Не последнюю роль играл демографический фактор. Вследствие малой плотности заселения территории США постоянно испытывали недостаток рабочей силы, что стимулировало механизацию производственных процессов и развитие технической мысли и обусловливало более высокую заработную плату, чем в европейских странах. Эти обстоятельства стали притягательной силой для притока эмигрантов. В США в 1864 г. был принят закон, поощрявший иммиграцию. В 1870 — 1914 гг. в США прибыло около 30 млн. иммигрантов. В 70—80-е гг. среди иммигрантов были квалифицированные рабочие и инженеры из Англии и Германии, стран с высоким уровнем технического развития, что помогало передавать европейский научно-технический опыт и освобождало американское государство от затрат на обучение кадров.
"Новая волна иммиграции наступила перед Первой мировой войной. В Америку уезжали переселенцы из Италии, Австро-Венгрии, России, не имеющие квалификации и готовые к любой работе без претензий на высокую плату. Следствием интенсивной иммиграции был рост емкости внутреннего рынка США, темпы которого были выше, чем в любой другой стране. А это стимулировало развитие производства"[10].
Следует учитывать и историко-географический фактор. Удаленность от Европы и близость к Южной Америке позволили этой молодой капиталистической стране усилить свои позиции в Западном полушарии. Используя доктрину Монро и идею панамериканизма, США раньше всего приобрели Гавайские острова. И 1898 г. они объявили войну Испании и по Парижскому договору получили Филиппинские острова, острова Пуэрто-Рико и Гуам. Затем под протекторатом США оказалась Куба, США добились исключительного права на строительство Панамского канала, оторвав Панаму от Колумбии. Использовали США и финансовое закабаление, т. е. экономическое подчинение слабых государств, остающихся при этом формально независимыми. США контролировали оловянную промышленность Боливии, медную — Чили и Перу, важнейшие железные дороги Южной Америки. На Дальнем Востоке главным объектом интересов США был Китай, емкость внутреннего рынка которого была безграничной.
На монополистической стадии экономика США развивалась высокими темпами, которые превысили все другие капиталистические страны. Национальное богатство увеличилось почти в семь раз, а промышленное производство — в девять раз. К началу XX в. США обогнали все капиталистические страны не только по темпам индустриального развития, но и по абсолютному уровню промышленного производства. Это значит, что они производили больше всех и быстрее всех.
Особенно быстро развивалась в США тяжелая индустрия, что определялось основными направлениями второй НТР. Структура промышленного производства изменилась в пользу отраслей группы «А». Наиболее высокими темпами развивались новые отрасли, вызванные к жизни достижениями НТР, — нефтяная, алюминиевая, резиновая, электротехническая, сталелитейная, автомобильная.
В этот период осуществляются серьезные сдвиги в размещении производительных сил. В конце XIX в. началась индустриализация Юга и Запада. Возникла новая металлургическая база в районе Великих озер, где открыли богатейшие залежи железной руды. Новый текстильный район образуется на Юге. И хотя ведущие позиции остаются за Северо-Востоком, постепенно центр промышленного развития продвигается на Ближний Запад, в штат Огайо.
Структурные сдвиги в экономике США были связаны с огромным значением железнодорожного строительства. Протяженность железных дорог за этот период увеличилась примерно в восемь раз.
Отличительной чертой экономического развитии США признают его комплексность, глубокое изменение технико-производственной и организационной структуры. Высокий технический уровень производства позволил осуществить переход к массовому выпуску стандартизированной продукции даже в старых, традиционных отраслях.
Переход к монополистической стадии, как отмечалось, был подготовлен усиленной концентрацией производства. В 1913 г. в США доля крупных предприятий достигала в общем объеме промышленной продукция почти 85%. О централизации капитала говорит тот факт, что акционерные общества сосредоточивали 80% всех рабочих.
Первая монополия появилась в США в 1872 г., ею стала одна из самых крупных нефтяных компаний «Стандарт ойл». Ее организатор — Дж. Рокфеллер. В 1879г. эта монополия уже контролировала 95% нефтепереработки в стране, получая огромные прибыли.
Самая распространенная форма монополий в США — тресты, созданные в различных отраслях (от электротехнической до табачной). Исключительно монополизированной отраслью было железнодорожное строительство
О степени монополизации США можно судить по сложившимся династиям «королей» стали, нефти, электричества, железных дорог — это Морганы, Рокфеллеры, Вандербильды, Гарриманы и др.
"Активно происходил процесс сращивания трестов с банковскими монополиями, что вело к созданию американского финансового капитала. Ведущее положение заняли две банковские группы — Моргана и Рокфеллера"[11]. Они осуществляли контроль над промышленными монополиями, железнодорожными компаниями, крупными банками.
По степени монополизации США существенно обогнали Европу. Для Европы характерны картели и синдикаты, объединявшие десятки относительно небольших предприятий. В США монополистический капитализм, опираясь на концентрацию производства, эту фазу миновал. Поэтому здесь поведение монополий было особенно беззастенчивым, цены устанавливались монопольно высокие, в интересах перераспределения доходов населения в свою пользу.
В США в ответ на такую политику прошла мощная волна антимонополистического движения фермеров, рабочих, мелкой и средней буржуазия. В 1887 г. Конгресс США принял закон о создании межштатной торговой комиссии, в функции которой входил надзор за действиями железнодорожных магнатов. В 1890 г. под давлением народных масс был принят антитрестовский антимонопольный закон, разработанный сенатором Дж. Шерманом, в котором говорилось: «Всякий договор, объединение в форме треста или в любой иной форме или договор с целью ограничения коммерции или торговли между штатами или с иностранными государствами объявляются незаконными».
В начале XX в. промышленность США продолжала развиваться высоким темпами. Объем продукции обрабатывающей промышленности сравнялся с суммарным производством таких стран, как Англия, Франция и Германия. Доля США в мировом промышленном производстве достигла 36%, а в мировой выплавке стали — 47%, добыче каменного угля — 45%, добыче каменного угля — 45%, добыче нефти — 82%.
Период начала XX в. (1901—1914) вошел в американскую историю как эпоха прогрессивна, поскольку в годы государством были проведены демократические преобразования, охватившие политические, экономические, социальные сферы. Открывает эпоху прогрессизма правление президента Т. Рузвельта (1901—1909). Он провел ряд мер, направленных на совершенствование антитрестовского законодательства. В 1906—1908 гг. были осуществлены мероприятия по охране природных ресурсов страны. Государство взяло на себя функции охраны природных богатств страны. Были проведены меры по ирригации засушливых земель.
Последние годы эпохи прогрессизма приходятся на начало правления 28-го президента США демократа Вудро Вильсона (1912—1921), которое вошло в историю США как период «новой демократии». В эти годы был принят тариф, отменявший протекционизм. Пошлины были уменьшены, хотя на табак, табачные изделия, сахар сохранялись высокие пошлины. Важным шагом правительства Вильсона было введение прогрессивного налога на доходы частных лиц и корпорации.
Был принят также закон о создании Федеральной резервной системы (ФРС). Было создано 12 федеральных резервных банков, капитал которых должен был образовываться из поступлений (взносов) национальных, штатных и промышленных банков. В этот же период была создана федеральная промышленная комиссия (ФПК), которая должна была собирать информацию и привлекать к ответственности за нечестные методы деятельности лица и корпорации.
"Таким образом, с эпохи прогрессизма в США берет начало государственно - монополистический капитализм"[12], когда государство осуществляет регулирующие меры по развитию экономики, охватывая различные ее сферы.
Результаты второй буржуазной революции благотворно сказались на развитии сельского хозяйства США. Эта отрасль динамично развивалась.
Получила интенсивное развитие инфраструктура аграрного сектора — элеваторы, холодильники (холодильные склады), различные технические средства, обеспечивающие сохранность сельскохозяйственной продукции.
Новые земли, вовлеченные в обработку за 1870—1900 гг., превосходили площади Германии, Франции и Англии, вместе взятых. Число фермеров увеличилось с 2 млн. в 1860 г. до 5,7 млн. в 1900 гг.
Американское государство оказывало поддержку аграрному сектору, прежде всего помогая внедрять научные методы ведения хозяйства.
В аграрном секторе США также происходил процесс концентрации производства. Мелкие и средние фермерские хозяйства не имели материальных возможностей применять механизацию, а следовательно, обеспечить снижение цен на сельскохозяйственную продукцию. И в ходе аграрного кризиса 90-х годов крупные капиталистические фермы поглотили значительную часть мелких земельных участков. Для выхода из кризиса осуществили структурную перестройку сельского хозяйства.
В целом фермерство составляло в 1913 г. 1/3 общего числа занятого населения, фермерское хозяйство было высокоэффективным. Фермерское хозяйство обеспечивало продукцией внутренний рынок, и многое поставляло на европейский рынок.