когда А. Маршаллом были исследованы проблемы ценообразования, Дж.Б. Кларком (1847-1938 гг.) предприняты попытки объяснения того механизма, при помощи которого определяется размер вознаграждения каждого фактора производства. Являясь оппонентом Бем-Баверка, Дж.Б. Кларк, совершенно независимо от австрийской школы открывший принцип предельной полезности и распространивший его на сферу производства, считал, что в условиях статистического равновесия, когда чистые инвестиции равны нулю, число производственных процессов, приближающихся к завершению, в точности равно числу только что начинающихся. Из этого следует, что капитал поддерживается на неизменном уровне, а спрос на него предъявляется только в целях замещения. Поэтому временной лаг, по мнению Дж.Б. Кларка, не играет существенной роли для понимания такого явления, как капитал.

Кларк выделял четыре фактора производства: специфические капитальные блага (средства производства и земля), капитал как абстрактную производительную силу (чистый капитал), деятельность предпринимателя, труд рабочих. Чистый капитал он определил как однородный постоянный денежный фонд, вкладываемый в различные комбинации конкретных капитальных благ.

Для того чтобы сформулировать закон, на основе которого оплачиваются факторы производства, им был использован предельный принцип. В соответствии с законом распределения Кларка доля дохода, направляемая на оплату любой производственной функции, измеряется величиной действительно произведенного с ее помощью продукта. Заработная плата каждого рабочего будет равна предельному продукту труда, т.е. продукту труда наименее производительного рабочего (предельной производительности). Излишек произведенного продукта над заработной платой является продуктом капитала. Следовательно, в состоянии долгосрочного конкурентного равновесия, когда оплата каждого фактора, включая нанимателя труда, равна денежному выражению его предельного продукта, предпринимателю не достается никакого остатка и прибыль равна нулю (прибыль - нормальна, по выражению А. Маршалла).

Весьма оригинальная трактовка капитала содержится в теории общего экономического равновесия Л. Вальраса (1834-1940 гг.), отчетливо сформулировавшего различие между запасом ресурсов и произведенным с их помощью потоком услуг и доходов. Все имеющиеся ресурсы, все формы общественного богатства, которые расходуются через промежуток времени, он определил как "основной капитал", а блага недлительного пользования, все формы общественного богатства, которые расходуются мгновенно, - как оборотный капитал или доход". Таким образом, теория капитала у Вальраса имеет в виду только производительные блага длительного пользования, поскольку предполагается, что сырье и другие блага, участвующие в производственном процессе, целиком потребляются в течение одного периода производства. Новые капитальные блага в стационарной экономике не производятся, так как Вальрас допускает, что отчисления на амортизацию и замену являются техническими константами.

Зная ставку процента на рынке ссудных капиталов, предприниматели инвестируют свои капиталы. Но при этом главная проблема все же заключается в определении того, как формируется ставка процента на рынке заемных средств и как рынок ощупью движется к общему равновесию. Если равновесие достигнуто, предпринимателю не достается никакого остатка, прибыль равна нулю.

Теория капитала Вальраса была воспринята и развита дальше И. Фишером. Строго придерживаясь микроэкономической модели общего равновесия Вальраса, Фишер по-новому подошел к проблеме капитала и процента, рассматривая их в однопродуктовой модели экономики. Он определил капитал как любой капитальный запас, который приносит поток благ. Доход у Фишера - излишек этого потока над затратами, необходимыми для поддержания и замещения запаса.

Капитал, таким образом, выступает здесь единственным фактором производства, а весь подлежащий распределению доход состоит из процента. Из такой трактовки капитала и дохода, следует, что капитал представляет собой некий однородный "фонд", "приведенную к настоящему моменту времени дисконтированную стоимость будущих доходов". В последние десятилетия идея о том. Что капиталом является любой актив, физический или человеческий, обладающий способностью генерировать поток доходов, получила всеобщее признание в экономической науке.

Мировой экономический кризис 1929-33 гг., Великая депрессия в США вызвали в жизни новый этап развития экономической науки, начало которому положила знаменитая работа Дж.М. Кейнса (1883-1946 гг.)"Общая теория занятости, процента и денег". В этой работе Кейнс теоретически обосновал концепцию регулируемого капитализма. Ее суть кратко можно выразить следующими положениями[19].

Объект анализа был перенесен им с деятельности фирм и домашних хозяйств на изучение агрегированных величин.

Кейнс свел экономику к функционированию четырех взаимосвязанных рынков (благ, труда, денег, облигаций) в пределах краткосрочного периода.

Всю тяжесть приспособления к меняющимся условиям макроэкономического равновесия он возложил на объем выпуска.

Кейнс сформулировал теорию в форме моделей.

Кейнс развил теорию Р. Кана о динамике дохода как функции от инвестиций.

В 50-е гг. последователи Кейнса занимались исследованием проблем экономического роста, тем самым, защищая статичную теорию Кейнса от критики. В результате возникли неокейсианские теории роста, основанные на учете мультипликатора-акселератора и моделировании экономической динамики с использованием характеристик взаимосвязи накопления и потребления.

В моделях Е. Домара и Р. Харрода предполагается, что факторы производства лишь дополняют друг друга. Эти модели объединяют общий вывод: а) о целесообразности постоянного темпа экономического роста как решающего условия динамического равновесия экономики; б) о постоянстве в долгосрочном периоде доли сбережений в доходах и средней эффективности капиталовложений; в) о возможности достижения динамического равновесия и постоянного роста лишь в результате активно государственного вмешательства[20].